Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования
методическая разработка

Абайдулина Татьяна Викторовна

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie3_17951z_abaydulina_tatyana.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 3. Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

1. Изучите основные документы по организации работы с одаренными детьми (нормативно-правовая база документов системы дополнительного образования Алтайского края.

  • Конституция РФ. Основной закон Российского государства(12.12.1993г.); 
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.; 
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. Конвенция о правах ребёнка  (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989г.); 
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением     Правительства Российской Федерации от 04.09.14 No1726-р); 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013  
  • № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации   от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег.No 33660); 
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (утверждена распоряжением Администрации Алтайского края  22.09.2015 г. N 267р).

2. Ознакомьтесь с программой психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: цель, задачи, структура, критерии оценки эффективности ожидаемых результатов (на выбор магистранта). Какова роль педагога-психолога в реализации данной программы?

Программа  «Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей»

Пояснительная  записка

Актуальность программы: на сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть  одаренного ребенка в сфере образования  очень сложно. На  сегодняшний день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят  по успеваемости школьника. Правильно ли это?  Однако у одаренного ребенка много  социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

 Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

    Под одаренностью  стоит понимать  системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);

– сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;

– особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);

– своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства  удовольствия;

- повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

- высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Общепринято выделяют  следующие виды одаренности:

В практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.

В познавательной – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

В коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность.

В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Особенности развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.2

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

 1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

 2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

Проблемы одаренных детей.

 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

 6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:

1.диагностического;

2. консультационного;

3.коррекционно - развивающего;

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Рассмотрим каждое основное   направлениеболее подробно.

Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями. Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др. Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на: - формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; - развитие коммуникативных навыков; - снижение уровня тревожности; - формирование адекватной самооценки; - обучение методам релаксации и визуализации. Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.

Формы выявления одаренных детей:

1. наблюдение;

2. общение с родителями;

3. психологическое  тестирование, анкетирование, беседа;

4. олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции.

Формы работы с одаренными детьми:

1.  работа по индивидуальным планам;

2.  участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

3. тренинговая  работа;

4. кружки по интересам;

5. курсы по выбору учащихся

6. проектная и исследовательская деятельность

7. проблемное обучение.

Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей:

1.Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать более широкий спектр его способностей. Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить стимулом его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно задачами оказания психологической помощи и педагогической поддержки.

2.Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях – жизненных и учебных.

3. Важен анализ поведения ребенка в тех видах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и интересам.

4.Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно корректировать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности.

5. Предпочтительна опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки.

Цели программы:

- содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной устойчивости;

2. Формирование навыков саморегуляции;

3.  Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4.  Формированию  коммуникативных  навыков;

5.  Разработать механизм выявления одаренных детей;

6.  Создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;

7. Расширяение возможностей  для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.

8.  Повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми

9. Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и развитии одаренного ребенка

Целевая группа: учащиеся, имеющие признаки одаренности.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие  творческих и интеллектуальных способности каждого.
  2. Повышение  уверенности детей в себе и в своих способностях.
  3. Снижение  уровня  тревожности.

Программу  реализует: педагог – психолог 

3. Проведите самодиагностику на определение склонности к работе с одаренными детьми (Приложение к практическому занятию)

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по Д.Б.Богоявленской, А . В . Брушлинскому)

 Выберите один из предложенных вариантов ответа.

 1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) Да; __________________________________________3

б) нет, они и так достаточно хороши;

 в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев; ____________________3

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

 а) Да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;________1

 в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

 а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно. ___________________________________2

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

а) Да; _________________________________________3

б) часто думаю, что не сумею;

 в) да, часто.

6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает_____________________3

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

 7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

а) Да; ________________________________________3

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

 в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

 а) Да;________________________________________3

 б) нет, достаточно знаний передового опыта;

в) нет.

 9. Коuда вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело. _______________2

10.Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

 а) Да; _______________________________________3

б) не совсем легко;

в) болезненно.

 11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать. _____________2

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно; _______________________________3

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

1З. Коuда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений

б) да, если этот термин легко запомнить; _______1

в) нет.

14.Учащийся задает вам сложный вопрос на тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;_1

 в) вы пытаетесь отвечать.

15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

 а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;_3

 б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

 в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

 16.На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

 а) средний;

 б) достаточный;

в) оригинальный. ____________________________________________________________2

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

 а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений._______________________________2

 18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения; _________3

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

                                                                                                                                        ______43б.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ: а – 3, б– 1; в– 2.

Результаты 49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования интеллектуальным процессом. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому . Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи на тему «PowerPoint. Создание презентации»

Конспект занятия и презентация на тему «PowerPoint. Создание презентации» для учреждений дополнительного образования....

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...

Методическая разработка на тему: «Особенности работы с одаренным и мотивированным к обучению ребенком в учреждении дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут.»

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адап...

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...