В помощь родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями.
статья (4 класс)

Петухова Елена Николаевна

Родители особых детей – сами являются необычными и особыми людьми, и ты никогда не сможешь самоутвердиться за их счет, они всегда будут правы, ибо их дети – это их сила, забота и образ жизни …

                                                       Из беседы с родителями  Особого ребенка.

«Vitae, non scholae discimus» -  для жизни, не для школы  учимся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа на тему: В помощь родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями.

                                                       Родители особых детей – сами являются необычными и особыми людьми, и ты никогда не сможешь самоутвердиться за их счет, они всегда будут правы, ибо их дети – это их сила, забота и образ жизни …

                                                       Из беседы с родителями  Особого ребенка.

«Vitae, non scholae discimus» -  для жизни, не для школы  учимся

    Если мы говорим от лица практика. А я практик, поскольку являюсь коррекционным педагогом, работающим с детьми с особыми потребностями – это аутисты со сниженными познавательными способностями, школьники с интеллектуальными нарушениями, школьники с ДЦП и сенсорными нарушениями и многие другие особые школьники. То тогда, самое лучшее, в разговоре о таких школьниках и о работе с их родителями, поделиться практическим опытом. Можно и из копилки коллег.

   Первое, что мне представляется из многолетней работы с родителями – это установление доверительного и эмоционального контакта. Если тебе родитель не доверяет или не понимает, что ты делаешь, грубо говоря, с его ребенком, любая научная панацея твоего высказывания, будет разбиваться о стену отрицания,  и не принятия твоих методов, не доверия к твоим результатам и прогнозам.

     Хотя стоит, оговориться, не всегда и не с любым родителем, родителями или опекунами можно выстроить хорошие отношения, как показывает опыт, только в том случае, если они заинтересованы в развитии своего ребенка. А если они уходят от проблемы, перекладывая ответственность на учителя и специалистов, тогда получается двойные стандарты, конфликтное поведение родителей, идеализация и рационализация поведения своих детей («нет дома, он все говорит и делает, а в школе не говорит от слова  совсем»),  не желание сотрудничать и принимать реальность, как таковую.

    Из чего может состоять – установление эмоционального доброжелательного и доверительного контакта  педагога и родителя?

    Первое, это из знакомства и личной беседы с родителями. Если первое знакомство с родителями – это личная встреча и родительское собрание. Это очень хорошо. На родительском собрании можно сформировать хороший учительский имидж о себе, как о педагоге и человеке. Конечно, это визуальный контакт, прежде всего. С улыбкой рассказать о себе, своем опыте, своей семье, своем подходе, своим принципах и достижениях. Показать пособия класса, какие есть материалы, развивающую среду класса. Рассказать о задачах учебного года, других специалистах и может быть дать анализ какому-то интересному сложному случаю обучения. Обязательно если это первый класс и или новый учитель в классе или в классе есть новые ученики, рассказать о периоде адаптации, который может продлиться долго, быть индивидуальным и в совместной связке, поддерживаемой родителями.

    Адаптация нужна и после летних каникул, школьники могут выдавать знания по темам, которые были давно, а ближайшие как будто требуют доработки. В этом всем и родителям и педагогам, помогает мощный механизм повторения и ликвидации пробелов. Также через повторение.

  Стоит сказать о том, родителям в первой беседе. Что школа – это основа, а база и все понятия и понимания и автоматизмы закладываются в совместной работе учителей в школе, а родителей дома.  У особых деток школьников нет домашних заданий, но родители со слов учителей и воспитателей должны закреплять дома и в жизни, на улице, в социальной среде, в общении, в общественных местах, те навыки, которые их дети приобрели или усвоили в школе. Тогда можно будет говорить о результатах, прогрессе в развитии и достижениях. Родители в плане закрепления, повторения и понимания играют не последнюю роль, усвоенного их детьми учебного опыта и знаний. Один известный дефектолог, как-то сказала, причем   у нее частная школа, казалось бы, всё должно подстраиваться под  клиента, участника и заказчика образовательных услуг и отношений. А нет. Она высказала мысль о том, что я не работаю с родителями и их детьми, если не прислушиваются и идут в разрез с моими рекомендациями. Только совместная работа важна для достижения совместного результата.

   В школьной обязательной системе, такого выбора, конечно, позволить нельзя. Приходится с разных сторон и заходов искать подходы к родителям. И даже, казалось, ты думаешь о том, что достижения с учеником и результаты с ним, дадут тебе гарантию хороших или уважительных отношений с родителями, но и это не всегда срабатывает. Также бывает и с  учителями. Не все профессиональны, заинтересованы и душой болеют за твоего особого ребенка, тогда родитель ищет ходы выходы таким взаимоотношениям, часто говорят, половина успеха детей (обычных также), это их родители, их отношения с педагогами, помощь в обучении, отношения и вера в своих детей. Для коррекционной системы – важен помимо доверительного контакта, грамотный подход, обучение, построенное на постоянном анализе опыта происходящих процессов. То есть зона ближайшего развития и постоянный выбор новых задач и методов, хотя программу никто не отменял. В нее вносятся личные коррективы – это Сипры  (Специальная индивидуальная программа развития), индивидуальное задание в классе по теме.

