аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"
консультация на тему

В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vychisl_navykov_u_detey_zpr.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Кафедра

специального (коррекционного) образования

Аттестационная работа

Тема: Формирование и развитие устных математических

 умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития

Выполнила

учитель начальных классов

 МОУ ООШ № 5

г. Южноуральск

Кожевникова Наталья Юрьевна

группа 196

Челябинск 2016 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4 -5

        Актуальность ………………………………………………………….. . 5

       Теоретические основы формирования и развития математических

       умений и навыков у детей с особыми психологическими

       потребностями .......................................................................................6 - 9

        Дидактические игры …………………………………………………9 - 10

        Самостоятельная деятельность ………………………………………...10

        Использование коррекционных упражнений …………………………11

Использование ИКТ …………………………………………………11 - 13

        Дидактические игры на уроках математики ……………………….14 - 16

Выводы ……………………………………………………………….17 – 18

Использованные материалы и Интернет-ресурсы ……………………..19

Введение

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными потребностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников.

К нам  школу приходят дети с различным уровнем подготовки, в том числе и с проблемами в знаниях, отсутствием мотивации.  Кроме того, в нашей школе обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья. И таким детям требуется особая помощь в освоении предметов математики, русского языка, литературного чтения, если говорить о начальном образовании.

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Программы по математике включают большой интересный материал по формированию  навыков вычислений. Однако по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике.

Актуальность

     Актуальность проблемы формирования прочных навыков устных вычислений состоит в том, что математика самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе, именно она позволяет формировать определенные формы мышления, необходимые для познания окружающего мира.

     Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр  школ, где обучаются дети с потребностями психического развития, требует подготовки обучающихся к новым условиям в быту и на производстве. Большое значение в решении вопросов социальной адаптации таких школьников имеет усвоение ими математики, в частности овладение прочными устными вычислительными навыками. Одной из составляющих вычислительных навыков является устный счёт, который имеет большое образовательное, воспитательное, практическое и чисто методическое значение. Умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в уме» необходимо для каждого человека.

     Однако практика работы с детьми с потребностями психического развития показывает, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, допускают различные ошибки в вычислениях, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недоступными (Г.М. Дульнев, М.Н. Перова, И.М. Шеина, В.В. Эк).

Среди причин можно назвать:

  • низкий уровень мыслительной деятельности;
  • отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи;
  • отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
  • неразвитое внимание и память учащихся.

Теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с особыми психологическими потребностями

Вычислительные навыки формируются у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа их закладывается в первые годы обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление).

Они должны уметь устно:

  • складывать и умножать однозначные числа
  • прибавлять к двузначному числу однозначное
  • вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное число
  • складывать несколько однозначных чисел
  • складывать и вычитать двузначные числа

О наличии у обучающихся вычислительных навыков можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, оценивать правильность полученных результатов.       В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение 4-х лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки.

Как известно, различают устные и письменные приемы вычисления.

        К устным относятся все виды и приемы для случаев вычислений в пределах 10,  100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100.

        Выполнение устных вычислений тесно связано с формированием определённых умений и навыков, которые способствуют лучшему усвоению приёмов письменных вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений.

       При построении методики обучения устным вычислениям важно четко определить, какие вычислительные операции должны быть доведены до автоматизма, а какие – до уровня вычислительного умения. Вследствие этого и  поставлены следующие задачи:

1.Систематизировать наиболее интересные и познавательные упражнения для организации устного счета на уроках математики.

2. Преподнести упражнения в доступной для детей форме.

        Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать учащимся при опросе.

        Наряду с этим в практике учителей утвердилась хорошая традиция: на каждом уроке специально отводить 5-7 минут для устных вычислений, проводить так называемый устный счет. Материал для этого этапа урока учитель подбирает из учебников, а также из специальных сборников устных задач и упражнений. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке.

      Задания для устного счета предлагают детям так, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.

      Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.

Практическое значение устных вычислений состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно в тех случаях, когда письменно выполнить действия не представляется возможным.

Необходимо отметить, что уровень трудности упражнений должен постепенно увеличиваться.

        Таким образом, возникает необходимость естественного усовершенствования устных упражнений, разработки системы таких упражнений, в которой прослеживается их логическая взаимосвязь.

