Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Павлова Ирина Григорьевна

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышления и способностей одаренных детей.

Существуют разные виды способностей (их выделяют в соответствии с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются): общие (влияют на успешность во многих видах деятельности) и специальные (существенны для отдельных видов деятельности).

На разных возрастных этапах одаренность проявляется по – своему. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование художественных способностей. Основная задача образовательной работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей.

Главная задача педагога – обнаружить и развивать то, что заложено в ребенке, а не обучать его, «отливая» определенную форму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое портфолио

педагогической поддержки одаренных детей

в учреждениях дополнительного образования детей

Содержание:

Введение

  1. Принципы, условия и направления работы с одарёнными детьми в учреждениях дополнительного образования детей
  2. Модель развития и поддержки творческой одаренности детей
  3. Особенности работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
  4. Примеры методов работы с одаренными детьми, которые позволяют педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию
  5. Методики диагностики одарённости
  6. Методика «Карта одарённости»
  7. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с научно-технической одаренностью
  8. План работы с одаренными детьми
  9. Нормативно-правовые документы по работе с одаренными детьми

Приложение 1

Приложение 2

Список используемой литературы


Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.)

Введение

Педагогическая поддержка – это особая деятельность педагога, осуществляемая в рамках совместных с ребенком действий, направленных на определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни.

Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.), часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Для развития одаренности детей надо активно вовлекать их в групповые занятия музыкой, рисованием, узкими специализациями, увлекать изучением предметов. Функционирование кружков, психологических клубов, игр, викторин и направление в центры внешкольной работы  дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные  идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.

Определение детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. Выявление одаренных детей связано также с проблемой  выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

Задача обучения, воспитания и развития одаренных детей находит свое отражение в нормативных актах в области образования. В новом Законе «Об образовании» впервые на государственном уровне предоставляется поддержка одаренным, высокомотивированным детям. Новый стандарт образования ориентирует на то, что маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к самостоятельному поиску и выбору разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем.

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышления и способностей одаренных детей.

Существуют разные виды способностей (их выделяют в соответствии с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются): общие (влияют на успешность во многих видах деятельности) и специальные (существенны для отдельных видов деятельности).

На разных возрастных этапах одаренность проявляется по – своему. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование художественных способностей. Основная задача образовательной работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей.

Главная задача педагога – обнаружить и развивать то, что заложено в ребенке, а не обучать его, «отливая» определенную форму.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда;
  • для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
  • Всех одаренных детей можно условно подразделить на три категории:
  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте);
  • дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
  •  учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

  1. Принципы, условия и направления  работы с одарёнными детьми в учреждениях дополнительного образования детей

Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей может строиться  на следующих принципах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  •  принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей;
  • принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли педагога;
  • принципе ориентации на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • принципе свободного самоопределения с последующей самореализацией.

Условиями развития и поддержки творческой одаренности следует считать:

1. Требования к педагогу:

а)        понимание и уважение личности ребенка, где основными принципами  являются: «Не навреди» и «Помоги мне  это сделать  самому»;

б)        совершенствование педагогической компетентности (профессиональной  и личностной)  через  работу: «Школы повышения педагогического мастерства».

2. Учет психофизиологических особенностей детей через психодиагностику (тестирование по видам одаренности).

3. Педагогическая и социальная поддержка детей:

а)        подбор детей в творческие группы;

б) предоставление возможностей для развития творческих способностей и личностных характеристик;

в)        социальная адаптация детей, психологическая поддержка, профессиональная ориентация;

г)        сотрудничество и партнерство с родителями;

д)        отслеживание дальнейшего творчества выпускников.

Педагоги дополнительного образования живут в режиме поиска, им открыта дорога для творчества, они сами разрабатывают сценарии, занятия, они сами конструируют дополнительные образовательные программы. Ценность этих программ в том, что они не транслируются по типу единого государственного стандарта, а предлагают детям выбор образовательного маршрута, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Дополнительные образовательные программы  педагогов  дополнительного образования ориентируют детей на гуманистические ценности: свободу и творчество, человеческую уникальность и индивидуальность.

Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования детей является развитие творческой одаренности  обучающихся  через:

  • мотивацию обучающихся  на исследовательский, творческий труд;
  • построение индивидуальных маршрутов образования обучающихся;
  • формирование социального успеха (участие в конкурсах,   выс-тавках,  конференциях и т. д.);
  • формирование навыков психологической защиты в условиях резко меняющегося социума и умение преодолевать трудности;
  • апробацию модели сотворчества «педагог - воспитанник - родитель»;
  • развитие профессионализма педагогического коллектива.  

Работу с одарёнными детьми важно вести в тесной связи общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

  1. Модель развития и поддержки творческой одаренности детей

Если представить модель развития и поддержки творческой одаренности детей графически, то мы увидим следующее: 4 уровня: Я ищу, Я хочу, Я могу, Я буду

Участниками образовательного  процесса, являются  педагоги, учащиеся, родители. Таким образом, попадая в образовательное пространство, ребенок находится на одном из представленных уровней. Каждый уровень характеризуется определенным набором личностных качеств и потребностей. Развитие одаренности зависит от образовательной среды, в которую попадает ребенок, и создания определенных условий. Поэтому, смысл деятельности УДОД - в развитии и поддержке творческой одаренности каждого ребенка.

Рассмотрим уровень «Я ищу»

Когда потребностью личности ребенка является удовлетворение интереса и любопытства, создаются условия многопрофильного обучения. С момента прихода учащегося в ЦДТ начинается его психолого-педагогическое сопровождение, которое заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Также, в самом начале обучения, диагностируются способности и личностные качества ребенка, изучается стартовый потенциал развития личности. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное, мелкогрупповое или групповое обучение.

Естественно, что говорить об одаренности не имеет смысла без родительской поддержки, сочетающейся с хорошим преподаванием. Поэтому, создаются все условия для сотрудничества и налаживания партнерских отношений с родителями. На этом уровне учащимся предоставляется свобода выбора, они могут свободно посещать то одно, то другое учебное объединение по желанию. Эти условия характерны для любого уровня, а при дальнейшем развитии ребенка, с изменением потребностей личности, расширяется педагогический арсенал.

Рассмотрим уровень «Я хочу».

Для обучающегося характерна мотивация и увлеченность определенным видом деятельности, у него ярко выражена познавательная потребность и любознательность. На этом уровне проектируется индивидуальный маршрут развития учащегося: подбирается индивидуальная образовательная программа, происходит выбор уровней и форм обучения, а также форм представления результатов. Здесь апробируется модель сотворчества «педагог – родитель - учащийся» через совместные занятия, итоговые  мероприятия,  походы,  клубы  выходного дня, конференции.

Рассмотрим уровень «Я могу».

Образовательный процесс                                 Потребности личности

Учащемуся присущи потребность в самореализации, достижениях в индивидуальном маршруте, характерны готовность к принятию решений, движение к себе лучшему. На данном этапе можно проводить диагностику и мониторинг результативности обучения (выявлять уровни развития личностных характеристик, рассматривать  количественные и качественные показатели эффективности образовательного процесса). Вести профориентационную работу, выбору по всем профилям. На этом уровне используются авторские педагогические технологии, представляющие собой интеграцию элементов современных технологий.

Рассмотрим заключительный уровень «Я буду».

Личность ребенка характеризуется верой в себя и свои способности, ценностным, личностным и профессиональным самоопределением, ответственностью за принятие решений, умением анализировать свою деятельность и проектировать свой образовательный маршрут. Для достижения этого результата, используется креативно-поисковый вид деятельности, который заключается в организации исследовательской и проектной деятельности, участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях по профилю.

Комплексная модель работы с категорией детей, проявляющих способности

Учреждения дополнительного образования в наиболее полном объеме могут удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные запросы подрастающего человека, развивать его творческие способности с их гибкой системой и средствами обучения. Обеспечить такую образовательную структуру, которая максимально удовлетворяла бы потребностям каждого ребенка, с учетом его возможностей и склонностей, только общеобразовательным учреждениям, в отрыве от учреждений дополнительного образования детей является весьма затруднительной задачей.