    В то же самое время, для установления доверительных отношений, важно, как нам кажется, собрать как можно больше информации о семье, о родителях, о ребенке, который приходит в твой класс или на надомное обучение в школу. Для этого необходим мозговой штурм или сбор информации о семье и ученике, сбор анамнеза о семье и обучающемся. И чем больше мы получим информации личной или опосредованной о семье и ученике.  Тем эффективнее и со знанием ситуации и нюансов, мы сможем взаимодействовать с семьей обучающегося,  и тем лучше выстраивать стратегию обучения обучающегося.

    Многие представления об ученике складываются из непосредственного опыта общения, но чем больше и лучше ты о нем знаешь, особенно, особенных вещей и представлений, что можно, что нельзя, что любит, что страшно неприемлемо, что умеет, чего боится, и как надо вести себя в такой-то гипотетической ситуации, тем меньше ошибок совершит педагог. И тем увереннее завоюет расположение родителей.

    В этом отношении поможет чтение личного дела, характеристики учеников, опрос специалистов, которые работали с учеником в детском саду или реабилитационном  Центре в районе. И, конечно, опрос родителей, не для любопытства ради, а для пользы дела. Но часто родители не всегда раскрываются и все выкладывают все как есть педагогу, и сами часто имеют субъективное мнение по поводу способностей и возможностей своего ребенка, сглаживают ситуации или их  преувеличивают. Получить от родителей всю информацию  и составить полную картину работы с обучающимся, не всегда представляется возможным.

    В этом отношении хорошо помогает – психолого-педагогическое анкетирование.  Это письменная форма, позволяет продумать ответы, затем их проанализировать, к ним возвращаться, задать родителям вопросы, которые бы ускользнули в личном порядке и требовали продуманного и опосредованного ответа.

   Анкета может быть многофакторной. Из  разных частей состоять. Одни ответы могут сформировать вторую часть анкеты и сделать мониторинг способностей в дальнейшем.

   В анкете для родителей важен  на наш взгляд такой спектр вопросов:

  •  О семье – самое общее и конкретное,  кто  чем занимается в доме, увлекается, кто и чем  занимается  с особым ребенком;
  • Образование и работа родителей (прежняя работа), хобби
  • Прогулки, досуг, традиции и праздники, общение с родственниками  и друзьями, знакомыми;
  • Посещение организаций, помогающих в развитии особых детей;
  • Отношение к этим организациям, насколько помогают сопутствующие организации;
  • Общение с другими  родителями особых детей;
  • Познания родителей как нужно общаться с особыми детьми, степень просвещенности и понимания и принятия;
  • Осведомленность о развитии, особенностям и сложностях поведения, обучения, лечения, развития именно своих особенных детей;
  • Взаимодействие с различными специалистами;
  • Значимые люди, которые помогают в развитии, обучении и воспитании особого ребенка, оказывают  дружескую и моральную поддержку семье, помогают материально, помогают своим непосредственным участием;
  • Лечение и прогнозы для своего особого ребёнка, насколько родитель знает и понимает, что происходит с его ребенком, какой информацией он готов делиться с работающим специалистом;
  • Степень доверия педагогу и специалисту
  • Каких результатов, что хочет и ждет родитель от педагога, работающего с его ребёнком;
  • Готов ли  он обсуждать своего ребёнка с учителем, делиться своим опытом обучения, научения, обсуждать разные ситуации, спрашивать совета у педагога, искать общее решение для конкретных ситуаций;
  • Какие темы развития хотел бы обсудить родитель с педагогом или получить квалифицированное обучение (семинары, родительский клуб, собрания, мастер-классы)  по конкретным темам и запросам;
  • Готов ли родитель сотрудничать с учителем, специалистами, работающими с его ребёнком, выполнять их требования, закреплять навыки, полученные в школе, обсуждать спорные ситуации или сложные;
  • Готов ли родитель принимать активное участие в школьной жизни своего ребёнка, дополнительно заниматься его образованием, воспитание и реабилитацией;
  • Готов ли родитель рассказать об особенностях характера своего ребёнка, отношение к нему других членов семьи и родственников, делиться со школой своими насущными проблемами.

         Подобные вопросы, задают доминанту общей направленности. И они не являются готовой к работе анкетой. Анкета должна составляться после знакомства с новыми учениками, их родителями, прочтением личных дел и характеристик, получении, при возможности, информации от прежних специалистов. Психологические вопросы также должны присутствовать в анкете, они могут помочь построить диалог с родителями, правильно расставить акценты и личностные границы.

           Роль семьи и родителей, занимающихся воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями, особенно сложных детей с умственной отсталостью, аутизмом, различными синдромами, глубоким ДЦП, без ложной скромности, неоценима и незаменима. От того, как родители будут  относиться к особому ребёнку, его потребностям и чувствам, желаниям, возможностям, будет зависеть  организация и использование результатов обучения в специальных учреждениях, результаты психолого-педагогической коррекционной работы, дальнейшая жизнь ребёнка и, безусловно,  её качество.

