Статья"Реализация ФГОС НОО. Достоинства стандарта, опыт, проблемы"
статья на тему

Анализ работы гимназии и учителей начальной школы вт рамках реализации ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_noo.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Беленко, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №53» г. Нижнего Новгорода, куратор начальных классов.

Реализация ФГОС НОО в гимназии: достоинства  стандарта, приобретённый опыт, проблемы

        В 2014-2015 учебном году гимназия осуществляла  обучение и воспитание учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и  с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В 2014-2015 учебном  году начальная школа  полностью перешла на ФГОС НОО (1-4 классы). Итоги   реализации ФГОС НОО за 4 года:  

  • в гимназии  созданы условия для реализации ФГОС НОО:

- начальная школа обеспечена учебниками, входящими в Федеральный перечень учебников, методической литературой и программами, соответствующими требованиям ФГОС,  комплектами наглядного, дидактического материала для изучения отдельных предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изо и др.), обучающими развивающими играми, лабораторным оборудованием, художественной литературой для работы в читальном зале и на уроках, для внеклассного чтения дома, электронными ресурсами:

- созданы рабочие места для каждого учителя: во всех начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС имеются компьютеры, проекторы, в шести  классах интерактивные доски, в каждом классе имеется доступ в Интернет с установкой фильтров;

- основная образовательная программа начального общего образования гимназии корректировалась и дополнялась в течение 4-х лет, на сегодняшний момент ООП НОО является законченным и рабочим документом; все компоненты программы сбалансированы; имеются рабочие программы по всем предметам учебного плана для 1-4 классов, соответствующие требованиям стандарта, разработаны программы внеурочной деятельности;

- 12 учителей начальных  классов, 2 воспитателя групп продлённого дня, 11 предметников повысили свою квалификацию  в области современных требований к образованию и учителю, работающему в новых образовательных условиях, в области  информационно-коммуникационных технологий (курсы НИРО), посещали действующие семинары и мастер-классы в школах района и гимназии;

-  родители учащихся были проинформированы о введении в 2011-2012 учебном году новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования и их реализации (информирование родителей о введении ФГОС НОО обеспечивалось через проведение классных и общегимназических родительских собраний, где родителей ознакомили с   программой  действий по реализации стандартов, с новыми требованиями к результатам обучения, на сайте гимназии, на стенде для родителей).

  • учебно-воспитательный процесс соответствовал  действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам;педагогический коллектив работал в соответствии с нормами охраны труда; все классы учатся в первую смену. Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 было организовано при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. Образовательная недельная нагрузка распределялась равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня не  превышал для учащихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры. Обучение проводилось без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий. Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2 классов – не более 5 уроков. Обучение в 1-м классе осуществлялось с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 40 минут каждый); во втором полугодии (январь-май) – по 4 урока по 40 минут каждый. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10  проводилось по 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объёме максимально допустимой недельной нагрузки. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во втором классе – не менее 34 недель;
  • обучение в начальной школе:

- осуществлялось посредством УМК «Планета знаний», модулем курса ОРКСЭ «Основы светской этики», программами дополнительного образования;

- образовательные задачи  ООП НОО решались в процессе совместной урочной и внеурочной деятельности учащихся  со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, которая формируется через работу в группах, дифференцированные задания, проекты по каждому предмету;

-  на уроках и во внеурочной работе учителя начальных классов  использовали разнообразные методы: игровой (ведущий вид деятельности), проектной деятельности (система работы по всем основным предметам УМК «Планета знаний, данный УМК учителями был выбран исходя из того, что он реализует принципы системно-деятельностного подхода с помощью учёта ведущих видов деятельности и законов их смены, обогащения, усиления, углубления детского развития,  создания ситуации воспитывающей деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности), здоровье сберегающие методы, создание «Портфолио» (оптимальный способ организации накопительной системы оценки), которое позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка, активное вовлечение учащихся и родителей в оценочную деятельность;

- осуществлялся личностно-ориентированный подход, системно-деятельностный подход, который лежит в основе работы по формированию УУД;

-  на  формирование  УУД  и  достижение  предметных, метапредметных,  личностных  результатов педагоги начальных классов обращали особое  внимание, учителями 1-х- 4-х классов велась ежедневная кропотливая работа по достижению планируемых результатов обучения, они активно  использовали   в  своей  работе  следующие  технологии:

  •   проблемное  обучение;
  •   работа  в  паре  и  в  группе;
  •   обучение  посредством  диалога;
  •   развитие  речи;
  •   продуктивное  чтение;
  •   исследование  и  проектирование  изучаемой  проблемы;
  •   формирование  самоконтроля  в  процессе  выполнения  учебного  задания;
  •   формирование  самооценки  в  процессе  выполнения  учебного  задания;
  •   здоровьесбережение;
  • осуществлялся мониторинг учебных достижений через входную, промежуточную диагностику, комплексную контрольную работу, которая проводилась в конце учебного года (итоговая диагностика результатов).

