Проект «Мое генеалогическое древо»
проект на тему

Карпова Оксана Сергеевна

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moe_genealogicheskoe_drevo.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Мое генеалогическое древо»

КАРТА ПРОЕКТА

Тип проекта: исследовательско-творческий.                                             

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Продолжительность: краткосрочный (в рамках тематической недели).

Актуальность: Углубить представления детей о семье, родственных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. Не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью.

Цель: Систематизация знаний семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”; понятия о распределении семейных обязанностей, о русских семейных традициях.

- Продолжать знакомить детей о родословной своей семьи.

- Создать генеалогическое древо семьи.

- Учить детей составлять рассказ о своей семье, о родственниках. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих родственников.

- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Укреплять детско-родительские отношения.

- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно-ознакомительный

Здесь была разработана карта проекта, определены цель и основные задачи проекта. Определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, определены участники проекта. Итогом 1 этапа стало ознакомление участников проекта с планом, задачами и целями предстоящего мероприятия, сбор информации о генеалогическом древе.

2 этап - информационный

Здесь началось наполнение информацией:

Детям читались произведения о семье «Моя бабушка» С. Капутикян; «Мой дедушка» Р. Гамзатов; «Мама»  Ю. Яковлев; «Заплатка» Н. Носов; «Грипп», «Прививка» А. Барто; «О мальчиках и девочках» С. Маршак; «Вместе тесно, врозь скучно», «Косточка» К. Ушинский.

Просматривались мультфильмы о семье и взаимоотношениях в ней: «Мешок яблок» (СССР, 1974) - трогательная история о заботливом зайце, который ради своих любимых жены-Зайчихи и «четырех сыночков и лапочки-дочки» готов преодолеть любые трудности. Мультфильм научит детей важности заботы о близких. «Северная сказка» (СССР, 1979) - мудрость, словно сошедшая со страниц фольклора северных народа, наполняет этот мультфильм особой атмосферой. Невероятно грустная, но от этого еще более поучительная, история о детях, которые не услышали свою маму в сложную минуту. Этот мультфильм, скорее напоминает притчу, смотреть и пересматривать которую следует и маленьким, и взрослым.

Составлялись описательные рассказы по картинкам и фотографиям, которые дети принесли из дома «Я и мой папа, лучшие друзья»; «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи».

Рассматривание репродукций картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик».

Проводились беседы с детьми на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Имена, отчества, фамилии», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка», «Работа моих родителей», «Вспомни пословицу о семье», «Коли семья вместе, то и душа на месте».

Слушание музыки: песни «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна.

Также проходило знакомство с основными понятиями (родственники, семья, брат, сестра, тетя и т.д.) «Семь Я», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания на выбор: А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане», В.И. Дмитриева «Малыш и Жучка», сказка М. Булатова «Как братья отцовский клад нашли», Г. Виеру «Мамин день», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», В. Катаев «Цветик-семицветик».

Центр сюжетно-ролевых игр: Создание предметно развивающей среды и совместной изготовлении атрибутов «Кафе», «Больница», «Экскурсия в лес с семьей».

Центр театрализованных и режиссерских игр: Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Наш дом», «В гости к бабушке».

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр: «Расскажи о своем генеалогическом древе», «Сравни - кто старше? Кто младше?», «Скажи наоборот» (Дедушка старый - внук …/молодой/;). Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?», Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?», «Чей я ребенок, угадай?», «Какая у вас семья?».

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьей: Папка-передвижка «Искусство быть родителем», «Моя семья». Консультация «Наказание и поощрение», «Что такое генеалогическое древо?». Создание альбома «Это Я и моя семья».

3 этап – практико-обобщающий

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. Итоговым мероприятием стала выставка рисунков «Мое генеалогическое древо». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свои работы небольшими рассказами о своих семьях.

Методы и приемы, используемые в проекте

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения;

- элементарный анализ;

- метод моделирования и конструирования;

- метод проектной деятельности;

- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;

- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании;

- беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Выводы:

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и  семейных традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Проект "Моя родословная. Создание генеалогического древа".

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии доступны всем, в том числе и учащимся 2 класса. Поэтому и была ...

Презентация "Генеалогическое древо моей семьи"

Презентация "Генеалогическое древо моей семьи" подготовила ученица 2 класса Ваулина Ксения...

Исследовательская работа "Моё генеалогическое древо"

          Откуда пошёл наш род? Откуда я родом? Может «из детства»? Да! Каждый человек помнит  своё детство, своих родителей, родителей своих родителей…. А дальше?...

Внеурочное занятие во 2 классе "Моя родословная. Создание генеалогического древа"

Цель: исследовать родословную своей семьи. Задачи:·         Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;·...

Презентация по окружающему миру в 4-м классе на тему"Генеалогическое древо"

Презентация по окружающему миру в 4-м классе на тему "Генеалогическое древо"...

Учебно- исследовательская работа по краеведению «Мое генеалогическое древо»

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, гд...