Главные вкладки

    Проект «Одаренные и талантливые дети»
    проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала наций. В связи с этим актуальной становится проблема создания российской элиты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_odarennye.docx33.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект            «Одаренные и

    талантливые дети»

    Малханова Ц - Х.Ц. МБОУ СОШ №5

     г. Гусиноозерска

     Селенгинского района

    Республики Бурятия


    Название проекта: «Одаренные и талантливые дети»

    Актуальность проекта:

    Реформирование российской системы образования обусловлено необходимостью формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала наций. В связи с этим актуальной становится проблема создания российской элиты. Однако данный процесс не должен быть стихийным. Обеспечить планомерность и систематичность этого процесса и призван составленный проект. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

    • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
    •  В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
    •  В школе должны быть свои традиции.
    • Школа должна давать современное образование.
    • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.

    Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее решению различных специалистов: педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, других специалистов, детей и их родителей. Работа с одаренными, талантливыми детьми должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки. В нашей школе успешно функционирует система предметных школьных олимпиад, турниров, предметных неделей, элективных курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки, внеурочных учебных занятий в рамках внедрения ФГОС НОО. Эти формы и виды деятельности по развитию интеллектуальных и креативных способностей учащихся следует продолжать и углублять.

    Цель проекта: выявление одаренных и талантливых детей и определение стратегии, принципов функционального педагогического и научно-методического обеспечения в соответствии с НОИ «Наша новая школа».

    Задачи:

    • Создание условий для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей;
    • Развитие общих способностей одаренных и талантливых детей как основы всех специальных способностей («генерального фактора», интеллекта или «базального фактора» одаренности);
    • Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных и талантливых детей;
    • Воспитание одаренных и талантливых детей на принципах общечеловеческой гуманистической морали, развитие у одаренных и талантливых детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
    •  Осуществление необходимых мероприятий по психолого-педагогическому,        научно - методическому и информационному обеспечению проекта.

    Основные мероприятии по реализации проекта:

    • Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными и талантливыми детьми;
    • Проведение педагогических советов, теоретических и практических семинаров по теме проекта;
    • Обучение учителей на курсах повышения квалификации по данному направлению;
    • Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования по данной теме, систематический обзор новых поступлений литературы;

    • Проведение целенаправленной научно-методической работы по внедрению приемов развивающих технологий для работы с одаренными и талантливыми детьми с последующим обсуждением и обменом опытом;
    • Проведение целенаправленного наблюдения за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности;
    • Подбор материалов и проведение спецтестов. позволяющих определить типы одаренности;
    • Проведение различных конкурсов, олимпиад, турниров, позволяющих школьнику проявить свои способности.

    Планируемые результаты:

    1. Совершенствование системы работы с одаренными и талантливыми детьми в школе и создание условий для ее существования;
    2. Умение по психолого-педагогическим методикам и тестам выявлять индивидуальные особенности учащихся и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории одаренных и талантливых детей;
    3. Устойчивые результаты формирования творческих умений в работе с одаренными и талантливыми детьми.
    4. Краткое описание проекта:

    При определении стратегии проекта «Одаренные и талантливые дети» мы исходим из терминологии, используемой при характеристике познавательных возможностей учащихся, которая включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

    Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

    Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

    Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

    Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинипа о том. "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг". Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки.

    Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

    Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

    Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности - объяснение вашего успеха”.


    1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

    Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

    1. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
    2. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
    3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;    принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

     принцип свободы выбора учащимися дополнительной образовательной помощи, наставничества.

    Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:

    • Организация проведение занятий с одаренными детьми;
    • Разработка, корректировка, усовершенствование учебной предметной программы;
    • Мониторинг результативности занятий;
    • Организация и контроль за знаниями, умениями и компетенциями одаренных детей;
    • Подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, конкурсам школьного,районного,

    республиканского и всероссийского уровня;

    • Контроль за выполнением индивидуальных образовательных траекторий;
    • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
    • Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

    Механизмы реализации проекта:

    1. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.
    2. Организация внеурочной образовательной деятельности и исследовательской работы

    одаренных и талантливых детей.

    1. Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение работы с одаренными и талантливыми детьми.
    2. Материально-техническое обеспечение работы с одаренными и талантливыми детьми.

    План мероприятий по реализации проекта

    Категории одаренных детей:

    № п/п

    Содержание

    Сроки

    Ответственный

    Организационное и функциональное обеспечение

    1

    Издание приказа по разработке проекта и созданию рабочей группы

    2011 г.

    Директор школы

    2

    Создание рабочей группы

    2011 г.

    МС школы

    3

    Разработка проекта программы

    2011 г.

    Рабочая группа

    4

    Обсуждение проекта на совещании педколлектива

    2011 г.

    Администрация школы

    5

    Подбор педкадров для работы с

    2011 г.

    МС и МО школы


    одаренными и талантливыми детьми

    6

    Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными и талантливыми детьми через проблемные или обучающие семинары

    2011 -2013 г.г.

    Администрация школы

    7

    Проведение обучающих семинаров:

    2012 г.- 2013 г.

    .

    «Психофизиологическое созревание как условие психического развития одаренных детей»

    Март 2012 г.

    Завучи школы

    «Внимание и память в школьном возрасте»

    Июнь 2012 г.

    МО начальных классов

    «Явление одаренности и виды одаренности»

    Октябрь 2012 г.