Основываясь на этих устоявшихся аргументах, необходимо спроектировать  комплексную модель работы с категорией детей, проявляющих способности в той или иной области деятельности: познавательной, технической, художественной, социальной, разработать программу опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие творческой индивидуальности детей в системе дополнительного образования детей».

На первом этапе «От увлечения - к творчеству» необходима разработка модели развития и поддержки творческой индивидуальности обучающегося.

Цель в такой модели: оказание практической помощи в самореализации творческой индивидуальности обучающихся.

Она достигается посредством решения ключевых задач: создания условий для творческой деятельности; разработки индивидуальных маршрутов и персонифицированных программ; реализации развивающих и формирующих личность методик.

Формами работы являются индивидуальные занятия, творческие работы, социальные проекты, мастер-классы, творческие мастерские.

Специфика всей деятельности зависит от различных видов проявления детской творческой индивидуальности, поэтому, ее составляющими являются: практическая, художественная, психомоторная, коммуникативная, социальная и интеллектуальная направленности.

Особое место в работе должно отводиться условиям проявления творческой индивидуальности. Их можно разделить на три вида: творческая среда, творческий процесс, творческая личность. Все три составляющие очень взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Следующая составляющая модели развития и поддержки творческой индивидуальности - ступени творческого роста  обучающихся.

Первая ступень

«Поиск»: характеризуется проектированием личности ребенка, его мотивационно-потребностной сферой.

Вторая ступень:

«Вдохновение», включает в себя формирование устойчивых учебно-познавательных интересов, творческой активности и креативности.

Третья ступень:

«Творчество», осуществляется социально-признаваемая эксклюзивная деятельность ребенка.

Самая значимая в процессе творческого роста - четвертая ступень:

«Мастерство»: утверждение себя как личности в выбранном виде деятельности, профессиональном самоопределении. Важна фиксация результатов деятельности обучающихся, которую предлагается вести в следующих формах: персональные (авторские) выставки, авторские коллекции, достижения на конкурсах и фестивалях, наградной материал, портфолио.

  1. Особенности работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Творческие технические возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития– 3-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки технических возможностей надо искать здесь. Дело родителей и педагога- поддержать эти стремления ребенка.

В процессе профессиональной деятельности проводятся разнообразные мероприятия по работе с одарёнными детьми:

  • выявление способных воспитанников при помощи тестирования;
  • диагностика детей с помощью психологических тестов:
  • разовые обследования;
  • долговременные обследования;
  • тренинговые выявления и развитие одарённости  (учебно-игровые методы);
  • работа по специализированному плану. Применение методики «Карта одарённости.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения, создание благоприятных условий для развития талантливых детей через оптимальную структуру дополнительного образования.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через — проведение  педагогических  советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации; — подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно-методическую работу по данному направлению (с пос-ледующим обсуждением и обменом опытом);
  • выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических резуль-татов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём: — обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
  • формирование банка данных “Развитие”;
  • разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Критерии отбора одарённых детей

Это: реальные достижения, оценки окружающих, самооценки, психологические данные, склонность ребёнка к тому или иному виду творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей -  талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема  «нераскрытости»  детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Именно учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для  обучающихся, но и для педагога.

При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности. Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интел-лектуального потенциала людей.

Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).
  2. Формирование внутренней мотивации.
  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  5. Рефлексия.
  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
  7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
  8. Интегративный подход.

Проблемы диагностики и развития одаренных и талантливых детей.

Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности. Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена.

  • феномен "снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом.    
  • феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.).
  • феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.

Очень важная проблема - выявление одаренных детей.

В семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной.    

Активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.  

Одаренные дети, попадая в коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ""белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются

Педагоги, начиная работать с одаренными детьми, должны ставить перед собой следующие цели:

  • создание условий для развития детей;
  • сопровождение и поддержка интеллектуально, технически, художественно им спортивно одаренных детей;
  • совершенствование системы работы педагога по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого обучающегося.

Для достижения данных целей педагог обозначает следующие задачи:

  • выявление одаренных детей, стимулирование и поддержка;
  • поиск оптимальных средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • повышение квалификации самого педагога и подготовка его к работе с одаренными детьми.

