Проект "Времена года в стихах поэтов» 4 класс
проект (4 класс) на тему

Актуальность проекта: В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в сокращенном или экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение именно стихо позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как интересное, увлекательное и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на чтение других видов литературных текстов. Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение стихов о временах года, привить любовь к чтению, подготовка коллективного творческого дела «Времена года с в стихах поэтов». Задачи проекта: Обучающие: • Научить школьников различать признаки времен года в стихотворных строках, находить эпитеты, метафоры и т.п. в произведениях . • Расширить читательский и культурный кругозор учащихся. • Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности Развивающие:  Развивать у учащихся познавательный интерес.  Развивать творческие способности учащихся.  Совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитательные: • Воспитывать любовь и интерес к родной культуре. • Совершенствовать навыки совместной коллективной работы. • Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Времена года в стихах поэтов»

Актуальность проекта:

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все  крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе  можно найти в сокращенном или  экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к  обеднению  словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно  анализировать имеющиеся тексты,  составлять самим  объемные рассуждения  по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо  простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь  высказывать свое  отношение к нему. Кроме того, изучение именно стихо позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как   интересное, увлекательное  и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на  чтение других видов литературных текстов.  

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение  стихов о временах года, привить  любовь к чтению, подготовка коллективного творческого дела «Времена года с в стихах поэтов».

Задачи проекта:

Обучающие: 

  • Научить школьников различать признаки времен года в стихотворных  строках, находить эпитеты, метафоры и т.п. в произведениях .
  • Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
  • Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской  деятельности

Развивающие: 

  • Развивать у учащихся познавательный интерес.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: 

  • Воспитывать  любовь и интерес к родной культуре.
  • Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  • Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Гипотеза:

Изучение стихов позволит учащимся  начальной школы  познакомиться с красотой природы через литературные средства выразительности, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Ход занятия:

Это не первая наша встреча. Над темой «Времена года в стихах поэтов» каждый из вас  начал работать ещё летом. Вы читали много книг, а потом создавали свою тетрадь стихов, в которую записали наиболее понравившиеся вам стихи. А сегодня мы попытаемся выяснить, какое время года лучше.

Ребята, мы должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту.

“РЕПКА”

Автор:

Посидите тихо, детки,

Да послушайте про репку,

Сказка, может, и мала,

Да про важные дела.

Начинается как надо:

Жили-были дед да баба,

Внучка, Жучка, Мурка-кошка,

И в подполье мышка-крошка.

         Дед:        

Весна красная пришла,

Всем заботу принесла.

Собирайся-ка народ,

Выходи на огород.

        (никто не вышел).

-Да, весной работы у всех много.

 Ладно, сам репку посажу,

а внучка будет поливать.

Внучка:

(Поливая)        

Я водички не жалею,

Поливаю, как умею,

Расти, репка, сладкая,

Радуй деда с бабкою.

        Автор:

Землю дружно поливали,

Удобряли и взрыхляли,

Наконец настал денек –

Показался и росток.

И в природе как бывает,

Осень скоро наступает,

Репка быстро вырастает,

До забора поднялась,

Сладким соком налилась!

Мышка:

Ой-ой-ой!

Вот так репка, вот так диво!

И крупна-то и красива,

До верхушки не достать,

Надо дедушку позвать!

        (Кричит)

Дедушка, Дедушка…

Дед:        

Что за шум здесь? Что кричишь?

Мышка:        

Оглянись, Дедка!

Дед:        

Вот это репка!

Вот так штука! Вот те на!

Репка чуть не со слона!

А уж крепкая какая, (Дергает)

Как и выдернем – не знаю!

Мышка, милая, беги,

Бабку быстро позови!

Бабка:

Что случилось? Что такое?

Репка! Чудо-то какое!

Время нечего терять,

Будем вместе вырывать.

Дед        

Становись за мной, тяни.

Ну-ка дружно: раз, два, три!

Бабка:

Это, дед, видать не шутка,

Позовем скорей Машутку.

Дед и Бабка:

Маша! Машенька!

Маша:        

Иду-у! Вот и я!

Ой! А это что же?

И на репку-то похоже,

Вот так репка, вот те на!

Только больно велика!

Бабка:        

Становись за мной, тяни,

Ну-ка дружно: раз, два, три!

Нет, ни с места! Вот дела!

Ты бы Жучку позвала!

Маша:        

Жучка! Жучка!

Жучка:

Гав! Гав! Гав!

Маша:

Становись скорее в ряд!

Ну, вставай за мной, тяни!

Ну-ка дружно: раз, два, три!

Жучка:        

Ох! Не вытянуть нам, Дедка,

Не осилить эту репку!

Бабка:

Ну ни с места! Вот дела!

Ты бы Кошку позвала!

