Организация педагогической поддержки обучающимся, требующим особого внимания
статья на тему

Старостина Лидия Петровна

           Автор, рассматривая особенности педагогической деятельности учителя начальных классов с обучающимися, требующими особого внимания, делает вывод о том, что важными  условиями являются создание благоприятного психологического климата и организация системы педагогической поддержки. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Ключевые слова: педагогическая поддержка; обучающиеся, требующие особого внимания; создание благоприятного психологического климата; личностно-ориентированный подход; организационная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_1_.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогической поддержки обучающимся, требующим особого внимания

                                                                                                      Старостина Лидия Петровна,

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                      МОБУ СОШ № 26

                                                                                                      городского округа « город Якутск»

                                                                                                      Республики Саха (Якутия)

                                                             

         В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. Соответственно, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных возможностей независимо от уровня его развития. В связи с этим, одной из важных проблем, которую приходится решать учителям, - это работа с учащимися, требующими особого внимания. По данным научных исследований количество таких учащихся в школах составляет 10-15%. Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа всех служб образовательного учреждения.

        На начальном этапе работы по данной проблеме мы выявляем детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обращаем внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьёй, затруднения в учебной деятельности. Эта деятельность включает:

  1. Выявление детей, требующих особого внимания, составление карточек на каждого из них с учётом: фамилии, имени, года рождения, здоровья, учёбы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
  2. Проведение анкеты «Выявление трудновоспитуемых детей в классе».    
  3. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
  4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье.
  5. Изучение  полезных интересов,  способностей и профессиональных намерений.

        В процессе работы с указанной категорией детей реализуется личностный подход. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Ш.А. Амонашвили,  Януш Корчак, В.А. Сухомлинский, Карл Рэнсом Роджерс, Селестен Френе, Рудольф Штейнер и др.). Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания  благополучного психологического климата в коллективе, поэтому данный подход может считаться важнейшей особенностью работы учителя в коллективе младших школьников. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности - одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в работе учителя начальных классов с детьми, требующими особого внимания.

          В реализации учителем личностного подхода мы выделяем следующие особенности:

    - видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в неё;

    - создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;

    - предоставлять детям, требующим особого внимания, возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать их недостатки выявлением положительных сторон;  

    - исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребёнка;  Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка;

    - организовать атмосферу "успеха",  помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях;      

   - учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому;      

   - завоёвывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для своих воспитанников.

            Активное развитие личности, формирование базисных качеств во многом зависит от той социальной среды, членом которой является ребёнок. Особое значение в смысле становления личности представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах и создание благоприятных условий для детей, требующих особого внимания.

            Благоприятный психологический климат в коллективе - это совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, которые благоприятно воздействуют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих в коллективе проблем.

            С целью изучения психологического климата в классе, мы определили его основные характеристики:

- доверие;

- доброжелательная и деловая критика;

- высокая требовательность членов группы друг к другу;

- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

- отсутствие давления руководителя па подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи  в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.

        Одним из приоритетных направлений при организации благоприятного психологического климата и благоприятных условий для детей, требующих особого внимания, является создание на уроках ситуации успеха. Чтобы ребёнок не чувствовал своей «отсталости»,  необходимо снять «синдром неудачника».

        Создание психологического климата требует от учителя избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения.

Это пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. От внимательного отношения учителя к победам учеников значит очень многое. Похвала окрыляет учеников, вселяет в них новые силы.

       Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. Для слабых учащихся на уроке мы активно используем игровые технологии, что даёт возможность заинтересовать тех учащихся, чей уровень познавательной активности недостаточно высок. Ученики становятся деятельнее на уроках, что позволяет включать их в работу с классом и, соответственно, дети чувствуют себя частью коллектива. Учитель строит свою работу в русле создания психологического климата на основе учёта  психологических особенностей учеников. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

        В качестве важного компонента работы с детьми, требующими особого внимания, мы выделяем организацию их свободного времени. Свободное время - умение разумно и интересно,  с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема таких детей. С одной стороны,  досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью,  добровольностью  видов  и форм деятельности,  широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество  свободного времени у детей, требующих особого внимания вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,  а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается  неумение рационально  использовать свое свободное время,  неразвитость у него умений и навыков  досуговой  деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели, что достигается при реализации следующих условий:

     -  изучение интересов и способностей детей;

     - вовлечение детей в кружки, секции, общественно - полезную деятельность, движение милосердия;

    -  привлечение детей к чтению, изучение читательских интересов;

    -  вовлечение детей в неформальные объединения по месту жительства;

    - поощрение любых видов художественного и технического творчества и участие их в общешкольных и классных мероприятиях;

       Одним из главных направлений работы  с детьми является привлечение специалистов территориального  социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров.  При возможности осуществляется организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома,  сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей  и  групп продлённого дня.

       Таким образом, успешность работы с детьми, требующими особого внимания, зависит от слаженности и системности работы всех служб образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
  2. Развитие личности школьника в воспитательном процессе: проблемы управления. – М.: Педагогическое сообщество России, 2001 – 284 с.
  3. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения детей, требующих особого внимания

программа рассчитана на младший школьный возраст...

Работа с семьями требующими особого внимания в ДОУ

Перспективное планирование работы с семьями требующими особого внимания в ДОУ...

Карта учащегося , требующего особое внимание

Эта карта поможет учителю быстро отыскать сведения об  учащимся, требующего особое внимание....

Индивидуальный подход к детям из «группы риска», которые требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Статья на тему: Индивидуальный подход к детям из «группы риска», которые требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания».

В выступлении есть особенности, рекомендации педагоуг по работе с тревожными, демонстративными, агрессивными, конфликтными, медлительными     детьми....

Тетрадь для работы с детьми, требующими особого внимания

Тетрадь для работы с детьми, требующими особого внимания. В помощь классному руководителю 1-4 класов....

План работы с родителями детей, требующими особого внимания

План работы с родителями детей, требующими особого внимания...