Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.
статья на тему

Куадже Зурет Муратовна

Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хочет знать больше, ярче воспринимает окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с одаренными детьми29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.

Меретукова М.Х

Адыгейский государственный университет г. Майкоп

Куадже З.М.

МАОУ СОШ №11, г. Туапсе.

Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хочет знать больше, ярче воспринимает окружающий мир. Его увлекает не только результат, а сам процесс умственной деятельности, он испытывает удовольствие от умственного напряжения. Именно оно дает ребенку удовлетворение.

Интеллект такого ребенка характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям. Обладая устойчивостью внимания, хорошей оперативной памятью, он быстро и точно выполняет умственные операции.

Стремление ребенка к общению, умение рассуждать, сравнивать, выделять главное, богатство словаря – все это подтверждает сформированность навыков логического мышления.

Креативность ребенка проявляется в особом складе ума, в установке на творческое выполнение задания, в развитости творческого мышления и воображения.

Выявление одаренных детей и работа с ними – это совместная работа учителя, школьного психолога и родителей. Для этой цели используются психологические тесты для выявления различных видов одаренности: психомоторной, интеллектуальной, творческой, в сфере общения.

При разработке индивидуальной программы развития одаренного ребенка акцент делается на способностях к определенному виду творчества. Учитель должен определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для данного вида творчества.

Выделяя детей, способных к литературному творчеству, необходимо подготовить и разработать индивидуальную программу развития речи и литературного творчества одаренных детей, включать их в совместную творческую деятельность, развивать познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

С этой целью в МАОУ СОШ №11г. Туапсе создается атмосфера свободного общения учителя и учащихся. Акцент делается на формирование у ребенка умения учиться.

Используя большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий, докладов, мы поощряем самостоятельный поиск учащихся, учим добывать новую информацию в разных источниках. Большое количество практических работ творческого характера, включающих исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме расширяют кругозор учащихся и мотивируют учебную деятельность школьника. Мы исходим из того, что учеба должна быть для ребенка напряженной, но радостной деятельностью, приносящей удовлетворение. Учитель помогает, поддерживает, когда это необходимо, но главное – это умение учителя слушать детей, учить их отстаивать свое мнение, уважать мнение другого человека.

Развитию мышления, памяти, внимания, воображения, творческой активности способствует специально организованная кружковая работа. Учащиеся обсуждают собственные стихи, рассказы, рисунки, готовят инсценировки сказок, встречаются с актерами, художниками, журналистами. Развитию творческого воображения помогают постоянные экскурсии в природу в разное время года. Обмениваясь впечатлениями, настроением, эмоциями, они развивают речь, осваивают этические нормы общения, учатся проявлять свои чувства, мысли в оригинальной форме, в ярких, метких выражениях.

Посещение театра, музеев, участие в праздничных представлениях дают детям возможность наблюдать, сравнивать, вырабатывать собственное отношение к разным видам творческой деятельности.

Особой формой проявления творческой индивидуальности являются литературные карнавалы, когда дети собственными руками создают образ, а остальные пытаются узнать его через характерные особенности персонажа, сказки или рассказа. Определенную роль в раскрытии творческого потенциала одаренных детей мы отводим музыкальным и спортивным занятиям. Они «расковывают» детей эмоционально, направляют их волевую активность, состязательность, желание добиться успеха.

Целенаправленная работа с одаренными детьми позволяет поднять качество знаний и умений учащихся, развить их мыслительную деятельность, речь, самостоятельность, раскрыть их творческие возможности.

Вместе с тем, результаты работы в начальной школе показывают, что, несмотря на все наши усилия, творческая активность детей отстает от образовательных результатов. А это означает, что требуется поиск новых путей выявления и развития творческих способностей одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей начальных классов

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование...

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении...

Развитие творческих способностей у детей на уроках в начальной школе

Для развития творческих способностей на каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников....

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»

Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...