Жучка:

Кошка, Мурка, к нам сюда!

Посмотри на чудеса!

Кошка:        

Где? Скорее покажи!

        (Всплескивает лапками)

Что за чудо? Расскажи!

Жучка:        

Видишь, репка поднялось,

Сладким соком налилась!

Ты тянуть нам помоги,

Становись, за хвост держи!

Бабка:

Ну-ка дружно: раз, два, три!

        (Таинственно)

Будто двинулась едва…

Ты бы мышку позвала!

Кошка:

Мышка, Мышка! К нам иди!

Что тут выросло, гляди!

Мышка:        

Что тут выросло – видала…

Отвернись-ка ты сначала,

Я тогда за хвост возьмусь.

Кошка:        

Да берись скорей, не трусь!

Ну, вставай за мной, тяни,

Ну-ка дружно: раз, два, три!

        (Репа выскакивает)

Дед:(поднимая репу)

        

Ай-да репа!

Бабка:        

Ай-да диво!

Внучка:        И сочна-то!

Жучка:        И красива!

Автор:          Если сваришь с молоком,

           Так проглотишь с языком!

            Целый год кормил друзей

Дедка репкою своей,

Мы там тоже побывали,

Все, как есть, вам рассказали.

Репка потягивается.

-Ой, как долго я росла.

Сколько времени на грядке провела?.Ребята, подскажите, в какое время года меня в землю посадили? (весной)

А когда сорняки одолевали?, когда меня водицей поливали, когда солнце мой бочок пригревало? (летом)

Как много времени прошло. А после лета какое время года приходит? (осень) к осени я до забора поднялась, сладким соком налилась. Постарались все на славу, выращивая меня.

Всё? Больше никаких времён года нет? (зима)

А зимою бабка сварит репку с молоком, да отведает с дедком. Да… в природе и правда чудеса происходят. Теперь то мне понятно стало, что это за четыре сестры по свету гуляют, это зима, весна, лето и осень. Вы расскажите о них, ребята?

Мы расскажем вам о том,

Как земля идет кругом:

Как веной ручьи текут,

 как зимой снега метут,

летом как живёт природа

и как осенью погода.

Семью из четырёх сестёр

Давно мы знаем с вами.

О них сегодня разговор

Мы поведём стихами.

Многие писатели и поэты описывают родную природу в своих произведениях. Очень хорошо описал Г. Скребицкий все времена года в своем рассказе “Четыре художника”. Сошлись как-то вместе 4 волшебника живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Четко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
Это мелодией вечной своей
Мир пополняет природа!

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ.

  1. РАЗБИВАЕМ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ПО 6-7 ЧЕЛОВЕК.

Каждой группе ватман, маркеры, фломастеры.

  1. Каждая группа выбирает руководителя проектного бюро и летописца (секретаря). Он заместитель руководителя.
  2. Этапы работы над проектом.
  • Группы выделяют социально-значимые направления работы.(на обсуждение выбора 2 мин.

Мы разделились на группы по временам года: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ЛУЧШЕ?

-Зима.

Помните спор сестер?

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Побелила поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом.
Под снегом спят поля.

Рисует поутру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.

Попробуем  отгадать “зимние загадки”

  1. Кто угадай-ка,
    Седая хозяйка:
    Тряхнет перинки,
    Над миром пушинки.
     (Зима.)
     
  2. Снег мешками валит с неба,
    С дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели
    На деревню налетели.
    По ночам мороз силен,
    Днем капели слышен звон.
    День прибавился заметно.
    Ну, так что за месяц это?
     (Февраль.)

А нам кажется, что весна лучше. Слова в стихах о весне как ручьи звенят.

Весна нарисовала первые проталинки, первые цветы на полянках. Природа просыпается от зимнего сна.

С.Маршак “Снег теперь уже не тот”.

Снег теперь уже не тот, –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на ветках серебром
Светятся сережки.

Вот и подошла пора очередь “весенних” загадок.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март.)

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цвету.
 (Весна.)

А стихи о лете интереснее.

Приступило к работе жаркое лето. В лесу, под деревьями, под кустами рассадило лето много-много разных грибов, ягод разбросало. Заглянуло лето на луга и затеяло там веселый сенокос.

Вот и лето подоспело-

Земляника подоспела.

Повернётся к солнцу боком-

 вся нальется алым соком.

В поле красная гвоздика,

Красный клевер…погляди-ка-

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным.

 Ф.Тютчев “Неохотно и несмело”.

Неохотно и несмело

 Солнце смотрит на поля.

 Чу, за тучей прогремело,

 Принахмурилась земля.

 Ветра теплого порывы,

 Дальний гром и дождь порой…

 Зеленеющие нивы

 Зеленее под грозой.