  1. Примеры методов работы с одаренными детьми, которые позволяют педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию:
  1. Метод переселения. Позволяет детям посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод вопросов. Ответы на такие вопросы: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? – и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных детей, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными учеными, философами и др.
  4. Конструктивный метод. Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения какого-либо понятия.
  5. Метод путешествия в будущее. Эффективен  в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  8. Метод «Вот если бы…» Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. «Мозговой штурм». Позволяет собрать большое количество идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Очень важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в образовательном учреждении, но и дома.

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.

Необходимо создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Педагог – координатор усилий не только для оптимального развития одаренных и способных детей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Работа с родителями одаренных детей

  • Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Рассмотрим данные направления более подробно.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка: цель работы психолога с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:

  • расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
  • выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и талантливых детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребенок.

Информационная среда: циклы родительских собраний, электронные дневники и т.п.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей: подготовка родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителями больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

Во время учебного года родители и дети могут организовать совместные проекты разнообразной тематики, делать презентации своих проектов на тематических неделях в ОУ.

Для развития творческой и познавательной активности детей родители могут помогать детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Поддержка и поощрение родителей: работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться.

  1. Методики диагностики одарённости

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Методика «интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера

  1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности.
  2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы.
  3. Продуктивность или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
  4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
  5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
  6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).
  7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

  1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.
  2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворены, если, не достигнут максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
  3. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
  4. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрасту подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
  5. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений; это очень важно в любой творческой деятельности. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.
  6. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
  7. Широта интересов. Разнообразные и причем относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.
  8. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное  в самых разных ситуациях  невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом и психологической защитой. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Оценка

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойство  личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более ярко выражено и чаще  проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Выставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

  1. Методика «Карта одарённости»

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

1)        первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;

2)        второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Пример:

80 вопросов, сформированных по областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучить их и дать оценку вашему ребенку по каждому параметру.

Лист вопросов

  1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  2. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  3. Интересуется механизмом и машинами.
  4. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  5. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  6. Проявляет большой интерес к конструкторской деятельности..
  7. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  8. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
  25. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  26. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  27. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  28. Легко общается с детьми и взрослыми.
  29. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  30. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  31. Способен  увлечься, уйти  «с головой» в интересующее его занятие.
  32. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  33. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  34. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  35. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  36. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  37. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  38. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  39. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  40. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  41. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  42. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  43. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.
  44. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  45. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  46. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  47. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  48. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  49. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  50. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  51. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  52. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  53. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  54. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  55. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  56. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  57. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  58. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  59. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  60. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  61. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  62. Умеет делать выводы и обобщения.
  63. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  64. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  65. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  66. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  67. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  68. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  69. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
  70. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  71. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  72. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.
  73. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  74. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  75. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  76. Любит игры-драматизации.
  77. Быстро и легко осваивает компьютер.
  78. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  79. Физически выносливее сверстников.

  1. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с научно-технической одаренностью

В мире современных технологий нас все больше и больше окружает робототехника. Робототехника является важной частью современного мира. В повседневной жизни - в школе, дома мы используем огромное количество технических устройств: мобильные телефоны, стиральные машины, компьютерную технику и многое другое, все это является роботами. С каждым годом наука развивается, исследования не стоят на месте. Эта отрасль усовершенствуется в мире очень быстро.

Многие дети не горят желанием изучать «скучную» теорию вместо того чтобы, условно, порезвиться в спортивной секции. Однако, тех, кто любит всё время что-то создавать своими руками, интересуется компьютерной техникой или просто проявляет интерес к любой технике, образовательная робототехника способна обучить многим навыкам, например:

  • Самостоятельному проектированию конструкций
  • Пониманию принципов работы различных механизмов
  • Основам компьютерной грамотности
  • Принципам программирования
  • Оптимизации процессов и поисках альтернативных решений
  • Применению английского языка (стандарт в технической отрасли)
  • Пониманию «для чего нужна математика»
  • Взаимодействию программной части с конструкцией
  • Работе в составе команды и общей социализации

Цель: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной технической одаренностью в условиях ЦДТ.

