ИКТ-компетентность учителя, как аспект ИКТ-компетентности ученика
статья (2 класс) на тему

Забырина Светлана Николаевна

Выступление на Педагогическом совете МОУ СОШ №11 пос.Дружба (ноябрь 2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_kompetentnost_uchitelya.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ компетентность учителя как аспект ИКТ компетентности ученика.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. 
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (
ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. ИКТ-компетентность, включена  в подпрограмму «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». 

Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры». Это требует от учителя владения информационными компетентностями. Учитель должен быть квалифицированным пользователем ИКТ. 

Еще К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования - нас , учителей, говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком уровне.

Сегодня появился проект документа – « Профессиональный стандарт педагога», который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.

Действительно, время меняется и со временем должен меняться и педагог. Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу и одно из требований - это  икт компетентность учителя.

Информационно-коммуникативная компетентность учителя

Сегодня

​ Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,  написанных и разработанных для учителей и учителями.

​ Огромное количество всевозможных курсов по ИКТ предлагают свои услуги педагогам.

​ В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но  работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИКТ.

- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками- слайдами.  Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого  должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ- компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

​ Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

​ Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

​ Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

​ Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

​ Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

o         материалы для урока,

o         тематическое планирование,

o         мониторинги по своему предмету,

o         различные отчеты по предмету,

o         анализ процесса обучения, и т.д.

​ Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

​ Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

​ Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

​ Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

o         школьная сеть,

o         электронная почта,

o         социальная сеть (Дневник.ру, …),

o         сайт (раздел сайта),

o         лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

o         форум,

o         Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

o         блог (сетевой журнал или дневник событий),

o         RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

o         подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

​ Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

На  практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по  ряду объективных причин:

​ Не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном процессе.

​ Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: 
«Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».

​ Нет  четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

​ Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

​ Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.

Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.

Как повысить ИКТ компетентность учителя ?

Для повышения уровня ИКТ- компетентности учителю необходимо:

ν​ участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

ν​ участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, вебинарах;

ν​ использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;

ν​  обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

ν​ формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

Преимущества  ИКТ - технологий

Опыт работы показал, что использование современных  

ИКТ- технологий на уроках:

  •  активизирует познавательную деятельность обучающихся;
  •  повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету;
  •  экономит время на объяснение материала;
  •  позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
  •  позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;
  •  даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
  •  создаёт комфортность на уроках.

Таким образом,  ИКТ компетентность учителя является аспектом ИКТ компетентность ученика.

 Уважаемые коллеги, повышайте свою ИКТ компетентность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ-компетентность учителя и ученика в начальном образовании

Изменение целей, методов, форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС в информационном обществе....

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)

Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...

От компетентного учителя к компетентному ученику

Публичное выступление "Педагогический дебют"...

Компетентность учителя и ученика в начальной школе

В данной статье раскрывается суть современного урока и требования к нему в соответствии с ФГОС НОО...

Семинар ШМО «Инновационный опыт профессиональной компетентности учителя в аспекте реализации задач ФГОС»

Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и пра...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...