 Вот пробилась из-за тучи

 Синей молнии струя –

 Пламень белый и летучий

 Окаймил ее края.

 Чаще капли дождевые,

 Вихрем пыль летит с полей,

 И раскаты громовые

 Все сердитей и смелей.

 Солнце раз еще взглянуло

 Исподлобья на поля,

 И в сиянье потонула

 Вся смятенная земля.

И опять подошло время загадок, но теперь уже “летних”.

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь!”– приглашаю.
И любите за это
Вы все меня.
Я …
(лето).

Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса летят.
 (Облака.)

Нет, ребята, все-таки  стихи про ОСЕНЬ  лучше.

Для своей работы ОСЕНЬ  взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучего богатыря в медную кованую броню одела. Все деревья , и даже кусты разукрасила по-своему, по-осеннему.

Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала все на свои места.

 А.Плещеев “Осень наступила”.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучка небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.

А сейчас “осенние” загадки.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
 (Осень.)

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь.)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
 (Лист.)

Смотрит Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождем поля и леса. Ждут,  не дождутся,  голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

А художник этот уже недалеко. Уже наступает черед зиме новую картину писать.

Ребята, мы постараемся при помощи схем, рисунков, условных обозначений изобразить наши мысли по тем направлениям, которые вы выбрали.

Рисунок-ассоциация

 «Проблема нашего проекта»

Выделение проблем в этом направлении. Составление  списка проблем.2мин.

  • Выбор одной наиболее актуальной проблемы, которую будете решать 1мин

«Партнёры и противники нашего проекта» 3мин.

Оцените все положительные  и отрицательные моменты.

Постарайтесь рассмотреть проблему не односторонне.

Цель (идея) нашего  проекта. 2 мин.

Над чем мы будем работать.

«Дело, деятельность, делаем».  Механизм реализации.

  • Самый творческий этап. Рисуем наш проект.5 минут
  • Просмотреть свое произведение искусства, осмыслить и оценить.
  • Дать название проекту.(название проекта должно быть броским, кратким, выражающим основную мысль, идею, может быть дана расшифровка названия).
  • Каким способом можно работать в этом направлении?
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Прочитать книги, проанализировать,
  3. Найти информацию в сети Интернет,
  4. Спросить у других людей.

Итог деятельности проекта»   3мин.

От чего зависит секрет успешного проекта?

  • Не ограничивать собственные исследования,
  • Внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов.
  • Быть смелым, чтобы принять решение.
  • Сосредоточиться, и вложить в исследование свою энергию.
  • Действовать, не боясь совершить ошибку.

Прийти к выводу, что все времена года хороши по-своему. Но каждый в душе какое-то из них любит немного больше.

Так и трудятся по очереди 4 волшебника – живописца: зима, весна, лето и осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?

А может быть, все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу и полюбуемся…

Давайте ответим на самый главный вопрос:

Зачем мы изучаем, читаем стихи о временах года? (улучшение своих читательских навыков, усовершенствование литературных познаний, повышение уровня общей культуры, увлечь чтением и других людей, например, почитать стихи дошкольникам., ходить совместно в библиотеку.

Ребята, все, что вы записали, нарисовали,  теперь нужно будет грамотно записать и красиво оформить.  Руководители  и летописцы каждой группы будут внимательно следить за вашей работой, помогать. И тогда вы нам представите свои работы.

Сегодня мы вспомнили стихи поэтов о временах года. Подумайте, можно ли ещё как-то изучать времена года?

  • В литературе (В рассказах, пословицах, поговорках, загадках).
  • Проба пера. Стихи, рассказы.
  • Фотографии профессионалов.
  • Самостоятельное фото.
  • Музыка.
  • Картины художников.
  • Самим рисовать.
  • Изучать явления природы в разные времена года.(окружающий мир)

 Обратить внимание детей на картины художников, на выставку рисунков, фотографий, вспомнить музыку, которая звучала во время работы(Вивальди и Чайковский «Времена года».Мы можем продолжить свою работу по этим  направлениям.

Песня «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку....

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

  Данная презентация создана к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»....

Задачи в стихах 1 класс

Занимательные задачи в стихах для 1 класса....

Конкурс чтецов на тему "Времена года глазами русских поэтов"

Цель:- расширить знания обучающихся о стихотворениях русских писателей о природе;- развивать навыки выразительного чтения стихотворений наизусть;- воспитывать любовь к природе родного края через...

Технологическая карта. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах поэта

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока литературного чтения для 4 класса...

Презентация к уроку И.А. Бунин "Листопад". Картина осени в стихах поэта" для 4 класса

Презентация для урока чтения по теме: И.А. Бунин "Листопад. Картина осени в стихах поэта" 4 класс...

Времена года в стихах и загадках

Подойдёт для презентации; праздника Стихи и загадки о временах года...