        Формирование вычислительных умений и навыков - это сложный, длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

      На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.

        Полезно время от времени проводить математические диктанты и другие виды самостоятельных работ, в которых учащиеся, выполняя вычисления в уме, записывают только полученный ответ. Для прочного и осознанного овладения школьниками вычислительной деятельностью я применяю компьютер с проектором, игровой материал, карточки для фронтальной и индивидуальной работы по темам, таблицы, буклеты, картинки сказочных героев, домино, трафареты круга, разделенные на разное число частей.

        С целью оптимальной занятости учащихся на уроке необходимо постоянно использовать индивидуальные формы работы. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания–карточки, где учитель имеет возможность их дифференцировать, что позволяет обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Получив карточку с заданием, ученик выбирает задание по уровню своих умственных способностей. Справившись со своим заданием, школьник может перейти к следующему заданию.

        Формирование вычислительных навыков – трудоёмкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразия в её организацию. Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с информацией о животных и событиях в форме беседы, что даёт возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

        Познавательная активность школьников с потребностями психического развития  в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо её активизировать. Этой цели и служит дидактическая игра.

Дидактические игры

        Игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.

        В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Устные упражнения - одно из средств формирования устных вычислительных навыков. Именно во время устной работы ученик эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При выполнении устных упражнений развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Особенность применения устных упражнений на уроках математики заключается в следующем:

  • способствуют повышению общего уровня математического образования и сознательному усвоению школьного курса;
  •  развивают у учеников навык быстро выделять из известных им законов, формул, теорем те, которые следует применить для решения предложенных или возникших в практике задач, расчетов и вычислений;
  • содействуют развитию памяти, развивают способность зрительного восприятия математических фактов, совершенствуют пространственное воображение.

Самостоятельная деятельность

Одной из главных задач, стоящих передо мной, считаю формирование у детей с особыми психологическими потребностями в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому практически на каждом уроке математики я предлагаю учащимся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется взаимопроверка, где учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка).          

В своей работе я использую следующие виды самостоятельных работ: обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Практикую разноуровневые самостоятельные работы, что дает возможность одним учащимся проявить оригинальность мышления, творчество; другим – освоить базовый уровень содержания предмета, и что самое главное для всех учащихся - пребывать в состоянии комфорта, не терять и не снижать мотивацию к учению.

Использование коррекционных упражнений

Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность.
         Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий.

Закрепление учебного материала провожу с использованием:

  1. Многовариативного дидактического материала для работы с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал.
  2. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.

Использование ИКТ

Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике.

        Возможности анимации позволяют показать учащимся задачи на движение. Создав коллекцию анимационных картинок, используя эффекты анимации PowerPoint (эффект «Пути перемещения»), разрабатываю анимационные задачи на движение. Фрагменты уроков, на которых используются анимационные слайды, – яркие и эффективные. Даже дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начали рассуждать, высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. При работе над текстовыми задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить. Удачным получается проведение практических работ (учащиеся получают инструкцию, по ней проводят действия и делают соответствующие выводы).

Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. Очень часто проверяю выполнение домашней работы, используя трехуровневые мини-тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы.  Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником. Так, при изучении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполнение задания, корректируем, если нужно. Затем учащимся даю ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а ученики с особыми психологическими потребностями выполняют задания под моим контролем. На последующих уроках провожу уроки закрепления, даю ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверяю и выставляю оценки. Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с особыми психологическими потребностями решают задания у доски. Как правило, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Не менее важная задача – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях. Ребята  с удовольствием  выполняют проекты по математике,  принимают участие в конкурсах кроссвордов, сочиняют математические сказки.

Дидактические игры на уроках математики

Игра «Собери картинку»

Цель: Формирование любых вычислительных навыков.

Для того чтобы формирование вычислительных навыков проходило более продуктивно, важно на этапе обобщения и систематизации знаний применять игры, которые требуют активизации мыслительных операций: сравнения, классификации, анализа и синтеза.

Игра «Собери рассыпанные примеры»

Цель: Формирование любых вычислительных навыков.

Приём сравнения лежит в основе игр, построенных по типу «круговых примеров»: «Что нарисовал Волшебный Карандаш?», «Проводи Красную шапочку к бабушке», «Восстанови путь Карлсона» и т.п.

