Развитие системы поддержки талантливых детей
статья на тему

 

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности  детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем. 
    Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают путь к действительным, социально значимым достижениям в будущем.
Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать  на предпосылки подлинного таланта.  
В ходе работы с детьми мы наблюдаем за тем, что уже в начальной школе есть такие ученики, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных  областях знаний.
    Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Я их изучила и проанализировала, основываясь на особенности  своих учеников:
•  3 из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться (Квасничко А.,Голубев К., Даниелян А.;
• 6 человек рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны; (Квасничко Ал, Голубев К., Даниелян Арт., Домнин В., Чибисова Т., Соколова А.)
•  9 человек из 26 были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
• по крайней мере  5 ребят были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью; они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям. ( Голубев К., Трифонова Ек. , Матисон Ал., Даниелян Арт., Домнин В.)
Этим детям  требовалась дополнительная поддержка их познавательной мотивации. 
  Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. 
  Очень важна здесь роль как родителей, так и  учителя. Как говорил В.Бианки «нужно  научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему  живому, любому явлению жизнь. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет…» . 
  На уроках окружающего мира, литературного чтения, на прогулках мы должны  обращать внимание детей  на простые вещи, но такие удивительные ( кружение в  воздухе  листьев, снежинок, бабочек, на облака). 
  Мир сказок, который так любим детьми младшего школьного возраста оказывает большое влияние на рост творчества, развитие фантазии. Это и определение и отрицательных, и положительных героев сказки, а также  определение поучительной идеи сказки, а также как в современной жизни воплотились идея этой старой сказки, создание диафильмов, рисование, выполнение поделок, инсценирование. В этих видах  работ дети раскрепощаются, учатся перевоплощаться, а значит, творят и фантазируют.
  Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – один из основных путей активизации образного мышления. Это очень важный способ пробуждения творческих сил. 
  К. Паустовский вспоминал о своем детстве: «Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля». Я стараюсь, чтобы мои дети увидели и почувствовали загадочность нашей Земли.  
  На уроках «Детской риторики»  мы учимся быть хорошими собеседниками, наблюдаем над высказываниями известных людей, выступаем в разных ролях, продолжая рассказы или сказки, подбираем рифму, а позже сочиняем четверостишия, загадки, скороговорки,  заклички, перевоплощаемся, пытаемся «проникнуть» в тайны обычных вещей:  бытовую технику, аудиотехнику,  т.е. творим, развиваем свою фантазию, получаем первые знания о технике.
  Мне повезло, в каждом наборе, у меня есть дети, которые начинают в начальных классах писать стихи, рассказы.  (Демонстрация стихов, работ), 
  А помогают нам задания, например, представьте, что вы  на реке, какие звуки вы можете услышать? ( Бульк! Плюх!) 
  Представь, что превратился в петуха, кипящий чайник, одуванчик, автомобиль и т.д.
    Каждый учитель старается развивать память, внимание, мышление своих учеников. Мы все понимаем, что стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения – это требование  нашего времени.
  Основные направления работы:
1) Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровню креативности;
2) Обучение учащихся работе с научной литературой;
3) Подготовка, организация и проведение турниров, конкурсов, олимпиад;
4) Редактирование и издание брошюр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...

Поиск и поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности

Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разгля...

Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в системе поддержки одарённых детей"

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ода...

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...

«Эффективные школьные практики выявления, поддержки и развития талантливых детей»

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...