Внеурочная деятельность "Секреты орфографии".
материал на тему
Данная программа общеинтеллектуального направления по курсу «Кружок «Секреты орфографии» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа общеинтеллектуального направления по курсу «Кружок «Секреты орфографии» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 2 года обучения (общим объёмом 68 часа: по 34 часа в 3, 4 классах). Выбор курса определяется самостоятельным выбором учащихся 3 и 4 классов.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю). Она реализует концепцию языкового образования с опорой на творческую, исследовательскую деятельность младших школьников.
Цель данного курса заключается в том, чтобы повысить и усовершенствовать грамотность младших школьников.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- ни в коем случае не повторять уже имеющиеся курсы;
- не стремиться к максимально полному охвату всех сложных случаев правописания;
- сосредоточить внимание на ошибках, которые чаще всего допускаются выпускниками начальной школы:
- сгруппировать все правила правописания вокруг нескольких «горячих точек», т.е. тех вопросов, которые чаще всего задаёт себе пишущий.
Тематический план программы
№ | Название модуля, разделы | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
Общеинтеллектуальная деятельность: курс «Кружок «Секреты орфографии» | 68 | 34 | 34 | ||||||
| Кто-кто в алфавите живёт? | 7 | 7 | Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Использовать алфавит для упорядочивания слов | |||||
| В путь за «главным» правилом | 7 | 7 | Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарь. | |||||
| «Фонемные» и «нефонемные правила | 10 | 10 | Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы | |||||
| Приставки – труженицы | 16 | 8 | 8 | Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками. При определении состава слова приводить доказательства (в игровых упражнениях). | ||||
| Как «оседлать» правило? | 2 | 2 | Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. | |||||
| Дорога к письменности | 6 | 6 | Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. | |||||
| Из чего строятся слова? | 4 | 4 | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). | |||||
Смотри в корень | 10 | 10 | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). | ||||||
| Маленький «загадочный» театр | 6 | 6 | Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. |
Основное содержание программы
1 раздел
Кто-кто в алфавите живёт? – 7 часов
1. Когда возникла наша письменность? Застывшие звуки. Кириллица
или глаголица
- Меня зовут морфема. Звуки-смыслоразличители.
- Познакомьтесь с фонемой поближе. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы?
- Как рождаются звуки? Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».
- Как обозначить твёрдые и мягкие фонемы? Буква – помощница (ь знак).Таинственная фонема ( j ). Буква – подсказчица (ъ знак). Вторая
нагрузка ь знака.
6. Буквы – «актёры» (йотоносители). Ещё одна буква (ы). Вот и
алфавит.
7.Давайте поиграем: «Найди своё место», «Расставь по алфавиту», «Кто
за кем?», «Оживи алфавит». Викторина «Азбука и алфавит».
2 раздел
В путь за «главным» правилом – 7 часов
1. «Ошибкоопасные» места. «Зеркальные» и «незеркальные» слова.
2. Что такое орфографическая зоркость?
3. Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы.4. Опасные согласные: звуки-«волшебники» (сонорные).
5. Давайте поиграем: «Проверь звучание сонорных», «Где сонорные?»
6. Звуки «живут» по закону. На сцене гласные: добрый «волшебник» -
ударение.
7. Выходим на «главное» (фонемное) правило. Олимпиада.
3 раздел
«Фонемные» и «нефонемные» правила – 10 часов
1. Фонемы повелевают буквами. Когда ь знак пишется, а когда не пишется?
2. Добро пожаловать, Ь знак! Как получаются мягкие согласные?
3. Давайте поиграем: «Поймай мягкий согласный», «Каждому своё»,
«Твёрдый – мягкий – твёрдый».
4. Отгадай загадку. Занимательные квадраты. Хитрые вопросы. Эстафета.
5. Рассказ «Хвастун» (Г. Сорокин). Ь знаку въезд запрещён, но … не всегда!
6. «Масло масляное» (сочетания чн, чк, нч, нщ).
7. Давайте поиграем: «Большие – маленькие», «Кто больше?», «Из чего какой?»
8. Ваши старые знакомые (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
9. Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!
Давайте поиграем: «Запоминай-ка», «Кто больше?», «Т – не Т».
10.Стихотворение В.Данько «Ягодка». «Нефонемное» правило (гласные
после Ц).
4 раздел
Приставки – труженицы – 16 часов
1. Игра с приставками. Много ли на свете приставок?
2. Для разных приставок – разные законы.
3. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).
4. Секрет безошибочного письма.
5. Игры с приставками: «Поймай приставку», «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?», «Раскрой скобки», «Подбери пару».
6. Коварная приставка с-. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы: на З и С). Не «съешьте» второе С!
7. Самые трудные! (приставки третьей группы: пре-, при-)
8. Игры с приставками: «Приставка или нет?», «Прятки с приставками».
9. Правописание приставок пре-, при-.
10. Что может означать приставка при-?