Общая успешность выполнения итоговой работы учащихся

4-х классов (выпускников начальной школы, 75 чел.)

Высокий уровень (45-50 баллов)

29 чел.

38,7 %

Средний уровень (39-44 балла)

46 чел.

61,3 %

Самостоятельность выполнения комплексной работы учащимися

4-х классов

ИТОГО

 (полностью самостоятельно)

 (изредка обращались к учителю за уточнением)

 (частое обращение к учителю за помощью)

75 чел.

67 чел.

89,3 %

6 чел.

8,0 %

2 чел.

2,7 %

  • ООП НОО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность; внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, основной образовательной программы гимназии, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности учащихся; цель внеурочной деятельности в гимназии: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни; внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; в гимназии внеурочная деятельность является частью системы дополнительного образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта внеурочная деятельность в 1-х, 2-х, 3-х, 4-х  классах организуется по направлениям развития личности и с учётом запроса родителей, интересов детей и их возрастных особенностей (содержание занятий реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, праздники, познавательные игры, исследования, проекты, посещение выставок и спектаклей, концертов, встречи с интересными людьми и т.д.; при организации внеурочной деятельности учащихся в гимназии используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования,  учителя физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая и т.д.).

В 2015-2016 учебном году учащиеся 5-х классов переходят на ФГОС ООО. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Системно- деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно-деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная характеристика выпускника начальной школы.

В ООП НОО гимназии в соответствии с требованиями ФГОС НОО  представлен портрет выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать    свою позицию, высказывать  свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих    образа жизни.

 Портрет ученика основной школы:

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  •  активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; 
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. 

Основанием преемственности является  формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении. В начальной школе учителя работают над формированием УУД. Учителям основной школы предстоит развивать сформированные УУД.  В начальной школе реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания. В основной школе будет реализовываться программа духовно-нравственного воспитания и социализации и т.д. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО каждый педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. С этой целью в течение пяти  лет в гимназии создана  нормативная база в рамках ФГОС, проведены  круглые столы, педагогические советы, мастер-классы, обучающие семинары, открытые уроки, взаимопосещения занятий. В 2015 г. учителя начальных классов приняли участие в районной декаде мероприятий по реализации ФГОС НОО, провели для учителей района и гимназии  мастер-классы «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания через урочную и внеурочную деятельность».

Реализация ФГОС НОО позволила  педагогам и администрации гимназии увидеть:

  • для того,  чтобы педагог работал в соответствии с новыми требованиями, необходима систематическая методическая работа по освоению новых педагогических технологий, новых форм урока, новых оценочных средств и форм оценки;
  • педагогу надо изменить свои подходы к обучению, изменить собственное мышление, изменить систему собственной деятельности

Достоинства стандарта

Для детей:  изменение характера деятельности на исследовательский, творческий, продуктивный; учёт индивидуальных интересов и особенностей в урочной и внеурочной деятельности; возможность выбрать из предложенных способов тот, который более приемлем, и пользоваться данным способом для саморазвития и самосовершенствования; обучение работе в информационной среде и с информацией  

Для учителей:  ориентир на требования  к результатам освоения ООП НОО, системно-деятельностный подход и индивидуализация образовательной деятельности учащихся, стремление к повышению профессионального уровня, освоение новых технологий и средств обучения.

Для родителей: повышение заинтересованности в участии в образовательной деятельности, изменение характера взаимодействия с учителем

Положительные изменения в гимназии

Создание новых рабочих мест для учителя, создание условий для развития учащихся,  развитие материально-технической базы  в соответствии с требованиями ФГОС; создание  модели внеурочной деятельности, создание мониторинговой системы, освоение учителями ИКТ-технологий

Приобретённый опыт

Открытые уроки, занятия и мастер-классы, отвечающие требованиям ФГОС НОО; составление технологической карты урока; создание Портфолио учеников и класса; использование  ИКТ-технологий; система духовно-нравственного развития и воспитания в урочной и внеурочной деятельности, проектная деятельность учащихся, проведение мониторинговых исследований; психологическое сопровождение реализации ФГОС НОО

Проблемы

Необходимо усовершенствование инструментария для измерения УУД, мониторинговых исследований, т.к. обработка диагностических данных занимает много времени; большой объём документации. Нет возможности удовлетворить все запросы детей и их родителей во внеурочной деятельности. Возможно, необходимо пересмотреть модель внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Итоги реализации ФГОС НОО, положительный опыт, проблемы и перспективы

          Как должны взаимодействовать ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?...

Реализация ФГОС: опыт, проблемы и перспективы

Выступление на педагогическом совете...

Статья "Реализация ФГОС для детей с ОВЗ в группе продленного дня"

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего ...

Статья:«Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе».

Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  являетсяформирование  совокупности  универсальных  учебных  действий.  Именносформированность...