Задачи:

1.        Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную «Я - концепцию», потребность в само-развитии, а также проявление потенциальной одаренности,

2.        Развитие технических знаний, умений и навыков в процессе освоения индивидуальной программы «Робототехника».

3.        Профилактика типичных проблем одаренных детей (проблем в общении (конфликтность, «звездная болезнь» и т.д.), проблем заниженной (завышенной) самооценки и др.)

4.        Психолого-педагогическое информирование и вовлечение в совместную деятельность родителей воспитанников.

5.        Материально- техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение воспитательного пространства студии.

6.        Организация возможности презентации промежуточных результатов.

Техническую одаренность (как и любую другую) нельзя напрямую связывать с достижениями личности, в силу того, что ярко проявленная одаренность в детские годы не всегда обеспечивает высокие достижения в дальнейшей (в т.ч. профессиональной) деятельности человека. Однако судят о детской одаренности всё же по достижениям.

Мотивационный аспект поведения ребенка с такой одаренностью может быть описан следующими признаками:

  • переживание чувства удовольствия от процесса конструирования, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности;
  • ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований;
  • неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем;
  • высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Быстрое восприятие, хорошая память, ярко выраженное своеобразие воображения могут служить лишь основанием для предположения о технической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Инструментальный аспект поведения ребенка с одаренностью может быть описан следующими признаками:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения примером, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного в техникеребенка характерно:

1) Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»

3) Особый тип организации технических знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть намеченные схемы; склонность отыскивать и формулировать общие алгоритмы построения. Ребенок сразу схватывает и усваивает информацию о механических движениях, требует информацию о способах действия и условиях их использования.

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. Определить явную одаренность возможно только в ходе длительного применения комплекса методик, что все равно может привести к неточным выводам, поэтому лучше расширить число включаемых в таковую группу, чем суживать их круг.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Для психолого-педагогической поддержки детей с технической одаренностью наряду с программой для коллектива необходима реализация индивидуальных образовательных маршрутов, а также совместная деятельность педагога дополнительного образования, психолога, родителей.

Модель работы с одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей.
  • Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации.
  • Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (индивидуальная карта, тестирование, наблюдение, практические задания).
  • Консультация для родителей по вопросам развития одаренности ребенка.
  • Демонстрация творческих достижений воспитанников.
  • Поощрение одаренных детей.
  • Поддержка высокой самооценки ребенка.
  • Формирование системы самообучения одаренного ребенка.
  • Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми.
  • Создание и оформление картотеки литературы по работе с одаренными детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут:

1 этап – становление.

2 этап – развитие.

  1. этап – профессиональное самосовершенствование.

  1. План работы с одаренными детьми

Цель: способствовать развитию технического таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.

Задачи:  

1.        Провести целенаправленную диагностику обучающихся с целью выявления талантов и способностей;

2.        Создать  банк данных одаренных детей и методических приемов  работы с ними;

3.         С целью улучшения работы с одарёнными детьми, принимать активное участие в работе семинаров, конференций, круглых столов;

4.        Организовать внеурочную деятельность обучающихся (конкурсы, интеллектуальные игры);

5.        Развивать навыки исследовательской деятельности.

Направления программы «Одаренные дети»

  • разработка творческих заданий для мотивированных детей;
  • недели  технического мастерства;
  • неделя робототехники;
  • интеллектуальный марафон для обучающихся ЦДТ.

Стратегия работы с одаренными детьми

1 этап – подготовительный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в ЦДТ

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.
  • Планирование работы с одаренными обучающимися.
  • Распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

Диагностика

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  • техническое мышление;
  • уровень самооценки;
  • толерантность;
  • предпочтительные виды деятельности;
  • доминирование правого или левого полушария;
  • сила интуиции;
  • Вы лидер?
  • Вы считаете себя гением?
  • Что вам нравится (карта интересов)?
  • Диагностика задатков и склонностей личности;
  • Поведенческие характеристики одаренных детей.

II этап – аналитический

Цель: Выявление форм и методов организации  работы с одаренными детьми.

1 ступень: при выявлении одаренных детей учитываются их успехи. Деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

2 ступень: на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, технических возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие задания, проектные задания и т.д.).

3 ступень:  выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика); самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

III этап - организационно –деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

Работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.

