Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования
статья на тему

Михайлова Ирина Михайловна

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО "Центр детского творчества "Южный" города Рязани на прмере реализации допонительных общеобразовательных программ художественной, технической и физкультурно-спортивной направленностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_razvitiyu_odarennyh_2017_mihaylova.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий  по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования.  

Заместитель директора по учебно-методической работе

МБУДО «Центр детского творчества «Южный»

Ирина Михайловна Михайлова

Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима.

Забота об одарённых детях обусловлена тем, что именно на них в первую очередь возлагаются задачи по решению проблем, стоящих перед обществом, с ними связывают ожидания по внесению наибольшего вклада в развитие культуры и науки, экономики и техники нашей страны.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-ориентированный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования: выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Сегодня можно с полным основанием сказать, что в Центре детского творчества «Южный» собрано созвездие больших и маленьких звёзд и звёздочек  -  опытных педагогов и сотрудников только начинающих свой путь на педагогическом поприще. И, конечно, юных талантливых обучающихся, которых можно отнести к разряду «одарённых».

В наш центр приходят все желающие заниматься дети без специального конкурсного отбора в возрасте от 5 до 18 лет. Контингент детских объединений отличается «расслоением» обучающихся по интересам и потребностям, психофизиологическим и возрастным особенностям и способностям.

Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых Центром образовательных услуг, дети выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям, удовлетворяет их многообразные интересы. Приходя сюда, наши обучающиеся оказываются защищены от натиска всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дети идут сюда с удовольствием, их привлекает атмосфера настоящего творчества, взаимопомощи  и дружбы. Наши педагоги понимают, что каждый ребёнок талантлив, нужно лишь помочь ему найти себя, проявить и развить свои способности. Обучение проводится по дополнительным общеобразовательным программам следующих образовательных направленностей: художественная, техническая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая. На начальном этапе обучения всем детям создаются одинаковые условия,  т. к. способности ребёнка могут проявиться только в деятельности, ребёнку предлагается «попробовать» себя во всём.

Организация работы с одарёнными детьми – это достижение нового уровня качества образовательного процесса, создание научных и организационно-педагогических условий для обеспечения развития личности одаренного ребёнка, обеспечение устойчивого опережающего характера образовательного процесса. Проанализировав работу, которая ведется у нас, а также в других образовательных организациях, члены методического совета сделали вывод, что нужно выстроить именно стройную систему, а не вести работу эпизодически. Эта работа не на один год.

Поэтому, наш центр в течение двух лет проводил работу в соответствии с единой методической темой «Формирование системы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в ЦДТ «Южный».

В нашем учреждении есть необходимые условия, кадровые и программно-методические ресурсы для осуществления деятельности по выявлению, поддержке и развитию детской одаренности. Успешно реализуются и имеют стабильный социальный заказ 11 дополнительных общеобразовательных программ, такие как: «Фотостудия «Кадр», «Ансамбль народных инструментов «Фантазия», «Фольклорно-этнографический театр «Русич», «Пожарно—прикладной спорт», «Шахматы», «Хореографическая студия «Пляшущие человечки», «Малая детская академия «Совушка», «Студия бального танца «Экспрессия», «Изостудия «Радуга», «Компьютерная графика и анимация», «Дизайн-студия «Акварель».

Планируя и разрабатывая систему работы с одарёнными детьми, мы осознавали, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей  развитию одарённого ребёнка, является педагог, хотя не все готовы к такой серьёзной работе.

Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – соответственно, отрицательные. Но, в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Поэтому, к педагогическим сотрудникам, работающим с одарёнными детьми, предъявляются особые требования не только к его профессиональной подготовке, но и к личности, он должен соответствовать следующим требованиям:

- уметь разрабатывать гибкие индивидуализированные образовательные программы;

- уметь создавать эмоционально безопасную атмосферу в группе и в целом в объединении;

- уметь организовывать в процессе обучения обратную связь с учащимися;

- использовать различные педагогические технологии обучения;

- обеспечивать формирование адекватной самооценки учащегося;

- уважать личность учащегося и принимать её такой, какая она есть;

- владеть приёмами стимулирования творческой активности и саморазвития одарённого ребёнка;

- поощрять творчество, оригинальность и работу воображения.

В ходе реализации вышеназванных программ наши педагоги используют различные формы обучения одаренных и талантливых детей, которые варьируются разными  организационными условиями, МТБ, квалификацией:

• индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

• работа по творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает  педагог);

• каникулярные сборы,  спортивные или творческие смены в летних оздоровительных и(или) профильных лагерях, где дети в рамках летнего отдыха совершенствуют свои образовательные способности по той образовательной программе, по которой они занимаются в центре творчества;

• система соревновательных мероприятий: творческих конкурсов, фестивалей, выставок.

  Обучение в разнопрофильных объединениях доступно для всех желающих и  позволяет выявить и закрепить интерес к избранной образовательной области.

