программа внеурочной деятельности ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Зимина Екатерина Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. В программе использованы материалы «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (авт. Е.С. Савинова).

Современный этап развития природы и общества характеризуется усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного демографическим прессом и ускорением научно-технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения личности и общества становится основой успешного решения практических задач экологии: сохранения видового разнообразия и естественных природных ландшафтов, уменьшения техногенной нагрузки и загрязнения окружающей среды и др.

Экологическое мировоззрение предполагает ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов и правовых норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы.

Формирование экологического мировоззрения — фундаментальная цель современного экологического образования, которое базируется на основных представлениях современной естественнонаучной картины мира:

·                   представлении о целостности окружающего мира как системы;

·                   представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности;

·                  представлении об эволюционном развитии окружающей природы;

·                  экоцентрическом экологическом сознании.

Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными, социальными и производственными отношениями и охватывают все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. В программе использованы материалы «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (авт. Е.С. Савинова).

Современный этап развития природы и общества характеризуется усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного демографическим прессом и ускорением научно-технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения личности и общества становится основой успешного решения практических задач экологии: сохранения видового разнообразия и естественных природных ландшафтов, уменьшения техногенной нагрузки и загрязнения окружающей среды и др.

Экологическое мировоззрение предполагает ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов и правовых норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы.

Формирование экологического мировоззрения — фундаментальная цель современного экологического образования, которое базируется на основных представлениях современной естественнонаучной картины мира:

  • представлении о целостности окружающего мира как системы;
  • представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности;
  • представлении об эволюционном развитии окружающей природы;
  • экоцентрическом экологическом сознании.

Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными, социальными и производственными отношениями и охватывают все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования.

Общая характеристика курса

Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста;

  • формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной созидательной деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Основными задачами экологического образования в начальной школе являются:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
  • формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной средах;
  • формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;
  • воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
  • воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;
  • формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;
  • развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;
  • усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растенияхв том числе в семье при поддержке родителей (законных представителей);
  • формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Особенности содержания предлагаемой программы:

  • формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения учащихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;
  • практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;
  • включение элементов опережающего обучения естественнонаучных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.

В процессе реализации содержания курса «Введение в экологию» могут применяться различные формы организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, экологическое и социальное проектирование.

Рекомендуемые виды совместной деятельности педагога и учащихся:

  • художественное творчество (изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное фотографирование);
  • трудовая и природоохранная деятельность (обучение детей уходу за растениями и животными в уголке живой природы, на пришкольном участке, изготовление совместно с родителями (опекунами) и социально значимыми взрослыми кормушек для птиц, ограждений для муравейников и т.п.);
  • исследовательская деятельность (совместное наблюдение за природными явлениями и объектами природы в уголке живой природы, на пришкольном участке, во время прогулок и экскурсий; постановка элементарных экологических опытов);
  • проектировочная деятельность (подготовка, презентация, практическая реализация проектов экологической направленности);
  • игровая деятельность (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные игры экологической тематики);
  • организация литературных и экологических праздников, участие в выставках, конкурсах рисунков экологической тематики.

Направленность содержания курса 1 класса «Наша прекрасная планета» — формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, ознакомление с разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и явлениями неживой и живой природы и человеком.

Содержание программы раскрывается в следующих темах: «Природа — наш общий дом», «Мир живой природы», «Природа и человек». Учащиеся знакомятся с неповторимым миром природы нашей планеты, разнообразием условий и форм жизни, получают начальное представление об экологических факторах и их влиянии на развитие живой природы.

Все содержание программы раскрывается на личностноценностном для детей младшего школьного возраста материале, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности.

Содержание учебного материала и характер познавательной деятельности обеспечивает яркую эмоциональную окрашенность обучения, сопровождающегося эмоциями удивления, радости,

восхищения. В организации занятий преобладающими видами деятельности являются дидактические игры, изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения и простейшие опыты, продуктивная деятельность экологической направленности.

