Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"
статья

Паули Лана Владимировна

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителями ведущих идей общественного процесса.

Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуальный спрос.

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_8_vid.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества»

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителями ведущих идей общественного процесса.

Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуальный спрос.

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одаренности еще в 2006 году федеральной целевой программе «Дети России».

Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Научные исследования и практический опыт показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежными. Необходим целостный подход к построению образовательного процесса для одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения.

Данный проект направлен на создание благоприятных развивающих условий для развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного учреждения. Основой такой интеграции является создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, что обуславливает большие развивающие возможности.

Таким образом, актуальность данной проблемы, формулировка цели, гипотезы, задач проекта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению, а именно потребностью в выявлении, развитии и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта:

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное, физическое, психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию и совершенствование их способностей

Задачи проекта:

1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей с ОВЗ.

2. Создать модель сопровождения детей с ОВЗ, имеющих способности.

3. Составить индивидуальные программы развития детей с предпосылками одаренности.

4. Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям детей с признаками одаренности.

5. Создать банк диагностических методик по выявлению детей, имеющих признаки

интеллектуальной одаренности.

6. Разработать индивидуальные программы развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу по выявлению, поддержке и развитию детей с признаками интеллектуальной одаренности.

8. Создание и подкрепление мотивации родителей детей с признаками интеллектуальной одаренности на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

9. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГТ.

Основной целью организации в осуществлении сопровождения

одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья является

психологическое воздействие, направленное на развитие личности ребенка,

на коррекцию его «Я-концепции».

Результатом социально-психологического сопровождения личности в

процессе адаптации к жизни одаренного ребенка с ограниченными

возможностями здоровья является адаптивность, т. е. способность

самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой

и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных

ситуациях.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются

особенностями одаренного ребенка с ограниченными возможностями

здоровья, которому оказывается помощь, и ситуации, в которой

осуществляется его сопровождение.

Таким образом, цель социально-педагогической поддержки состоит в

создании «дружественной социальной среды», «зоны безопасности», где

одаренный ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы найти

поддержку взрослого, научиться жить в меняющемся социуме

 Развитие специальных способностей и одаренности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является одним из лучших способов реабилитации. Большое значение в связи с этим играет система школьного дополнительного образования, которое превратилось в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности. Школьные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Так, например, Интернет-каникулы для детей с признаками одаренности способны дать мощный импульс их интеллектуальному развитию.

Одним из инструментов деятельности по данному направлению является авторская программа «мастерство юного актера », рассчитанная на школьников, имеющих одаренность в данной области, которые выделяются яркими, очевидными достижениями или имеют внутренние предпосылки достижений в литературно-художественном творчестве.

Программа позволяет не только выявить одаренных детей, но и развить их способности, помочь им сформироваться и в дальнейшем быстро адаптироваться в различных сферах деятельности, способствует формированию у детей положительного социального опыта, умению общаться с людьми, разными по возрасту и уровню развития.

Все дети с нарушениями в развитии учатся в образовательных учреждениях 1,2,3....8 вида. Умственно отсталые дети -в учреждениях 8 вида. Для справки -1,2 вида -нарушения слуха, 3,4 -нарушения зрения, 5 -нарушения речи, 6-нарушения опорно-двигательного аппарата, 7-задержка психического развития.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.)русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори[1]

К началу ХХ века в Европе появились и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях:[1]

христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);

медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;

педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности;

психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта.

В Российской Империи система специального образования детей появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам.

В 1806 году стараниями В. Гаюи в Павловске было открыто первое в России опытное училище для глухонемых детей, а в 1807 году — школа для слепых.

В 1854 году в Риге бывший сурдопедагог Фридрих Пляц (Friedrich Platz) основал первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена,[1] а вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, имела некоторый успех в использовании систем  Фрёбеля и Георгенса (нем.)русск..[3]

Затем последовали заведения в Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских) и Москве (классы М. П. Постовской). Крупные российские коррекционные педагоги того времени — А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей», а также написал известный труд «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков».

