Портфолио - метод отслеживания достижений
учебно-методическое пособие на тему

Морозова Янина Сергеевна

ПОРТФОЛИО –
 метод отслеживания личных достижений

Описание: elemglav1

ИЗ  ИСТОРИИ  ПОРТФОЛИО

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.          

n  В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы.                                             

n      Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.

Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.

ПОРТФОЛИО

•          это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину

•          это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума

•          это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности

Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму  его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.

Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста    учителя.

Правила  составления портфолио:

n  как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;

n  определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;

n  собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;

n  все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;

n  важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;

n  указать источники используемой для работы   информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.

image

 

Накопительная функция

n  Достижения учителя

Ø  Грамоты

Ø  Сертификаты

Ø  Классификаторы и др.

n  Набор рабочих материалов

Ø  Опорные конспекты

Ø  Конспекты открытых уроков

Ø  Лабораторные, практические работы

Ø  Тесты

 

Модельная функция

 

n  Отражает динамику развития учителя

n  Показывает результаты самореализации

n  Демонстрирует стиль преподавания

n  Помогает проводить рефлексию

n  Помогает спланировать деятельность

 

Типы портфолио учителя

 

1.Портфолио документов

2. Портфолио материалов и творческих   работ

3. Портфолио отзывов

4. Комплексный портфолио

I. Портфолио документов как витрина достижений

сертификаты;

дипломы;

лицензии;

свидетельства и т.д.

II. Портфолио материалов и творческих работ

авторские разработки;

управленческие концепции и технологии;

авторские программы и проекты;

методические рекомендации и т.д.

III. Портфолио отзывов (оценок)

рецензии;

характеристики;

благодарности;

отзывы;

резюме и т.д.

IV. Комплексный портфолио

набор документов;

набор отзывов;

набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.

Основными принципами составления портфолио учителя являются:

системность;

полнота и конкретность представленных сведений;

объективность информации;

презентабельность.

 

 

image

1.Учебные достижения учащихся

·      Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.

• Результаты промежуточной аттестации.

• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).

 

2.Внеурочные предметные достижения учащихся

Предметные олимпиады.

Предметные конкурсы.

Научно-практические конференции.

Иные предметные мероприятия.

 

3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя

Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.

Занятость учащихся во внеурочное время.

Деятельность органов ученического самоуправления.

Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.

Работа с родительской общественностью.

Динамика правонарушений в классе.

Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.

Отзывы учащихся о деятельности педагога.

 

4.Результаты внутришкольного  контроля

        • Учебной деятельности учащихся.

• Воспитательной деятельности учащихся.

• Школьной документации.

 

5.Методическая работа

• Использование современных образовательных технологий.

• Проектная деятельность педагога.

• Исследовательская и экспериментальная деятельность.

• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.

 

6.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

• Наставничество.

• Публикации.

• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.

 

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

Учителю:

- реально представить результаты своего труда

- увидеть свои резервы

- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

 

Администрации:

- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;

своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).

 

В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:

обучение педагогов

оказание помощи педагогам

информирование коллектива

Практическая значимость портфолио:

n  Аттестация

n  Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

n  Систематизация деятельности учителя

n  Стимулирующий фактор

 

Требования к портфолио:

n  высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки

n  актуальность

n  общественная и практическая значимость

n  возможность разработки учителем избранной темы

n  учет своего опыта, особенностей, условий

n  анализ и оценка качества знаний

n  эффективность и устойчивость результатов

n  оригинальность, творчество, новаторство, обобщение опыта работы, выводы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx141.48 КБ
Office presentation icon portfolio.ppt479.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО –
метод отслеживания личных достижений

elemglav1

ИЗ  ИСТОРИИ  ПОРТФОЛИО

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.          

  • В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы.                                             
  •     Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.
  • Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.

ПОРТФОЛИО

  • это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину
  • это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума
  • это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности

Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму  его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.

Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста    учителя.

Правила  составления портфолио:

  • как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
  • определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
  • собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
  • все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
  • важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
  • указать источники используемой для работы   информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.