11. Первое значение приставки при-
12. Второе значение приставки при-. В переносном смысле.
13. Третье значение приставки при-.
14. Четвёртое значение приставки при-.
15. Что может означать приставка пре-? Первое значение приставки пре-.
16. Второе значение приставки пре-. Тренируемся на всё вместе. Весёлые рифмы.
5 раздел
Как «оседлать» правило? – 2 часа
1. Волшебное слово – самоинструкция.
2. Составляем самоинструкцию (правописание частицы НЕ с разными
частями речи). Давайте поиграем: «Раскрой скобки».
6 раздел
Дорога к письменности 6 часов
1. Как обходились без письма?
2. Понятно без слов. Древние письмена.
3. Рисуночное письмо.
4. «Священные знаки».
5. Договор между читающим и пишущим.
6. Рисунки и буквы.
7 раздел
Из чего строятся слова? - 4 часа
1. Строительная работа морфем.
2. Приставкины «смыслиночки».
3. «Смыслиночки» суффиксов.
4. «Смыслиночки» окончаний.
8 раздел
Смотри в корень! – 10 часов
1. Слова –«родственники». Правильные корни и корни-уродцы.
2. Давайте поиграем: «Третий лишний». Сколько бывает родственных
слов?
3. Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные
сочетания (-оро/-ра; -оло/-ла; -ере/-ре; -ол/ле).
4. Стихотворение Б.Корнилова «Лошадь». Орфограмма с девичьим
именем (-…ир + -а- = -…ира-).
5. Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девичьих
имени(-има-, -ина-).
6. Суффикс -а- командует гласными о и а. Рассказ К.Паустовского
«Зарница и заря».
7. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Текст «Царь и
вечерняя заря» Б.Сергунков.
8. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!».
Конкурс эрудитов.
9. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от
первоначальных значений. «Пересаженные» корни.
10. Олимпиада.
9 раздел
Маленький «загадочный» театр – 6 часов
1. Попробуем сочинять сами.
2. Шуточные вопросы.
3. Головоломки.
4. Конкурс эрудитов.
5. Ребусы.Шарады.
6. КВН «Трудно ли быть грамотным?»
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: интерес учащихся к родному языку, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах правописания и произношения слов.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества: развитие умения извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Результаты третьего уровня: приобретение школьниками опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по интересующим вопросам; организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде.
Формы контроля
Олимпиады
КВНы
Конкурсы эрудитов
Методические рекомендации
Наблюдение за письменной речью младших школьников свидетельствует о том, что встречается немало ошибок и отклонений от орфографических норм современного русского языка
Практическое назначение факультативных занятий по курсу «Секреты орфографии» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о существующих нормах правописания, помочь им разобраться в трудных случаях написания слов. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом данного курса со своим содержанием и логикой построения.
Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн родного языка и направлен на то, чтобы вызвать у школьников интерес к результату.
Подобранные игры, кроссворды, шарады, ребусы, загадки дают пищу для детского ума, пробуждают у детей чувство удивления, вызывают удовольствие от открытого нового.
Использованная литература
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М., «Просвещение», 1995
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., «Астрель», 2004
3. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках.
М., «Просвещение», 1995
4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М., «Просвещение», 1991
5. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., «Знание», 1995
6. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М., «АСТ»,1996
7. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991
8. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.
М., «Просвещение», 1991
9. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, «ДЕКОМ»,
1994
10. Соболева О.Л. Когда правила смеются, М., «Новая школа», 1996
11. Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. М., «ОНИКС», 2008
12. Тоцкий П.С. Орфография без правил М., «Просвещение», 1991
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Учебные пособия: «Конкурс грамотеев», «Весёлая грамматика» | ||
2. | Печатные пособия | |
Учебные пособия: «Офография, грамматика – в рифмовках занимательных», «Секреты орфографии», «Говорим и пишем грамотно» | 4 комплекта | |
3. | Технические средства обучения | |
Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска | 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук | |
4. | Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» | 4 комплекта 4 комплекта | |
5. | Игры и игрушки | |
Электронные игры развивающего характера | ||
6. | Оборудование кабинетов | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска Сканер, принтер Цифровая фотокамера | 16 штук 16 штук 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук 9 штук 3 штуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/05/picture-346790-1591340016.jpg)
"Секреты орфографии".Программа внеурочной деятельности 2 класс.
Программа внеурочной деятельности учителя начальных классов МБОУ СОШ №2Садовниковой Ольги Викторовны2 класс « Секреты орфографии»Программа рассчитана на 1 год из расчёта 2 часа в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-456044-1402689966.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа поможет учителю строить дополнительную работу по русскому языку. Детям буде...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-957754-1507798797.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-138781-1441561954.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Секреты орфографии"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Секреты орфографии"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Секреты орфографии» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.Реализуя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-120823-1349974153.jpg)
программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 2 класс
внеурочная деятельность 2 класс "Секреты орфографии"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-954300-1549363807.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 3 класс
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...