В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Н. Ю. Борякова пишет со ссылкой на Н. Н. Малофеева, что в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 году существовало 61 заведение для глухих. В 1914 году было примерно 30 заведений для незрячих, включая учебные. К Октябрьской Революции воспитывалось около двух тычяч детей с умственными недостатками.

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на

коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;

коррекционные образовательные учреждения;

коррекционные учреждения начального профессионального образования.

Также в некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида[править | править вики-текст]

Основная статья: Олигофренопедагогика

Коррекционное учреждение VIII вида создаётся для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Детский сад плюс начальная школа↑

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные↑

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

 В работе с детьми  с ОВЗ важно выявление одаренных детей, ребенок еще и сам не знает о своей одаренности … по этому ему надо помочь раскрыться .узнать себя полностью. Как инновационная технология в школе 8 вида организован школьный театр, что само по себе является инновацией в  обучении и образовании таких детей.

На занятиях в школе 8 вида, детям было предложено придумать и рассказать сказку. Сказка придумывается на ходу. Первый вариант сказки –это сказка придуманная самими, как правило дети идут  по аналогии со сказками которые знали или читали , добавляя свои элементы. следующим  этапом ,было предложенонесколько слов, например( яблоко , башмак), с этими словами должны происходить события, все по законам сценического жанра, начало , событие , развязка, конец. Завершение сказки всегда должно быть положительным.

Например: На дереве жило яблоко, как то подул ветер и оно упало и покатилось в лес. По тропинке шел мальчик споткнулся и потерял башмак., катится яблоко и видит башмак.

Здравствуй башмак- говорит яблоко

-здравствуй- отвечает башмак!

-как твои дела?

-хорошо.

-пойдем вместе?

-пойдем,….. и пошли они вместе. По дороге встретили они речку, и башмак перевез яблоко на другую сторону, там они нашли заброшенную норку и стали весело жить вместе.

После озвучения рассказа , предлагается выбрать себе артистов для разыгрывания сказки по ролям, дети сами выбирают себе артистов и разыгрывают сказку по ролям , следующим этапом , в более старших классах предлагается сказка импровизация с музыкальным сопровождением , во время  представления произвольно добавляется музыка называемых персонажей и (персонажи )начинают двигаться под предложенную музыку.

Так же можно предложить разыграть мини спектакль на произвольную тему, в этих творческих зарисовках часто можно увидеть о чем мечтают дети , как они себя видят в этом окружающем мире, их отношение к действительности .

Дети с внутренней агрессией придумывают сказки про монстров ,троллей и всякую нечисть, дети из не благополучных семей , про принцесс  и принцев про большую семью  и счастье, дети которые не говорят , пытаются пластически выразить свои  мини спектакли ,эта практика позволяет снимать психологические зажимы, раскрепощать и освобождать речевые комплексы и зажимы, дает свободу существования в обществе, так же дает навык работы в команде.

Помогает развивать память, умение довести рассказ-сказку до финала.

В ходе отслеживания результата  обучения выявилось следующее:

Ребенок с аутентичным, агрессивным , без эмоциональным поведением, стал активно принимать участие в процессе , появились эмоции в виде улыбки , смеха, хорошего настроения. Ушла агрессия по отношению к себе и окружающим.

 Произошло сближение со всем коллективов , а не с отдельными обучающимися.

 Дети находящиеся в затруднительных ситуациях, в ходе придумывания и разыгрывания спектакля стали находить правильные решения. произошло сплочение коллектива, те дети которые выступали индивидуально , не приемля с собой рядом другого актера , стали более дружелюбны в совместном творчестве ,

У детей с задержкой речи наблюдался прогресс в попытках выразить свои эмозии словами .

 У детей с неумением держать событийный ряд истории , наблюдался прогресс , переставали перескакивать с одного события на другой, музыка персонажа помогала им  держать событие до конца и вернуться к началу истории и закончит ее с теми персонажами с которыми эта история начиналась .

Дети с боязнью открытого выступления , боязнью громкого собственного голоса ,( проявлялось в тихом бормотании себе под нос ), стали смелее и открытее  выражать  свои мысли , постепенно стал уходить страх публичного выступления , что несомненно поможет им в дальнейшем обучении.