Накопительная функция

  • Достижения учителя
  • Грамоты
  • Сертификаты
  • Классификаторы и др.
  • Набор рабочих материалов
  • Опорные конспекты
  • Конспекты открытых уроков
  • Лабораторные, практические работы
  • Тесты

Модельная функция

  • Отражает динамику развития учителя
  • Показывает результаты самореализации
  • Демонстрирует стиль преподавания
  • Помогает проводить рефлексию
  • Помогает спланировать деятельность

Типы портфолио учителя

1.Портфолио документов

2. Портфолио материалов и творческих   работ

3. Портфолио отзывов

4. Комплексный портфолио

I. Портфолио документов как витрина достижений

  • сертификаты;
  • дипломы;
  • лицензии;
  • свидетельства и т.д.

II. Портфолио материалов и творческих работ

  • авторские разработки;
  • управленческие концепции и технологии;
  • авторские программы и проекты;
  • методические рекомендации и т.д.

III. Портфолио отзывов (оценок)

  • рецензии;
  • характеристики;
  • благодарности;
  • отзывы;
  • резюме и т.д.

IV. Комплексный портфолио

  • набор документов;
  • набор отзывов;
  • набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.

Основными принципами составления портфолио учителя являются:

  • системность;
  • полнота и конкретность представленных сведений;
  • объективность информации;
  • презентабельность.

  1. Учебные достижения учащихся
  • Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации.

• Результаты промежуточной аттестации.

• Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).

  1. Внеурочные предметные достижения учащихся

Предметные олимпиады.

Предметные конкурсы.

Научно-практические конференции.

Иные предметные мероприятия.

3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя

Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе.

Занятость учащихся во внеурочное время.

Деятельность органов ученического самоуправления.

Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня.

Работа с родительской общественностью.

Динамика правонарушений в классе.

Отзывы родительской общественности о деятельности педагога.

Отзывы учащихся о деятельности педагога.

  1. Результаты внутришкольного  контроля

        • Учебной деятельности учащихся.

• Воспитательной деятельности учащихся.

• Школьной документации.

  1. Методическая работа

• Использование современных образовательных технологий.

• Проектная деятельность педагога.

• Исследовательская и экспериментальная деятельность.

• Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.

  1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

• Наставничество.

• Публикации.

• Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

• Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.

Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

Учителю:

- реально представить результаты своего труда

- увидеть свои резервы

- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

Администрации:

- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

  • Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.
  • Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;

своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

  • Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).

В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:

обучение педагогов 

оказание помощи педагогам 

информирование коллектива 

Практическая значимость портфолио:

  • Аттестация
  • Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
  • Систематизация деятельности учителя
  • Стимулирующий фактор

Требования к портфолио:

  • высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки
  • актуальность
  • общественная и практическая значимость
  • возможность разработки учителем избранной темы
  • учет своего опыта, особенностей, условий
  • анализ и оценка качества знаний
  • эффективность и устойчивость результатов
  • оригинальность, творчество, новаторство, обобщение опыта работы, выводы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТФОЛИО – метод отслеживания личных достижений Из истории портфолио. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога

Слайд 2

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в Х V - XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. ИЗ ИСТОРИИ ПОРТФОЛИО

Слайд 3

В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум.

Слайд 4

Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ. ПОРТФОЛИО это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности

Слайд 5

Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество. Основная цель портфолио –проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Слайд 6

Правила составления портфолио: как можно более точно сформулировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности; определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки; собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень; все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций; важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями; указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы; регулярно писать рефлексивные заметки.

Слайд 7

Функции портфолио Модельная Накопительная

Слайд 8

Накопительная функция Достижения учителя Грамоты Сертификаты Классификаторы и др. Набор рабочих материалов Опорные конспекты Конспекты открытых уроков Лабораторные, практические работы Тесты

Слайд 9

Модельная функция Отражает динамику развития учителя Показывает результаты самореализации Демонстрирует стиль преподавания Помогает проводить рефлексию Помогает спланировать деятельность

Слайд 10

Типы портфолио учителя 1. Портфолио документов 2. Портфолио материалов и творческих работ 3. Портфолио отзывов 4. Комплексный портфолио

Слайд 11

I . Портфолио документов как витрина достижений сертификаты; дипломы; лицензии; свидетельства и т.д.

Слайд 12

II. Портфолио материалов и творческих работ авторские разработки; управленческие концепции и технологии; авторские программы и проекты; методические рекомендации и т.д.

Слайд 13

III . Портфолио отзывов (оценок) рецензии; характеристики; благодарности; отзывы; резюме и т.д.