Задача: Организовать работу, направив её на создание условий для развития и саморазвития обучающихся.

Работа педагога с одарёнными детьми.

  1. Проведение диагностики обучающихся с целью выявления талантов и способностей;
  2. Выявление и поддержка одарённых детей.
  3. Разработка плана работы с одарёнными детьми.  
  4. Работа над проблемой «Культура умственного труда». Семинары, совещания, список литературы.
  5. Выступления обучающихся на концертах, конкурсах, фестивалях. Выявление и поддержка одарённых детей.
  6. Работа с обучающимися, имеющими результаты на «отлично» Проведение  недели робототехники.

План работы с одарёнными детьми

Координационное направление: Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

Исследовательское направление: Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся.

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети».

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы.

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми.

Методическое направление: Использование инновационных технологи.

Создание методических материалов для работы с одаренными детьми.

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.  

Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.  

Инновационное направление         Проведение предметных недель         в течение года

Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми».

Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми».

Организация работы дополнительных занятий с обучающимися

Проведение:

  • интеллектуальных игр,
  • конкурса исследовательских работ учащихся,
  • родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»         проведение конкурса творческих работ обучающихся.
  • организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня.  
  • организация участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня.
  • консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей.

  1. Нормативно-правовые документы по работе с одаренными детьми
  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
  2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.).
  4. Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239).
  5. Приказ Минобрнауки России № 134 от 24.02.2016 "Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей".
  6. Приказ МОМО № 392 от 09.02.2016 года. Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждается именная стипендия Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, на 2016 год.
  7. Методические рекомендации МО МО для профессионального сообщества педагогических работников, работающих с одаренными детьми в старшей школе (2016 г.).
  8. Приказ МО МО от 13.02.2017 № 460 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждается именная стипендия Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, на 2017 год».
  9. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 866 от 30.08.2017 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017-2018 учебный год".
  10. Приказ Министерства образования Московской области от 19.02.2018 № 392 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждается именная стипендия Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, на 2018 год».


Приложение 1

Методические рекомендации

Одаренных детей и детей с высокой мотивацией легко выделить среди остальных. Они охотно учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, интерес к изучаемому материалу, неординарно подходят к решению проблемных, творческих задач, готовят дополнительный материал, выделяются умением четко излагать свои мысли.

Большую роль в работе с одаренными детьми играет организация разнообразной внеурочной деятельности: индивидуальная работа, помощь в организации самоподготовки и самостоятельной деятельности учащихся, подбор дополнительной литературы. Подготовка учащихся к школьным, районным, региональным олимпиадам, конференциям школьного и районного уровня, участие во всероссийских заочных олимпиадах, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность, написание работ на основе достоверных источников, документов – все это формирует более развитую личность, способную извлекать более значимую  и интересную для себя информацию, высказывать свою точку зрения на то или иное изучаемое событие, делать правильный вывод.

При работе с одаренными детьми акцент должен делаться на развитие научно-исследовательских навыков, творчества учащихся, на умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность.

Приоритетным направлением в работе с одаренными учащимися должна стать: организация  научно-исследовательской и проектной деятельности,  которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формирует мотивацию к получению обучающимися знаний.

Принципы работы с одаренными детьми:

  • максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • создание условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога;
  • бережно относится к процессу и результату деятельности ребенка;
  • свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • использовать в работе большое количество нетрадиционных материалов, средств и технологий

Основные направления работы педагогов в системе поддержки развития талантливых детей:

  • Создание целевой творческой группы;
  • Повышение профессионального мастерства учителя через систему  тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
  • Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
  • Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
  • Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
  • Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
  • Идентификация одаренных и талантливых детей
  • Создание системы учета одаренных детей через:
  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;
  • создание ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
  • организация эффективного взаимодействия педагогов.

Показатели эффективности работы по созданию творческой среды в развитии одаренных детей

  • внедрение в образовательное пространство образовательного учреждения альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями;
  • создание банка данных одаренных детей в объединении;
  • создание банка методического обеспечения поддержки одаренных   детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме, как основа развития их задатков, способностей, дарования;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся.

