Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Бондаренко Ирина Валерьевна 5

Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей

                                 У маленьких учеников

Спросил художников Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну. Кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята  в самом деле,

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

                                           В. Берестов

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Только переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий, в том числе и проблемно-диалогического обучения, способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребёнка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему еще в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.

Основная задача учителя – построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение так, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление талантов. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

Методики диагностики должны быть направлены на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления педагогов и родителей об умственных и творческих способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и их характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком

  Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

  Выявление одаренных и талантливых детей  

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

 - преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников. 

  Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.

  Технология индивидуального подхода к одаренным детям:

  1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
  2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
  3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
  4. Определить способы оценки успехов ребенка.

  Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 - принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

 - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 - принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  Формы работы с одаренными учащимися:

- групповые занятия с одаренными учащимися;

- факультативы;

- предметные кружки;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- курсы по выбору;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- занятия в профильных классах

- интеллектуальные марафоны

 Список использованных источников:

1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М.: Знание, 1989

2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993

3. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ТЦ "Сфера", 1999

4. Зимняя И.А., Кузьмина Н.Ф. «Педагогическая психология». - Ростов-на-Дону: Феникс 1997

5. http://festival.1september.ru/articles/212746/

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/rabota-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoy-shkole


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система выявления и сопровождения одаренных детей, как возможность самопознания и самореализации детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает опыт работы педагог-психолога в школе в форме участия в фестивале "Портфолио как способ самореализации личности", организованного в САО  г. Москве в 2009-2013 на базе ГОУ ЦО №14...

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Мониторинг возможностей и способностей обучающихся"...

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Выявление и поддержка одаренных детей

Одаренные дети тяжело воспринимаются окружающими, и то, что является для одаренного ребенка нормальным познавательным процессом, другими людьми может рассматриваться как аномальная неспособность...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...