Игры«Лучший лодочник», «Съедобные и несъедобные грибы», «Собери поезд», «Числовые домики»

Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие, лежащее в основе приёма классификации, ребятам пригодится в этих играх.

Игра: «Составь поезд»

ЦельФормирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100.

Игра «Ну погоди!» со своими заданиями приходит Волк. (Найди ошибку по слайду).

     (Выходит мальчик в маске волка и проводит игру, предлагая задания)

Игры: - Ответы на вопросы по типу игры «Дальше – дальше»

           - «Найди пропущенное число»

           - «Вставь пропущенное число»

           - «Солнышко»

           - «Молчанка»

           - эстафеты, мини- соревнования.

Игры с числами

На столе лежат карточки, на которых написаны числа (в зависимости от нумерации).Учитель вызывает к доске первого ученика и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны, например, двузначные числа. Второй ученик раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий ученик отбирает из оставшихся карточек те, у которых количество единиц больше количества десятков. Четвертый участник находит те числа, которые можно представить в виде суммы одинаковых слагаемых и т. д.

Задачи в стихах:

Над болотцем тихо, тихо.

 В теплом воздухе парят

 Сам комар и комариха,

 С ними туча комарят.

 Комариха с комаром говорят:

 - Сосчитай-ка, комар, комарят.

 - Как же счесть, комариха, комарят?

 Не поставишь комарят наших в ряд.

 Насчитала комариха 10 пар.

 А продолжил этот счет уже комар.

 Комарят комар до ночи считал,

 Насчитал он 8 сотен, аж устал.

 А теперь считайте сами вы, друзья,

 Велика ли комариная семья?

Математический, арифметический и  графические диктанты

Создание проблемных ситуаций

Игровой момент. Даны числа: 25; 75; 5; 1; 5; 2; 15; 6; 4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.

Выводы

Экспериментальная площадка на базе нашей школы действует только первый год. Конечно, рано говорить об успехах, но уже мне удалось добиться положительных результатов в мотивации к изучению математики, выполнения требований большинством учащихся, установлен контакт с детьми, на уроках присутствует рабочая атмосфера, дети включены в работу. Исходя из личного опыта, я пришла к выводу, что преподавание математики в  классе, где обучаются дети с особыми психологическими потребностями, имеет свои особенности, такие как: корректировка программы, доступность информации, систематическая работа над ошибками, физическая и психологическая разгрузка, поощрение за успехи, комфортный психологический климат.

        Таким  образом, учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок

на новый уровень развития.

Целенаправленная и системная работа позволяет сформировать вычислительные умения и навыки у обучающихся с потребностями психического развития, которые играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любым видам практической и профессиональной деятельности.

Разнообразие средств обучения позволяет учителю творчески их использовать в различных сочетаниях и ситуациях, даёт возможность учащимся в занимательной форме выполнить огромное количество упражнений, освобождая их от однообразного написания традиционных столбиков примеров в тетради, что способствует сохранению зрения и правильной осанки в процессе обучения.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Баканова Н.С. Развитие  познавательных способностей учащихся классов коррекции. - Киров: Генезис,2010
  2. Зацепина Т.В.  Использование игры при проверке вычислительных навыков. - Начальная школа, 2009, №1.
  3. Клименченко Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков. - Начальная школа, 2008, №4.
  4.  Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2010
  5. Раттер Помощь  трудным детям.- М.: Прогресс, 2010

     6. http://www.proshkolu.ru/user/natka61/file/4298579/

     7. http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»

Методический материал о языке жестов как способе альтернативной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья написана в соавторстве с врачом-психиатром Фёдоровой Ириной Викторовной и рассматривает особенности обучения детей с задержкой развития...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержка психического развития) по теме "В поисках времени" (2 класс)

Представлена технологическая карта коррекциооно-развивающего занятия по теме "В поисках времени" для учащихся 2 класса с задержкой психического развития....

Планирование занятий по плаванию для детей с особыми потребностями

Темы занятий по плаванию для детей с ОВЗ, первый год обучения....

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...

Календарно-тематическое планирование для учащихся 1-х классов по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития).

ДатаДата по фактуТемаЗадачи коррекционной работыСодержание работыI ДИАГНОСТИКА (4 часа)  Обследование устной и письменной речи, математических представлений.Обследовать устную речь и письмен...