Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»
методическая разработка по теме

Методический материал о языке жестов как способе альтернативной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

 специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа N 439 Петродворцового района

 Санкт-Петербурга

Доклад

 

Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»

Подготовила: учитель

Гладык Т. Р. 

Заслушано на заседании МО учителей:11.02.2011

                                                       

г. Петродворец

«Жест-любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию». «Язык жестов- система знаков, осуществляемых условными жестами и используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее.   Посредством зрения и слуха происходит общение людей, в а также при глухоте и немоте». Жест-действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему».

Первые жесты появляются у человека одновременно с его рождением. Малыш как раскрытая книга, еще не умеет скрывать свои чувства, поэтому все его жесты - говорящие надо только внимательно наблюдать. Взрослые люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, но все без исключения дополняют свою речь жестами. Невербальный язык может иногда выразить или скрыть даже большую информацию и в более эмоциональном  варианте, чем речь. Если человек говорит не всегда, то движения производит постоянно, даже не замечая этого.

Основные ворота  восприятия - зрение и слух. Через них мы получаем большую часть информации об окружающем мире, на них построено обучение и воспитание. И именно посредством зрения и слуха происходит общение людей, включение человека в общество. У слепого человека  отсутствует зрительный контакт с миром, но его включение  в общество осуществляется речью: он слышит и говорит сам. Глухой человек лишен возможности воспринимать мир звуков, но видит пространство, людей, их мимику. Движение губ при разговоре, он может читать. Слепоглухонемые люди  опираются на тактильно - кинестетические данные, поступающие от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, в суставах и во внутреннем ухе. Тактильно – кинестетическая система дает менее точную информацию о внешнем мире другого человека, но она формирует представление о положении тела в пространстве, несет информацию о присутствии другого человека.

Наиболее актуальна проблема взаимодействия с внешним миром у детей с тяжелыми поражениями ЦНС, а также у детей, находящихся в Домах ребенка, в стационарах, приютах, в младенческом и раннем детском возрасте. О чем говорит язык их тела?   «Без  твоего  прикосновения  я  умру!..»

Первые рефлексы новорожденного ребенка говорящие жесты. Внезапный громкий звук или стук – малыш вздрагивает; когда из-под него резко вытягивают пеленку – он резко опускает ручки, если мама проводит пальцем по его ладошке – сжимает пальцы; если малыша взять за туловище под руки в вертикальном положении опустить так, чтобы хотя бы одна ступня коснулась пола, то соответствующая конечность сгибается, а другая выпрямляется – возникает автоматическая ходьба. Немного позднее малыш более явно выражает свои чувства: если ритмично закрывает и открывает рот, он спокоен, если во время еды гримасничает, то пища ему не нравится, если «косит» глазами – значит его утомило наблюдение за яркой игрушкой, если улыбается и радостно болтает конечностями – то доволен.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с прикосновений матери, ее ласк и поцелуев, с ощущения во рту ее соска, теплоты и надежности ее рук. Маленький ребенок нежно прижимается к тому из близких, кто берет его на руки,, инстинктивно отталкивается  и вырывается от пожелавшего приласкать его незнакомца – этим малыш сигнализирует окружающим о своем отношении к ним. Интерес и симпатию к своим сверстникам выражает поглаживанием или мягким касанием; рассердившись, может толкнуть, ударить.  В подростковом возрасте будет исследование собственного тела посредством прикосновений к нему, затем любовные прикосновения, взаимное исследование тел со своим партнером по любви. Это самые очевидные примеры осязательного общения.

В «цивилизованном» обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений. Прикосновением выражается доброжелательность, ласка, сочувствие, агрессивность, внимание, то есть прикосновением усиливается контакт, делается акцент на его эмоциональной, личностной стороне. Однако прикосновение возможно лишь в нужный момент и в нужном контексте.

Еще одна примитивная и общая форма коммуникации – визуальная. Взгляд – это визитная карточка характера и намерений. Это целый комплекс заметных и малозаметных изменений в лице человека, он слагается из направленности взгляда, положения ресниц, движения бровей, степени открытости глаз, расширения зрачков, блеска роговицы. Живой взгляд постоянно блуждает от зрачка к зрачку.