Во 2 и 3 классах учащиеся знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с условиями окружающей среды. Содержание программы 2 класса «Зеленый наряд планеты» представлено темами «Растение — живой организм», «Условия среды обитания растений», «Растения и человек». В 3 классе программа «Удивительный мир животных» объединяет следующие темы: «Приспособленность животных к условиям  обитания», «Взаимоотношения в мире животных», «Животный мир планеты», «Взаимоотношения человека и животных». Первоначальные представления учащихся о разнообразии мира растений и животных на Земле, полученные ранее при изучении других естественнонаучных учебных дисциплин и курсов, расширяются, углубляются и наполняются экологической составляющей. Черты приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды раскрываются на фоне постоянно возрастающего влияния человека на естественную среду обитания живых организмов. Включение в программу информационного и исследовательского компонентов, посвященных природе своей местности, нацелено на усиление личностной значимости изучаемого материала, формирование ценностного отношения к родному краю и его природе, потребности в созидательной деятельности экологической направленности в пространстве своего дома, двора, образовательного учреждения, населенного пункта.

Содержание курса отличается акцентуализацией на формирование ценностного и ответственного отношения младших школьников к окружающему миру природы. Среди видов познавательной деятельности возрастает роль наблюдений в природе, экологических исследований на доступном для учащихся материале, практическая деятельность (уход за растениями и животными в живом уголке, на пришкольном участке, в экологическом центре), продуктивная природоохранная деятельность.

Содержание курса 4 класса «Человек на планете Земля» ориентировано на формирование у младших школьников установки на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды. Учащиеся в процессе освоения материала, представленного темами «Человек и хозяйственная деятельность», «Загрязнение и охрана окружающей среды», «Организация охраны природы», рассматривают хозяйственную деятельность людей в контексте рационального и экологически целесообразного природопользования. В содержание включен материал о глобальных и региональных экологических проблемах, экологическом равновесии, губительных последствиях нарушения сложившихся в природе связей из-за необдуманной деятельности людей. Школьники знакомятся с экокультурными традициями народов России и других стран, этическими и правовыми нормами взаимоотношений человека и природы, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Значительная роль в организации занятий отводится проектировочной деятельности учащихся, способствующей трансформации экологических знаний и ценностных ориентаций в устойчивые убеждения, мотивы поведения и потребности.

Освоение программного материала курса «Введение в экологию» предполагает реализацию педагогических принципов:

  1. принципа научности, предъявляющего требования к содержанию учебного материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;
  2. принципа сознательности и активности, ориентирующего на формирование осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и результатам, активизацию волевых и интеллектуальных усилий при решении исследовательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и планирования своих действий;
  3. принципа системности и последовательности, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики, технологиями формирования экологической культуры в системе общего образования учащихся;
  4. принципа доступности, индивидуализации и вариативности, который обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации процесса обучения в зависимости от возрастных, физических и интеллектуальных возможностей школьников, направленности интересов детей, вида учебного учреждения и материально- технической оснащенности учебного процесса, физикогеографических особенностей региона;
  5. принципа прочности и прогрессирования, направленного на перевод содержания образования в элементы личностного опыта учащихся с последующей реализацией полученных теоретических знаний и практических умений в планировании и осуществлении экологически грамотной и целесообразной деятельности в течение всей жизни;
  6. принципа положительного эмоционального фона обучения, способствующего формированию у учащихся позитивного отношения к окружающей действительности;
  7. принципа творческой направленности, ориентирующего педагогический процесс на формирование у учащихся потребности в продуктивной деятельности, создание на основе приобретенного витагенного опыта нового продукта;
  8. принципа диалогического общения, предусматривающего организацию учебного процесса средствами свободного, равноправного межсубъектного взаимодействия, играющего большую роль в формировании ценностных отношений младших школьников.

Место курса «Введение в экологию» в учебном плане образовательного учреждения

Программа курса «Введение в экологию» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

Программа рассчитана на 136 учебных часов в 1—4 классах. Варианты реализации содержания предлагаемой программы:

  1. Самостоятельный компонент системы дополнительного образования (дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности).
  2. Дополнительный образовательный модуль, спецкурс естественнонаучных учебных дисциплин в части учебного плана образовательного учреждения.

Ценностные ориентиры содержания курса «Введение в экологию»

Содержание курса «Введение в экологию» направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ведущие ценности:

  • Земля, заповедная природа, окружающая среда;
  • родной край, родная природа;
  • жизнь и все формы жизни;
  • человек, здоровье человека;
  • экологическое сознание;
  • красота, гармония.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Введение в экологию»

Освоение содержания курса «Введение в экологию» обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:

  • формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;
  • развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;
  • понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;
  • установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;
  • развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.