 В Центре детского творчества «Южный» выстроена структурная модель образовательного процесса, которая состоит из четырех образовательных модулей. Эти модули являются универсальными, так как прослеживается преемственность обучения, переход или параллельное образование по нескольким программам детьми начиная с дошкольного возраста до старшего школьного возраста. И не только одарённый, но и любой ребёнок может пройти все этапы, либо включиться в любой из них:

Ступень

Содержание образовательного процесса

«Пролог» (5-6 лет)

Уровень действия детей - репродуктивное самостоятельное воспроизведение

Уровень достижений - информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их; грамотность — как способность использовать основные способы познавательной деятельности

Задачи. Создание условий для психолого-социального развития дошкольников, способствующее раннему проявлению и развитию творческих способностей, воображения и навыков межличностного взаимодействия. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры. Создание предпосылок для выбора образовательного маршрута в каком-либо виде дополнительного образования.

Итог освоения уровня - любознательность ребенка, как основа его познавательной активности, элементарные навыки общения

«Начало» (7-11 лет)

 Этап первоначального самоопределения.

Уровень действия детей - репродуктивное, алгоритмическое действие

Уровень достижений - функциональная грамотность или способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности                   

Задачи. Знакомство младших школьников с  основами профиля творческой деятельности, приобретение первоначальных умений и навыков.

Итог освоения уровня - подготовка деятельностно-практической базы для дальнейшего самоопределения ребёнка.

«Перспектива» (12-14 лет)

Уровни действия - продуктивно-эвристическое действие.

Уровни достижений - компетентность общекультурная, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности 

Задачи. Освоение  узкоспециализированных программ, совершенствование ЗУНов, приобретенных на ступени «Начало». Создание условий для реализации программы индивидуального развития (по индивидуальным образовательным маршрутам) особо одаренных детей; углубленное изучение с ориентацией на будущую профессию.

Итог освоения уровня - креативные способности. Развитие устойчивой мотивации к познанию и творчеству в других жизненных сферах, целостному личному и социальному развитию ребёнка.

«Мастерство и вдохновение»

(15-18 лет)

Уровни действия - продуктивно-творческое действие

Уровни достижений -  компетентность  допрофессиональная - достаточная для начального выбора профессии,  а также способность личности оценивать границы собственной компетентности

Задачи. Реализация долгосрочных программ углубленного развития, где содержание учебного материала имеет профессионально-ориентирующее, специальное направление. выявление и развитие специальных способностей и интересов обучающихся. Выстраивание индивидуальной траектории самоопределения каждого обучающегося.

Итог освоения уровня. Творческое и профессиональное самоопределение

Немаловажную роль играет поддержка и тесное сотрудничество с родителями в рамках организации работы с  одарёнными детьми.

Семья, в которой воспитывается одарённый ребёнок, является одной из главных социальных структур, влияющих на развитие его потенциальных возможностей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, не имеют достаточных знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Именно поэтому, работу с родительской общественностью наш коллектив рассматривает как важнейшую задачу, которая решается в системе психолого-психологического сопровождения одарённого ребёнка в учреждении дополнительного образования.

Существуют разные способы взаимодействия педагогов с семьями, имеющими одаренных детей, которые используют наши педагоги в своей работе:

- просветительская работа, включающая беседы и семинары, раскрывающие особенности одарённого ребёнка (родительские конференции, тематические родительские собрания);

- деловые игры, в ходе которых родители на своем опыте понимают и чувствуют собственные ошибки, находят пути решения проблем, часто встречающихся при воспитании талантливых детей;

- индивидуальные консультации педагогов с родителями, направленные на создание для одарённого ребенка такой развивающей среды, которая удовлетворяла бы его интересы;

- активное включение родителей в жизнь того коллектива, который посещает ребенок.

В течение двух лет реализации многоплановой работы с одаренными детьми в ЦДТ «Южный» сформирована система работы, которая решает поставленные задачи по созданию условий для развития и реализации творческого потенциала одаренных детей и повышению качества образовательного процесса путем дифференциации образовательного процесса.

                 Педагогический коллектив центра в рамках реализации системы работы с одарёнными детьми добился определённых результатов:

  • разработана Программа по работе с одаренными детьми,
  • ежегодно корректируется банк программно-методической документации, разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей, обучающихся дополнительно по 1 часу в неделю,
  • пополняется банк одаренных обучающихся, показывающих выдающиеся результаты по программам на основании конкурсных выступлений,
  • создан банк методик и диагностических материалов для педагогов с целью выявления и отслеживания талантливых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей

Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей....

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.

Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...

Развитие воспитательного потенциала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества

Новые социально-экономические условия, тенденции государственной политики в сфере образования актуализируют необходимость создания новой воспитательной системы учреждения.  В соответствии с новой...

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи на тему «PowerPoint. Создание презентации»

Конспект занятия и презентация на тему «PowerPoint. Создание презентации» для учреждений дополнительного образования....

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...