Говоря о способах общения людей возникает вопрос: передается ли язык жестов по наследству? Младенец выражает протоэмоции. Первое гуление является реакцией на приятное для малыша поглаживание; гуление тем интенсивнее и длительнее, чем чаще ребенок испытывает кожную или мышечную радость, которую ему доставляет мать. Между матерью и ребенком возникает нечто называемое «протобеседой». Поскольку мать разговаривает с ребенком, как правило, пристально глядя на него, постепенно вокализация голоса  матери в психике младенца  на уровне условного рефлекса закрепляет связь «голос-лицо», и гуление может быть стимулировано одним только видом матери. Улыбка младенцев в самом начале не обусловлена внешними причинами, и только спустя три недели улыбка возникает под воздействием обращения голосом, поглаживания и других приятных для младенца вещей. И взрослый человек не утратил  «протоулыбки» (беспричинного смеха) своего раннего онтогенеза.

Трехмесячный ребенок уже поворачивает голову к лицу человека и хорошо отличает знакомых от чужих, то есть улыбается избирательно. Улыбка социализируется, становится средством социального общения, раньше, чем крик плачи даже похныкивание.

Любая мать интуитивно использует необходимые средства обучения речи: интенсивно общаясь с ребенком производит необходимые для него физические действия; многократно повторяет одни и те же слова и короткие фразы; делает паузы, ожидая имитации; подкрепляет каждый успех младенца лаской и одобрительной интонацией. Основная стадия протоязыка детей (от семи месяцев до двух лет) выражается формулой: «от жеста и звука к слову». Малыш использует следующие жесты: указательный, до свидания, здравствуй, не хочу, не надо, иди сюда, исчезло, нет, возьми на руки, спасибо, жалко, много.

Некоторым жестам малыша обучают, другие возникают естественно. Так указательный жест- это редуцированный жест обладания, сформировавшийся из хватания и прикасания к предмету. Если мать, угадывая, что надо ребенку, постоянно опережает хватание, то ребенок сам начинает применять указательный жест, как сигнал «хочу это» или «дай то». «Возьми на руки» - жест той же природы. А вот жестам «до свиданья» и «спасибо» ребенка обучают.

Жестикуляция ребенка приобретается при подражательном обучении. В семье слепых едва зародившиеся движения и мимика без подкрепления перестают развиваться. Поэтому слепые дети от рождения отличаются почти полным отсутствием жестикуляции и маскообразным лицом. Мимика боли и радости может проявляться у них только при сильных раздражителях. При обучении ребенка взрослые почти всегда используют жесты параллельно со словами. Таким образом, любое выразительное движение ребенок ассоциирует с определенными ситуациями общения.

Очень часто ребенок познает окружающий мир через практические действия с предметами, обычно с игрушками. Некоторые функции предметов усваиваются им просто как признак данного предмета. Не умея словесно описать предмет, малыш пытается жестами изобразить его. Даже когда ребенок уже хорошо владеет  языком, жест, мимика, эмоциональные звуки остаются его главным средством общения. Ребенок предпочитает, чтобы ему показали то, что названо словом, а не долго разъясняли слово посредством слов же. Ребенок почти до школы остается в основном невербальным существом. Ему необходим постоянный зрительный контакт, без которого невозможно достичь полного взаимопонимания; ласковые прикосновения, как знак того, что его любят, даже если и наказывают иногда; эмоциональный отклик на его просьбы и рассказы.

Иногда бывает, что ребенок совершенно здоров, но не говорит, объясняется только жестами и отдельными звуками. Причину позднего или недостаточного развития речи у детей в домах ребенка, приютах понять легко:  персонал не может уделять достаточно внимания каждому малышу.

Более успешные попытки звукоподражания у тех детей, которые не ограничивались в движениях, в отличие от тех детей, которые не выпускались из манежа. Но большее влияние на развитие активной речи  ребенка  оказывает тренировка тонких движений пальцев рук.  Невропатология и дефектология уже давно накопили опыт, говорящий о тесной связи функции речи и руки. При травме или кровоизлиянии в речевой  моторной области в левом полушарии у человека  утрачивается речь и тонкие движения пальцев правой руки. В случаях поражения лобной области левого полушария без потери речи оказывалось , что больные- левши, и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии.

Для работы по тренировке пальцев рук  используют массаж кистей рук. Игры-упражнения на развитие мелкой моторики, народные игры с пальчиками, мелкий ручной труд.

Развитие речи ребенка связано со степенью речевого общения со взрослыми. Необходимо больше разговаривать с ребенком. Звукоподражание возникает только в том случае, когда ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Обычного общения с ребенком недостаточно. Ребенок нуждается в специальной работе по развитию речи.