Хочется отметить , что в таком процессе совместного творчества уходит агрессивность как к сверстникам , так и к окружающему не совершенному миру, в спектакле начинаю принимать участники-актеры(дети) с разными  заболеваниями и грани между актерами стираются , проявляется взаимовыручка , роли распределяются самими деть ми так что в ходе представления не заметны физические отклонения выступающих, учитель только корректирует процесс , дети все делают сами и это важно!

Так же, хочется отметить важность музыкального сопровождения  в спектакле- импровизации . важно что бы это была ЖИВАЯ музыка…..так как очень сложно подстраиваться под  темп  разыгрываемых историй, в связи с этим  для обучающего процесса необходим концертмейстер как неотъемлемая часть  обучения.

У детей  появляется уверенность в себе, например , ученик постоянно находился в угнетенном плаксивом состоянии ,   сейчас наблюдается динамика в положительных эмоциях, в активности в обучающем процессе , уходят постоянные страхи собственного несовершенства.

Дети более сохранные сами записывают текст, что помогает упорядочить ход историй и закреплять роли с определенным набором  фраз, с дальнейшим  проигрывание с повторением без изменения хронологии , что с задержкой развития  происходит сложно , детям проще заново придумать чем вернуться к уже придуманному и воссоздать в той последовательности как это уже было придумано.

 Так же важно - то ,что дети становятся терпимее друг к другу, проявляют уважение к чужому мнению, к замечания м и дополнением общего спектакля – рассказа.

Дети с разными проявлениями  гиперактивности и невротическими состояниями , имеют возможность  эмоциональной разрядки в этом  артистическом процессе, выплеск эмоций снимает напряжение и агрессивность.

 У детей появляется мотивация стать лучше, или сыграть роль больше, недавно на концерте мальчик Гриша Замещал других детей, был вовлечен в процесс, но перед выступлением пришли заболевшие дети и он не смог сыграть.конечно как любому артисту ему было обидно. И вот недавно у нас появилась возможность выступить на конкурсе и ему была придумана роль  Знайки, он объединял номера в выступлении. Надо отметить что у Гриши  ДЦП ,задержка развития речи и ОВЗ и не смотря на это он внутренне собрался и репетировал и в ходе работы мы никак не могли придумать рифму на выход актеров который играл Крылова , все время вертелась фраза-«о сколько басен и стихов…» и тут Гриша добавляет –«написал Крылов»и получилась фраза…такие проявления поднимают в ребенке самооценку не только себя но и окружающих, так как все ему зааплодировали и он получился соавтором сценария!

Наиболее интересные образцы детского творческого труда - стихи, рисунки, сказки, рецензии на спектакли находят свое отражение в выступлениях и конкурсах в номинациях «оригинальный жанр» . Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и детьми и родителями. Эти качества, обретенные в процессе занятий, формируют у детей с ограниченными возможностями здоровья защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

Надо отметить ,что есть определенные риски, это как и скачок вразвитии вперед, так и откат назад. Например девочка Маша , ребенок без эмоций со сложной историей, пошел прогресс к концу учебного года , ребенок начал улыбаться стал проявлять смелость в выступлениях стал смелее, а в начале нового учебного года замкнулся и закрылся, это может быть связано как со взрослением , так и с новыми переживаниями и в то же время  мальчик с отрицанием происходящего с аутичными проявлениями , не говорящий, с удовольствием включился в групповую игру , которую ранее полностью отрицал, и  теперь он активный участник процесса.

К такому надо быть готовым, так как в процессе обучения мы можем наблюдать как положительный результат так и откат на прежние позиции. Подводя итог ,- в ходе занятий, у ребенка с ограниченными возможностями здоровья формируется самосознание, ощущение ценности собственной личности, ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

 В ходе занятий  и тренингов выявляются наиболее одаренные дети которые  помимо освоения программы начинают развиваться сильнее чем сверстники , на примере сказок наблюдалось как дети сами от начала до конца придумывают сказку, сохраняя всю последовательность драматургии.  Причем в короткое время 10 минут , надо придумать и разыграть сказку. И у талантливых детей это получается .приведу пример:  девочки придумали сказку про ангелов и демона, показали ее, выдержав все законы жанра , с началом. Событием ,развязкой и финалом(положительным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"

В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР...

Выявление и поддержка талантливой молодежи

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, как вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной ш...