В сфере метапредметных результатов изучение курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
  • различать способ и результат действия;
  • осуществлять итоговый контроль и контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;
  • анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей, одноклассников, родителей и других людей;
  • корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;
  • использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и других людей для улучшения результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • владеть начальными формами исследовательской деятельности — осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет ресурсов;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
  • планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
  • владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;
  • владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;
  • соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;
  • излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты освоения учащимися содержания программы

В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;
  • овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
  • приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
  • начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);
  • научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ»

1 класс — «НАША ПРЕКРАСНАЯ ПЛАНЕТА»

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (2ч)

1

Дом, в котором мы живем

1

2

Дом моей мечты

1

Природа наш общий дом (14ч)

3

Природа нашей планеты

1

4

Неживая природа

1

5

Солнышко лучистое

1

6

Комнатные растения дома и в классе

1

7

Воздух- невидимка

1

8

Воздух и здоровьечеловека

1

9

Вода-водица, всему живому царица

1

10

Берегите воду!

1

11

Волшебная кладовая: почва – кормилица

1

12

Состав и свойства почты

1

13

Где жить лучше?

1

14

Изменения окружающей среды

1

15

Природа - наш общий дом

1

16

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

1

Мир живой природы(14ч)

17

Мир живой природы

1

18

Вода и жизнь

1

19

Зеленый наряд планеты

1

20

Растения рядом

1

21

Эти удивительные животные

1

22

Викторина "Животные - наши друзья"

1

23

Грибное царство

1

24

Съедобные и несъедобные грибы

1

25

А что у нас на обед?

1

26

Викторина"Угадай гриб"

1

27

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

1

28

Деревья твоего двора

1

29

Как рябинка в соседний лес переехала

1

30

Викторина "Растения леса"

1

Природа и человек (4ч)

31

Человек -часть природы

1

32

Соседи жильцы

1

33

Мир родного края

1

34

Влияние человека на природу

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ — «НАША ПРЕКРАСНАЯ ПЛАНЕТА»

Введение(2 ч)

Дом, в котором мы живем

Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому.

Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Природа — наш общий дом (14ч)

Природа нашей планеты

Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — примеры живых организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.

Солнышко лучистое

Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце — источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла. Солнце — символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям.

Воздух-невидимка

Воздух — основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух — важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения - природные фильтры.Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

Вода-водица, всему живому царица

Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле — главное условие развития жизни. Разные потребности растений и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Источники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необходимость экономного расходования воды.

Волшебная кладовая: почва-кормилица

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва — чудесная кладовая, земля-кормилица. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Почва — среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке. Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

Где жить лучше?

Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среды обитания. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных.

Природа — наш общий дом

Природа — общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд — дом для животных. Человек на природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе. Экология — наука о нашем общем доме — природе.

Мир живой природы (14 ч)

Мир живой природы

Живые организмы — тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители.Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

Зеленый наряд планеты

Растения: почему мы их так называем. Красота и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса — богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке.

Эти удивительные животные

Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).

Грибное царство

Грибы — живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

А что у вас на обед?

Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи. Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: экскурсия в парк, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.). Роль растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя. Наблюдения в природе: животные и их жилища.

Как рябинка в соседний лес переехала

Взаимоотношения растений и животных. Участие животных в размножении и распространении растений. Взаимовыгодное сотрудничество растений и животных: перенос насекомыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений

Природа и человек(4 ч)

Человек — часть природы

Человек — живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Мир родного края

Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов "Юный эколог"

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важ-нейшей частью его мировоззренческой подготовки.     Экологическое воспитание младших школьников означает формирова...

Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" предназначена для 3 класса Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.Задачи програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...

Программа внеурочной деятельности «Я - эколог» 1 класс

Программа представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия  рассчитаны  на 7 – 8 летних ребят и предназначены  для реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД

Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....

Программа внеурочной деятельности для 1-го класса "Юные экологи" с КТП

Программа внеурочной деятельности для 1-го класса "Юные экологи"   социального направления развития личности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 (2 ч)(научно-познавательная направленность)...