Сигнал взгляда брошенного ребенка невозможно не понять. «Без твоего прикосновения я умру!» Маленькие дети подают эти сигналы  своими опустошенными глазами. Контакт и прикосновения необходимы, чтобы  поддержать желание жить В такой ситуации  контакт и прикосновения  означают разницу между жизнью и смертью.

Кожа - это самый значительный орган чувств. Она водонепроницаемая, плотная, эластичная и может обновляться. Кожный покров развивается раньше других, он же и самый чувствительный. Это первое чувство, которое мы воспринимаем. Кожа наша главная защита.

Кожа на лице отражает также заботы и радости, переживания. На ней остаются следы воспоминания и опыт. Исследователи во всем мире задаются вопросом, нуждается ли человек на ранней стадии развития  в разного рода прикосновениях, тактильной стимуляции, чтобы нормально  развиваться.

Тактильная стимуляция важна для развития человека. Он способен прожить жизнь слепым, глухим, не чувствуя запаха и вкуса, но без чувственных функций , которыми обладает кожа он не выживет.

Чем раньше будет развита функция чувства, тем сильнее будет восприятие ребенка. Проблема новорожденного в том. Что он совершенно не самостоятельный, нуждается в защите и заботе, прикосновении, отдыхе, любви, в защите от стресса и жары, холода и т. д.

Роды - явление болезненное как для ребенка,  так и для мамы. Ребенок подвергается воздействию шока, когда на все его чувства обрушиваются впечатления при рождении. Французский врач  Ф. Лебуайе представил ритуал родоразрешения, когда ребенка принимают в приглушенном свете и после рождения кладут на живот матери, Ребенку делают ритмичный массаж спины, что помогает расправить сокращенные на поздней стадии беременности мускулы. Другая цель массажа – усилить у ребенка ощущение того, что мать где-то рядом и защищает его. Тогда ребенок постепенно привыкает к разлуке с матерью. Делая массаж можно смягчить охватившее его чувство одиночества. Отношение к общению прикосновением зависит в значительной степени от культуры. Во многих развитых странах считается ненужным продолжать тактильный контакт, когда ребенок уже научился ходить. Многие взрослые боятся, что дети не станут самостоятельными. Работая с беспризорными, «отказными» детьми  видно, как сильна потребность прикосновения у ребенка. Потребность в прикосновении смягчает дискомфорт.

Развитие своего «я» начинается с рождения и продолжается весь дошкольный период. Важной частью развития является тактильная коммуникация. На протяжении всего  дошкольного периода ребенку необходим  тесный телесный контакт со взрослыми, надежными людьми, когда он попадает в тревожные ситуации. Прикосновение восстанавливает баланс чувственной жизни ребенка.

«Я  чувствую твое прикосновение, значит я нужен». Возможно, это первые  мысли маленького ребенка. «Ты рядом и твои руки согревают и ласкают меня значит я нужен и я имею право на место под солнцем» Взрослые помогают детям с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью абилитироваться в этом мире. Специальные школы, детские дома, приюты разрабатывают и внедряют в воспитательный и образовательный процесс способы взаимодействия с «ущербным» ребенком. Тактильная стимуляция, жестовая речь помогают людям найти себя, сформироваться личностно. Жестами мы передаем информацию, регулируем процесс общения, выражаем свое состояние.

И путешествие в окружающий мир  начинается с прикосновения и ласки. Самое главное – видеть и принимать человека таким, какой он есть.


                                  Литература

  1. К. Грюневальд. Как учить и развивать умственно-отсталых детей. – СПб.: «Петербург XXI век», 1994. – 125 с.
  2. И. Эльнебю. «Без твоего прикосновения я умру…» - Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 108 с., илл.
  3. Мельник А.А. Язык жестов – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 448 с., илл.
  4. Ребекка Р. Фьюэлл. Обучение через игру. – СПб.: изд. СПИРВ, 1999. – 16 с.
  5. Руководство по раннему обучению. Стимуляция младенца. Портедж США: СПб.: изд. СПИРВ, 1999. – 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей 1-4 классов. Тема: Развитие графомотрных навыков у детей с использованием цветных и графитных карандашей, кисти, пера, чернила и туши.

Данная презентация будет полезна воспитателям ГПД, учителям начальных классов, учителям ИЗО. В ней представлены различные виды заданий для развития мелкой моторики и совершенствования графомоторных на...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Планирование занятий по плаванию для детей с особыми потребностями

Темы занятий по плаванию для детей с ОВЗ, первый год обучения....

«Опыт работы педагога по развитию навыков коммуникации у детей с ТМНР»

В данной работе представлен опыт работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"

В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР...

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...