«Создание условий для развития потенциальной одаренности учащихся как основы становления и развития конкурентоспособной личности»
статья на тему

Полковниченко Елена Михайловна

Тезисы к выступлению на августовской конференции учителей с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.М. Полковниченко,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 23 г. Таганрога

«Создание условий для развития потенциальной одаренности учащихся как основы становления и развития конкурентоспособной личности»

Тезисы к выступлению

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития творческой одаренности, способности к творчеству и поддержание творческой активности становится актуальной.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В связи с этим возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, ибо в этом возрасте формируются базовые основания личности. Этот возраст наиболее сензитивен (чувство, ощущение) для целенаправленного формирования личности, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению высокого уровня знаний.

Для успешной  реализации задачи развития потенциальной одаренности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагается внесение следующих изменений в учебный процесс:

-вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

-системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

-промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

Задачи современного учителя: обеспечение компетентностного подхода в организации образовательного процесса, интеллектуальное развитие, формирование умений самостоятельно приобретать знания, развитие учебно-исследовательских умений и навыков. Выполнение творческой исследовательской работы формирует у исследователя умение самостоятельно думать, мыслить неформально, развивает творческий интерес. Педагог в роли научного руководителя - это и путь его профессионального самосовершенствования. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность, работает в сфере единомышленников, следовательно, получает образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. Самым важным педагогическим результатом является формирование личностных качеств юного исследователя, мотивации, рефлексии и самооценки. Новообразование в личности ученика и его мышлении характеризуют рефлексивно-созидательный уровень его развития.

Определены следующие формы организации учебных исследований во внеурочной деятельности: научное общество, олимпиады, проектная деятельность, творческие конкурсы, научно-практические конференции, кружковая работа. Формы исследований в учебной деятельности: учебные конференции, рефераты, доклады, практикумы, разработка и защита проектов, изготовление и изобретение самодельных приборов.

Разрабатывая основные направления деятельности, исходим из тех потребностей, которые предъявляются сегодня как социальный заказ. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.

Содержание деятельности по направлениям:

1. Развитие ресурсного обеспечения;

2. Организация работы в образовательном процессе:

  • развитие научно - исследовательских навыков в учебной и внеучебной деятельности;
  • участие в конкурсных мероприятиях;

 3. Использование педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей:

  • продуктивного чтения;
  • проблемного диалога;
  • учебного сотрудничества;
  • метод проектов;
  • информационные технологии;

 4. Психолого-педагогическая поддержка способных учащихся:

  • психодиагностика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическое развитие.

Условия успешного развития творческих способностей:

•        раннее начало;

•        создание обстановки, опережающей развитие детей;

•        максимальное напряжение сил;

•         предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

•        помощь со стороны взрослых.

•        комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.

Основные принципы творческого воспитания:

-индивидуальный подход;

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным   оно ни было.

     

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

•        Научности

•        Систематичности

•        Последовательности

•        Доступности

•        Наглядности

•        Активности

•        Прочности

•        Индивидуального подхода

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

•        ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

•        реализация кружковых  занятий по специально разработанной программе,

•        вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

•        дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;

•        экскурсии, наблюдения;

•        творческие мастерские.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание условий для развития потенциальной одаренности учащихся как основы становления и развития конкурентоспособной личности» Е.М. Полковниченко , учитель начальных классов МОБУ СОШ № 23 г. Таганрога

Слайд 2

Современная задача образования – воспитание творчески мыслящего школьника

Слайд 3

Направления национальной образовательной инициативы Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Система поддержки талантливых детей

Слайд 4

Методы выявления талантливых детей н аблюдение; и зучение психологических особенностей речи, памяти, логического мышления; а нкетирование; т естирование; р азноуровневые задания.

Слайд 5

Критерии творческой активности учащихся Психологические задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Личностный статус. Мотивация достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремлённость. Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

Слайд 6

Н ачальное обучение - фундамент дальнейшего образования

Слайд 7

Секреты успеха в овлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность; с истемное использование методов творчества; п ромежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей.

Слайд 8

Современный учитель, каков он? 1 . Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Слайд 9

Формы организации научных исследований во внеурочной деятельности

Слайд 10

Формы организации научных исследований в учебной деятельности

Слайд 12

Условия успешного развития творческих способностей раннее начало; создание обстановки, опережающей развитие детей; максимальное напряжение сил; предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы; помощь со стороны взрослых; комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.

Слайд 14

Возможность для развития познавательных потребностей ребёнка возможно осуществлять в рамках индивидуальной работы и дополнительного образования , которое строится на основе таких принципов : создание условий для духовного и личностного роста учащихся; всемерное поощрение всех форм исследовательской активности учащихся; применение междисциплинарного подхода к изучению содержания; интеграция тем и проблем при изучении содержания; высокий уровень насыщенности содержания обучения; открытый характер проблем и вопросов для изучения; активные, проблемно-диалогические методы обучения; направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка; совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися; высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

Воспитание – это создание условий для развития личности.

Образование – это то, что остается после того, как забывается всё выученное в школе....

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.

Создание условий для развития личности ребёнка                       в образовательном учреждении.Выступление на форуме.   ...

Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся. Система поощрений.

 Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи ...

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...