Условия организации успешной работы педагогов с одаренными детьми:

  1. При организации работы педагога работу необходимо начать с планирования. В планировании нужно отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными обучающимися.
  2. Для успешной работы с одаренными детьми необходимо создание подсистемы диагностики одаренности детей и организация эффективного функционирования этой системы.
  3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы.
  4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива организации дополнительного образования и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению.
  5. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  6. Признание того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе организации.
  7. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь преподавателей, обладающих определенными качествами (портрет педагога для одаренного ребенка):
  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
  • взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • педагог стремиться к интеллектуальному совершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
  1. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения перегрузки обучающихся.

Активизация познавательной деятельности педагога и одаренных детей в процессе совместной деятельности

Одарённый ребенок обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций. Педагог должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у одаренных детей, какими приемами следует активизировать их познание в процессе обучения.

Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания обучающего материала. Этого можно добиться, используя разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.

Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на своих уроках, учитель способствует созданию обстановки психологического комфорта. Это позволяет обеспечить для большинства одаренных учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Убежденность одаренных учащихся в пользе тех или иных знаний придает осмысленность тем или иным занятиям.  Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути.  При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение одаренных школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.

Основной источник повышения интереса к научно-проектной деятельности – создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям и достижениям в науке, технике. В этом случае одаренные дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Исследователи одаренности во всем мире признают, что одаренные нуждаются в индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Главным принципом обучения должен стать принцип проблемности и самостоятельной исследовательской деятельности.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе образовательной работы с детьми можно выделить несколько направлений:

        обеспечение высокой стойкой мотивации через нетрадиционные занятия,

        использование инновационных технологий через вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, проектами, презентациями и т.д.

        мотивирование ребят к участию в конкурсах и олимпиадах, конференциях, фестивалях, в научно-исследовательской работе.

Постепенное вовлечение в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса одаренных учащихся.

Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле его идей, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам.  В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.


Приложение 2

Рекомендации для педагога при работе с одаренными детьми

  1. Уважайте и обсуждайте любую идею, предложенную ребенком. Поверьте в то, что ему порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  2. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности занятий.
  3. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребенком является привитие вкуса к серьезной творческой работе.
  4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
  5. Необходимо помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью.
  6. Стимулируйте предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

Выявление и формирование творческих наклонностей у детей осуществляется на всех этапах развития личности с использованием нетрадиционных форм и методов. Олимпиады как массовый вид соревнований позволяют проверить не только знания и умения, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение обучающихся к действительности. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей являются потребностью детей. Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по программированию, информатике и робототехнике, рождаются творческие интересные работы. Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, как высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Творческие способности присущи любому человеку, любому ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Младший возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда становится достояние, когда оно является результатом собственного мышления, понимания или рефлексии. Введение творческих заданий помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Ведущее место в педагогической практике, принадлежит методу проектов. Метод проектов способен сформировать у ребенка опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. В основу проектной деятельности положена идея о направленности познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой задачи.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат, приобретаемый с опытом во время проектной деятельности, становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Организация проектной деятельности требует специальной и тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося.

Деятельность по выполнению проекта делится на следующие этапы:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проекта. Педагог пробуждает в ребенкеся интерес к теме проекта. На первом этапе формулируется проблема проекта, сюжетная ситуация, уточняются цель, задачи. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то педагог организовывает группы, помогает распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, предлагает возможные формы презентации предполагаемых результатов. Степень включения педагога может быть разной, в зависимости от степени сформированности умения планировать коллективную и индивидуальную деятельность.

Во время осуществления творческой деятельности, в то время как дети активно и самостоятельно работают, необходимо ненавязчиво контролировать, по необходимости объяснять новый материал, когда у детей возникает потребность в этом. Также педагог репетирует с  учениками предстоящую презентацию результатов.

На заключительном этапе, когда ребенок демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, педагог оценивает, подводит итоги обучения, обосновывая свое мнение. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Одним из наиболее важных аспектов внедрения проектной деятельности в процесс обучения является методика оценки результатов проектной деятельности.

Оценивать результат проектной работы можно по следующим направлениям:

  1. Активность в групповом взаимодействии (участие в планировании, уважение к мнению других членов команды, готовность к взаимодействию);
  2. Поиск информации (необходимо обратить внимание не только на количество информации, а так же на организацию приемов поиска);
  3. Оформление и содержание проекта (полнота раскрытия темы, аккуратность, эстетичность оформление материалов);
  4. Защита проекта (связность, логичность изложения о проделанной работе, презентация результатов проектной деятельности).

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым обучающимся:

  • уровень мотивации ребенка;
  • оригинальность метода решения;
  • творческая фантазия;
  • оригинальность оформления;
  • уровень использования межпредметных связей;
  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности,
  • выявление примененных способов и оценка результатов.

При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности детей.


Список используемой литературы

  1. Золотарева А.В. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка: Учебное пособие/Золотарева А.В., Лекомцева Е.Н., Пикина А.Л. - М.:Издательство Юрайт, 2017. - 215 - URL: http://www.biblio-online.ru/book/43B062DF-24EB-47EE-AD29-F287DF851477. - ЭБС Юрайт.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург:Питер, 2012. - 448 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-459-01638-3. - ЭБС Ibooks
  3. Клочко В. Е. Психодиагностические технологии выявления потенциала инновационноcти и одаренности молодежи: учебное пособие/Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Мацута В.В., Подойницина М.А.. - Москва:ТГУ (Национальный исследовательский Томский государственный университет), 2013 - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=76700. - ЭБС издательства «Лань». Коллекция «Психология. Педагогика».
  4. Курашева С. В. Практикум по решению профессиональных задач: учеб.-метод.пособие/Курашева С.В.. - Москва: ФЛИНТА, 2014 - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70360. - ЭБС издательства «Лань». Коллекция «Психология. Педагогика».
  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности: Учебник/Савенков А.И. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 440 - URL: http://www.biblРабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.
  6. Барнашова В.Д. Моя педагогическая стратегия одаренности // Одаренный ребенок. 2013. №2. – С. 124-130
  7. Кокшарова Е.Л. Восьмое чудо света // Одаренный ребенок. 2013. №2. – С. 33-39
  8. Кулемзина, А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 27 – 32
  9. Майорова Г.А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях переориентации российской системы образования // Одаренный ребенок. 2013. №1. – С. 20-27
  10. Монина Г. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность / Г. Монина, М. Рузина. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.- 156 с.
  11. Одаренный ребенок: особенности обучения / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 246 с.
  12. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- № 10.- С. 87-94
  13. Степанов, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / М. В. Степанов; под ред. А. П. Тряпицыной. – Спб: КАРО, 2005. – 324 с.
  14. Сухарева Н.В. Современные подходы к проблеме одаренности // Одаренный ребенок. 2013. №1. – С. 45-50
  15. Ядрова С.В. Активизация познавательной деятельности учителя и одаренных учащихся в процессе совместной деятельности // Одаренный ребенок. 2013. №4. – С. 40-46
  16. Яковина А.В.  Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. - С. 20-28.
  17. Выготский Л.C. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1971.- С. 349.
  18. Жигайлов А.В. Организационно - педагогические основы работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного образования: Автореф. дис. канд.пед.наук. - Ставрополь, 2001 с 22.
  19. Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М.А.Верб. – 2-е изд. - Псков, 2002.
  20. Киселев А.Ф. и др. Образовательный потенциал России: состояние и развитие. – М.,2004.
  21. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б.Богоявленской.- М., 2002.
  22. Крущельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов. Образование. 2001 - № 4. С. 66-70.
  23. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности. // Образование. № 1; 2000 г. стр. 97- 115-118.
  24. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
  25. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
  26. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  27. Кулемзина А.В. Детская одаренность,  психолого - педагогическое исследование. Томск. 1999
  28. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.odardeti.ru – Всероссийский центр по работе с одаренными детьми;
  2. http://rc.asu.ru/docs/db/vuz/_304.doc – Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми;
  3. «Одаренные дети: система работы в школе» [электронный ресурс]/ Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская и др.; Изд-во «Учитель» - Волгоград, 2007.
  1. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-№6.- 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка одаренных детей

Выступление на педаогическом совете школы....

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...