    МО филологов

    «Как сохранить и развить познавательную потребность у одаренных детей»

    Декабрь 2012 г.

    МО эстетического цикла

    «Что нужно знать, чтобы правильно построить обучение одаренных и талантливых детей»

    Март 2013 г.

    МО гое-био-исто-хим

    «Приемы творческой мыслительной деятельности»

    Май 2013 г.

    МО классных руководителей 5 — 8-х классов

    8

    Проведение проблемных семинаров:

    2013 г.-2014 г.

    «11риродосообразныс технологии в обучении»

    Октябрь 2013 г.

    МО МИФ

    «Технология проектного обучения»

    Декабрь 2013 г.

    МО начальных классов

    «Проблемный диалог»

    Февраль 2014 г.

    Завучи школы

    10

    Разработка локальных актов школы регламентирующих деятельность коллектива по данному направлению

    В течение

    реализации

    проекта

    Администрация школы и рабочая группа

    Организация и совершенствование учебного процесса

    1

    Составление рабочих предметных программ с учетом данного направления

    Январь 2012 г. - Август 2012 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    2

    Составление тематического планирования с учетом приемов творческой мыслительной деятельности учащихся и приемов самоорганизации

    Январь 2012 г. - Август 2012 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    '3

    Разработка системы творческих заданий и задания углубленного изучения учебных предметов

    2013 г.-2014 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    4

    Проведение педагогического отбора методик, педагогических технологий по предметам, отвечающим организационным формам и задачам обучения одаренных и талантливых детей

    2012 г.-2015 г.

    Администрация школы. МС, МО, ГГ

    5

    Разработка программ для

    Январь 2012 г. -

    Учителя, работающие с


    внеурочной деятельности одаренных и талантливых детей

    Август 2012 г.

    одаренными и талантливыми учащимися

    '6

    Организация и проведение творческих отчетов по проведению е/курсов, элективных курсов для одаренных и талантливых детей

    2013 г. -2015 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    7

    Организация открытой защиты собственных проектов по организации работы с одаренными и талантливыми детьми

    2014.г. -2015 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    8

    Организация исследовательской работ ы с одаренными и талантливыми детьми (по отдельному плану)

    2012 г.-2015 г.

    Учителя, работающие е одаренными и талантливыми учащимися

    9

    Обобщение и систематизация работы педколлектива по данному направлению, составление портфолио

    2015 г. -2016 г.

    Администрация школы, рабочая группа и учителя, работающие по данному направлению

    Социально

    психологическое

    обеспечение

    1

    Формирование банка методик индивидуального развития одаренных и талантливых детей

    2012 г.-2015 г.

    Администрация школы, рабочая группа и учителя, работающие по данному направлению

    2

    Разработка алгоритмов для одаренных и талантливых детей по ведению самостоятельной научно- исследовательской деятельности

    2012 г. - 2015 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    3

    Участие в разработке индивидуальных программ для одаренных и талантливых детей

    2012 г. - 2015 г.

    Учителя, работающие е одаренными и талантливыми учащимися

    4

    Создание картотеки одаренных и талантливых детей

    2012 г. - 2013 г.

    Администрация школы, рабочая группа и учителя, работающие по данному направлению

    5

    Создание фотоальбома «Галерея талантливых детей» по направлениям: «Интеллектуальноодаренные дети»; «Творчески-одаренные дети»; «Спортсмены нашей школы»

    2015 г.-2016 г.

    Администрация школы, рабочая г руппа и учителя, работающие по данному направлению

    Научно- методическое .обеспечение

    1

    Обсуждение проблемы организации работы с одаренными и талантливыми детьми на педагогическом совете, заседаниях методического совета,

    2012 г.-2013 г.

    Администрация школы, рабочая группа, МС, МО, ТГ и учителя, работающие по данному


    методических объединений и творческих групп

    направлению

    2

    Сбор и систематизация материалов психолого-педагогического содержания в помощь учителям, работающим с одаренными и талантливыми детьми

    2012 г.-2015 г.

    Администрация школы, библиотекарь, рабочая группа

    3

    Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности для работы с одаренными и талантливыми детьми

    2012 г. - 2015 г.

    Учителя, работающие с одаренными и талантливыми учащимися

    4

    Организация творческих отчетов учи телей, работающих с одаренными и талантливыми детьми

    2015 г. -2016 г.

    Завучи школы, МС и рабочая группа

    5

    Отражение на сайте школы и ПрофиСтарг материалов по работе ОУ с одаренными и талантливыми детьми

    2015 г.-2016 г.

    Завучи школы, МС и рабочая группа

    Перспективы развитии проекта:

    1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
    2. Творческая самореализация выпускника школы.
    3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
    4. Методические рекомендации по работе с талантливыми детьми.
    5. Реализация направления IЮИ «Наша новая школа» «Поддержка и развитие талантливой молодежи».

    Риски в реализации проекта:

    • Затруднения педагогов в работе с одаренными и талантливыми детьми.
    • Отсутствие психолога в школе.
    • Отсутствие индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный проект "Одаренные дети"

    Проект  направлен на  повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов при ведении системы работы с одаренными детьми....

    Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

    Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

    Развитие системы поддержки талантливых детей

    Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...

    Талантливые дети

    Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанный учеными-псих...

    «Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

    Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

    Проект «Одаренные дети»

      На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является од...

    Проект Одаренные дети

    Проект Одаренные дети...