Консультация для педагогов и специалистов "Особенности работы с "трудными подростками"
консультация на тему

Консультация предназначена для педагогов и специалистов, работающих с  "трудными детьми", поможет найти  наиболее эффективные подходы и выработать для себя определенные правила  взаимодействия с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ЮГРЫ»

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХМАО – ЮГРЫ»

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК»

(Консультация для педагогов и специалистов)

Выполнила: воспитатель

 стационарного отделения

Степанова Т.И.

г.п. Игрим

2012г.

Так называемые «трудные дети» есть в любом из возрастов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно В.А.Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства».

Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность – нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.

Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать.

Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.

“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить.

 Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.  Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические, то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность.

Термином «трудный подросток» в сложившейся педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности. К трудным относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям  и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включение в коллективные формы деятельности является основным путем предупреждения и преодоления капризов, упрямств, непослушания.

Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим индивидуальный подход и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.

Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилию – ленью. Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, побуждая в нем потребность трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.

Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремление, стремление скрыть неблаговидный поступок, желание самоутвердиться. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, взаимного уважения, доверия.

У части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективной формы поведения: или заносчивость, агрессивность, повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе. Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффектных форм поведения. При этом работа с трудными подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношение к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам.

Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательное, в том числе не свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге. У таких подростков нередко деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности.

Попытки выправить «трудновоспитуемость» подростков лишь путем словесных воздействий бесплодны. Добиться результата можно лишь путем вовлечения трудных подростков в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил.

Изучение совершенных подростками правонарушений показывает, что у значительной части детей эти проступки явились следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Причинами конфликтной ситуации, ведущей к нравственной деформации личности подростков, являются в основном недостатки семейного воспитания, усугубляемые плохой воспитательной работой в школе. Характерно, что для подавляющего большинства семей подростков - правонарушителей типичны стяжательство, собственническая психология, неуважение к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, создающие ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин появления трудных детей.

Именно неблагополучные взаимоотношения в семье делают положение подростков исключительно тяжелым. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. И хулиганство, грубость подростков возникают часто как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, не обладающих педагогическим тактом, не считающихся с детьми – школьниками. Многие родители или не умеют правильно воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин.

Недостатки семейного воспитания исправлять должны  школа и другие учреждения, работающие с детьми. К сожалению, эти недостатки иногда ущемляются педагогическим формализмом ряда педагогов, прибегающих к педагогике запретов – нельзя бегать, нельзя шуметь и т.п. Упрощенно понимаемый порядок лишает подростков свободной ориентации, возможности непринужденной и активной деятельности.

Отношение некоторых педагогов с трудными подростками характеризуется стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Если взрослый видит в трудном ребенке только отрицательные черты и качества, не умеет, а подчас и не желает понять сложные душевные переживания подростка, то у него возникают своеволие, грубость и другие формы протеста.

Конфликтные отношения с педагогами усугубляются тем, что трудные подростки, как правило, не дружат и с товарищами по классу часто потому, что из-за второгодничества они уже в 4-5 классах фактически оказываются вне коллектива своих сверстников.

Социальная ситуация развития трудного подростка такова, что он оказывается и вне коллектива семьи, и вне коллектива школы. Выпадая из семейного и школьного коллектива, он, характерной особенностью которого является стремление к общению, к признанию его самостоятельности и взрослости, попадает в «уличную» группу подростков, в микроклимате которой возникают определенные возможности для повышения самооценки, для компенсации негативной оценки школьного и семейного коллективов.

Возрастная педагогика в работе с «трудными»

«Трудный»: младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям  подростков воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень – особый объект внимания педагога, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы педагога в работе с подростковым «трудным» детством.

«Трудный»: старший школьный возраст. 

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы подростка.

Поддержка – это фактор подчеркивания способностей и возможностей ребенка, его положительных сторон. Она призвана к тому, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность, значимость. Поддержать – означает служить опорой, не дать рушиться и упасть, держать в прежнем виде.

 Специалисты, работающие с трудными детьми, должны знать, что необходимо для подлинной поддержки ребенка. По моему мнению, это следующие правила.

  • Опираться на сильные стороны ребенка.
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  • Показать, что вы удовлетворены ребенком.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
  • Помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам.
  • Проводить больше времени с ребенком индивидуально.
  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  • Уметь находить взаимодействие с ребенком.
  • Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять эмпатию и веру в ребенка.
  •  Демонстрировать оптимизм.
  • Забыть о прошлых неудачах.
  • Позволить начать с нуля, опираясь на веру в себя в любой момент работы с ребенком.

Использование слов поддержки в работе специалистов поможет ребенку приобрести уверенность в себе, увидеть свои достижения, возможности; изменить себя и свое поведение.

Памятка специалистам, работающим с «трудными подростками»

Каждому педагогу необходимо выработать для себя определенные правила поведения с подростками, которых он будет придерживаться всю свою дальнейшую деятельность, используя несколько основных принципов.

Заповедь первая

Никогда не пытайтесь воспитывать, находясь в плохом настроении. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.

Заповедь вторая

Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Самое главное – вам надо убедить подростка, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья

Предоставьте подростку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Помогайте, но не выполняйте дела за подростка.

Заповедь четвертая

Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели. Важны доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.

Заповедь пятая

Не пропустите момента,  когда достигнут успех. «Ты молодец, потому что...».

Заповедь шестая

Укажите ошибку, сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы подросток осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки, при этом обязательно отмечая хорошее.

Заповедь седьмая

Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Не «ты плохой!», а «ты поступил плохо!», и объясните кратко почему.

Заповедь восьмая

Дайте подростку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Или скажите, например: «Я думаю, что после нашего разговора этого больше не повторится, и мы забудем то, что сегодня произошло».

Заповедь девятая

Воспитание – это последовательность целей. Задача педагога – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

Заповедь десятая

Педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.

УДАЧИ ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование речевой мотивации у детей"

В статье раскрыты задачи данного направления работы по потребности в речевом общении у детей, а так же,  какие приёмы работы должны использовать педагоги,  чтобы вызвать у детей коммуникатив...

Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...

Консультация для педагогов «Работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения»

Публикуемый материал содержит фактические примеры работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения....

Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.  Но он уже начинает утрачивать детстку...

Тезисы к консультации для педагогов "Валеологизация воспитательно-образовательного процесса в работе с логопатами, страдающими нарушениями общения".

Инклюзия предполагает обучение детей в среде обычных сверстников. Однако, только понимание особенностей детей делает возможным подобрать правильный подход. Консультация предлагает верное понимание и и...

Консультация для педагогов "Методы и приемы работы учителя логопеда с обучающимися с ОВЗ"

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письменная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.И.Н. Садовникова...

Консультация для педагогов "Инновационные формы работы с родителями"

В статье представлены формы взаимодействия педагога с родителями, позволяющие эффективно обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения....