Консультация для педагогов "Инновационные формы работы с родителями"
консультация

Анахина Татьяна Александровна
В статье представлены формы взаимодействия педагога с родителями, позволяющие эффективно обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с родителями.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных

  • направления:
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации ;
  • родительские собрания;
  • тренинги;
  • родительские часы.


Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • участие в работе совета содействия семье и школе.

Остановимся более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.

Родительский час.

Структура и содержание образования претерпевают сегодня коренные изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности в начальной школе вводятся новые предметы ,изменились учебные программы и учебники, требования к м, умениям и навыкам учащихся. Во всех нововведениях трудно разобраться родителям. Часто они хотят, но не могут помочь своему ребенку дома. Первого сентября родители волнуются не меньше, чем дети. Все понимают, что первый год обучения очень важен и в психологическом , и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой день. Все это порождает множество вопросов у родителей. Для того , чтобы ответить на них можно организовать родительские часы.

В случае необходимости можно эту работу продолжить и во втором и третьем классах. При необходимости можно пригласить на эти часы психолога, врача.

Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей , а также пожеланий родителей. Это практическое занятие , на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании.
Родительский час начинается с краткого сообщения , раскрывающего тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации. Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание. Например, на родительском часе «Дети и телевидение» родители прослушали сообщение о вреде и пользе просмотра телевизионных программ для детей, в конце которого были даны следующие рекомендации:

  • Не рекомендуется смотреть телевизор детям до 3 лет.
  • Телевизор следует смотреть на расстоянии в 5-6 раз больше , чем его диагональ ( кроме телевизора 100 Гц).
  • Дети могут смотреть телепередачи непрерывно не более 1 часа.
  • После длительного просмотра следует погулять, поиграть на свежем воздухе, дать отдохнуть глазам.

В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи.


Анкета для родителей.

  1. Что Вам было непонятно при работе с ребенком дома.
  2. Какие трудности возникли у Вашего ребенка?
  3. Консультацию какого специалиста и по какому вопросу Вы хотели бы получить?
  4. Ваши пожелания.

Примерная тематика родительских часов, проводимых в 1 классе.

  1. Адаптация ребенка в школе. (Выступление учителя. Психолога).
  2. Организация уголка школьника дома.
  3. Режим дня первоклассника.
  4. Как работать в тетрадях по учебнику « Математика».
  5. Особенности учебно-методического комплекса « Школа-2100».
  6. Слоговое чтение. Почему трудно читать ребенку.
  7. Игры для запоминания состава чисел в пределах 10.
  8. Игры для запоминания состава чисел в пределах 20.
  9. Школьные перегрузки.
  10. Самостоятелен ли Ваш ребенок?
  11. Неорганизованность на уроке.
  12. Детская нервозность .Консультация врача.
  13. Дети и телевидение.
  14. Дети и компьютер.
  15. Как мы работаем над задачами на уроках.
  16. Семейное чтение.
  17. Вредные привычки.
  18. Правильно ли питается Ваш ребенок.
  19. Летний отдых детей.

Родительские часы способствуют более успешному обучению первоклассников, а также сплочению коллектива родителей.

Интересной формой сотрудничества класса с родителями является клубная деятельность. Перечислим задачи, которые может решать клуб:

  1. Помочь ребенку адаптироваться в школьной среде.
  2. Укрепить связь в классном коллективе между детьми и их родителями, бабушками, дедушками ,между учителями и учениками.
  3. Пробудить в ребенке чувство гордости за свою семью за свой класс. 

Программа деятельности клуба.

  1. Совместные акции и дела.
  1. Первое собрание клуба. Тема: «Увлечения, хобби, интересы семей класса»:
    - выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции, фото);
    - изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе.;
    - выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей;
    - чаепитие;
  2. Второе собрание клуба. Тема: «Генеалогическое древо нашего класса».
    - выступление председателя клуба по итогам работы за год;
    - вручение благодарностей самым активным членам клуба;
    - создание генеалогического древа класса, Семья – «веточка древа, представлена маленькими фото каждого члена семьи;
    - чаепитие;
  1. Психолого-педагогическая подготовка родителей.
  1. Консультации родителей у школьного психолога.
  2. Выступление психолога на родительских собраниях на тему « Воспитание в семье и школе», «Психологический комфорт в семье и школе» и др.
  1. Мониторинг динамики отношений детей и родителей.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить , когда 
Классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год с присутствии детей.


Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний, Наказания и поощрения в нашей семье.
  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик
  • Фотографии нашего детства.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться , взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило , психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. 
Можно предложить, например, такие:

  1. Соблазны и пути их преодоления.
  2. «За и против « школьной формы.
  3. Трудности школьного урока. В чем они состоят?
  4. Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Практика четырех лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.


Приложение.
Правила общения с родителями.

  • Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
  • Уважай свое и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если нужно, укажи точное время начала и конца.
  • Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчетами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и т.д.
  • Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
  • При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника( полка для книг, стол для приготовления уроков и т.д.) Почаще хвали родителя за воспитание ребенка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма).
  • К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
  • При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребенка. 

Использованная литература:

  1. Аммонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества – момент истины // Семья и школа.-1988.-№9.
  2. Красновский Л.О родительских собраниях //Воспитание школьников – 2003 №5.
  3. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.- М., 1988.
  4. Начальная школа- 2009 № 11
  5. Начальная школа -2009 № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа.Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

Воспитательная работа. Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...

Консультация для воспитателей "Традиционные и инновационные формы работы с родителями"

Формы традиционной и инновационной работы с родителями воспитанников в ДОО....