Слайд 14

IV. Комплексный портфолио набор документов; набор отзывов; набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.

Слайд 15

Основными принципами составления портфолио учителя являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.

Слайд 16

Структура портфолио учителя 1. Учебные достижения учащихся 9. Самообразование 8. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка 5. Методическая работа 10. Ступени профессиональной карьеры внутри общеобразовательного учреждения 11. Оценка профессиональной деятельности педагога (школьный и муниципальный уровень, отраслевые и государственные награды) 6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта 7. Участие в профессиональных конкурсах 4. Результаты внутришкольного контроля 3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя 2. Внеурочные предметные достижения учащихся

Слайд 17

1. Учебные достижения учащихся • Результаты успеваемости по итогам годовой аттестации. • Результаты промежуточной аттестации. • Результаты итоговой (государственной) аттестации (как в традиционной форме (обязательные экзамены и экзамены по выбору учащихся), так и в форме единого государственного экзамена).

Слайд 18

2. Внеурочные предметные достижения учащихся • Предметные олимпиады. • Предметные конкурсы. • Научно-практические конференции. • Иные предметные мероприятия.

Слайд 19

3. Результаты деятельности педагога как классного руководителя • Итоги психолого-педагогического мониторинга в классе. • Занятость учащихся во внеурочное время. • Деятельность органов ученического самоуправления. • Итоги участия класса в коллективных мероприятиях разного уровня. • Работа с родительской общественностью. • Динамика правонарушений в классе. • Отзывы родительской общественности о деятельности педагога. • Отзывы учащихся о деятельности педагога.

Слайд 20

4. Результаты внутришкольного контроля • Учебной деятельности учащихся. • Воспитательной деятельности учащихся. • Школьной документации.

Слайд 21

5. Методическая работа • Использование современных образовательных технологий. • Проектная деятельность педагога. • Исследовательская и экспериментальная деятельность. • Активное участие в формах методической учебы внутри общеобразовательного учреждения.

Слайд 22

6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта • Наставничество. • Публикации. • Открытые уроки и внеклассные мероприятия. • Сотрудничество с учреждениями повышения квалификации.

Слайд 23

11. Оценка профессиональной деятельности педагога (школьный и муниципальный уровень, отраслевые и государственные награды) Документы и материалы для включения в портфолио: • Сертификат. • Свидетельство. • Грамота. • Диплом. • Справка. • Отзыв. • Рецензия. • Работы самого педагога (проектные, исследовательские и пр.). • Работы учащихся — победителей конкурсов и пр. • Методические разработки наиболее значимых (открытых) уроков и внеклассных мероприятий. • Копии публикаций. • Фото­ и видеоматериалы. • Прочие материалы и документы по усмотрению учителя.

Слайд 24

Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: - реально представить результаты своего труда - увидеть свои резервы - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

Слайд 25

Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Администрации: - осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

Слайд 26

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: • повышения или подтверждения квалификационной категории учителя; • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).

Слайд 27

В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить: • обучение педагогов • оказание помощи педагогам • информирование коллектива

Слайд 28

Практическая значимость портфолио Аттестация Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ Систематизация деятельности учителя Стимулирующий фактор

Слайд 29

Требования к портфолио высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки актуальность общественная и практическая значимость возможность разработки учителем избранной темы учет своего опыта, особенностей, условий анализ и оценка качества знаний эффективность и устойчивость результатов оригинальность, творчество, новаторство обобщение опыта работы, выводы

Слайд 30

Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.» О. Уайльд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащегося. Листы достижений учеников(1-4кл.)

Листы достижений учеников по годам 1-4 кл. (по основным предметам - русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир)....

Портфолио-как средство достижения личностных результатов.

Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам  работы за весь учебный год....

Таблицы для отслеживания достижений обучающихся 4 класса по всем предметам

Удобно для учителей, работающих по программе "Школа России". Сразу заносить данные по отслеживанию результатов обучающихся 4 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математик...

«Формы и методы отслеживания развития общеучебных умений и навыков»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

листы отслеживания достижений у учащихся

Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность уч...

Листы отслеживания достижений

листы отслеживания достижений...

Электронное портфолио - инструмент отслеживания успехов и достижений каждого ребёнка.

Электронное портфолио - инструмент отслеживания успехов и достижений каждого ребёнка....