          Родителей нужно научить, не только принимать таких детей, но в первую очередь, принять и научиться взаимодействовать со своим ребёнком, который может развиваться и обучаться не так успешно, как дети со схожими диагнозами, похожими нарушениями и личностными, образовательными проблемами. Индивидуальное принятие, отсутствие чётких и дальних прогнозов развития (только в процессе опыта, в процессе обучения), проблемы со здоровьем для растущего организма, индивидуальные ситуативные повседневные проблемы личности, вот что, предстоит учитывать родителям.

          Это знание и  разнообразный непосредственно  свой  опыт общения с особыми детьми, передают родителям специалисты, всех категорий, работающих с ними: врачи, дефектологи, педагоги, психологи, логопеды, другие родители таких же детей.

          Родителей необходимо убедить, что ребёнок, отличаясь от нас, имеет право быть другим. У него другой язык, другая система восприятия, отличные от взрослых  родителей  ценности и мотивы. Ребёнка следует принять таким, какой он есть. Это условие, обеспечивающее возможность наиболее эффективной работы с ним.

         Таких родителей важно научить доступным их пониманию и осуществлению методам и методическим приёмам, которые они смогут применять в процессе воспитания и обучения школьника (дошкольника) с нарушением интеллекта.

          Первый метод, который может применяться в процессе семейного воспитания и обучения, развития умственно отсталого ребёнка – метод моделирования различных бытовых ситуаций, соответственно уровню восприятия ученика. Стоит помнить особенности обучения таких детей:  у них обучение опережает развитие. Чему научишь, тем навыком или умением будет владеть твой ребёнок. Родители моделируют различные ситуации и обучают элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, вежливо отвечать на звонок, пользоваться техникой в доме (телевизор, компьютер, свет, кран), убирать за собой вещи и игровой материал, помогать на кухне и заваривать чай. Это даёт ребёнку определённый опыт, который постепенно накапливаясь, позволяет ему действовать самостоятельно. Таким образом, родители помогают избежать ситуаций неопределённости, которые вызывают у умственно отсталого ребёнка тревогу, а иногда и агрессию.

          Второй метод – использование игры. Это могут быть различные сюжетно-ролевые игры, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игры увлекают ребёнка, доставляют ему радость, вызывают часто положительные чувства и переживания, заполняют скуку и освобождают от тревожных переживаний незанятости. Стоит также учитывать, что не все дети с нарушением интеллекта любят и умеют играть, многим из них недоступна игровая деятельность: они играют без сюжета, используя игровой или не игровой материал не по назначению, без взаимодействия с другими и без правил. Если у ребёнка есть потенциал, его стоит обучать различным видам и правилам игровой  деятельности, игре с взрослым, командной игре. Если кому-то сложно постичь суть игры пока ещё: то стоит  обучать  игровым приёмам или включаться в нетипичную игру особого ученика и через неё контактировать с ним, расширять границы игры и по возможности, границы его познания окружающего мира.

          Третий метод – знакомство с иной обстановкой, иной средой вне дома, вне помещения. Например, обучение русскому языку и речевой коммуникации при интеллектуальных нарушениях  проходит через изучение явлений и формирование представлений об окружающем мире. Это может быть выезд на природу, прогулка в лес, на озеро, в парк. А также полезно в познавательных целях посетить, например,  театр, музей, побывать на городском, уличном  празднике, посетить кафе, магазин, совершить экскурсию по городу, познакомиться целенаправленно с его  различными социальными  и культурными объектами, новыми интересными веяниями.    Это совместная экскурсионная деятельность может быть организована в направлении, которое способствует приобретению новых интересных ощущений,  впечатлений, навыков без требований, что может быть понято в этом культурном контексте, просто доставляет ребёнку  радость, путешествуя с родителями.

          Четвёртый метод – использование доступных творческих заданий. Можно предложить сделать рисунок, вылепить фигурку из пластилина или глины, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию и прочее. Особо хорошо эта работа может сочетаться с использованием природного и бросового материала. Красивые искусственно сделанные вещи, преображение среды – повышают самооценку и самостоятельную активность воспитанника.

          Пятый метод – использование сотрудничества семьи со специалистами. Постоянные консультации, вопросы, разговоры. С родителями и специалистами нужно постоянно разговаривать о ребёнке, обмениваться информаций, обсуждать спорные моменты, обсуждать приёмы работы, советоваться, обмениваться различными мнениями, никто больше и подробнее, чем родители не знают своего ребёнка. Специальные (коррекционные) учреждения практикуют проведение совместных советов родителей и специалистов. Это различные формы работы – родительский клуб, собрания, мастер-классы, психолого-педагогические консилиуму, на которые приглашают и родителей.

         Шестой метод – домашний театр. Спектакль, созданный родителями, обладает особой значимостью. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями спектакля в домашней обстановке. В дошкольном и школьном возрасте, ещё особо развито  творческое  воображение. Дети, включая и особых детей, живо  верят в героев сказок и рассказов, учатся от них, пытаются им подрожать. Становясь ими, дети могут преобразовываться в своём личностном развитии, поднимать самооценку, преодолевать страхи и сложности существования.

        Работая, таким образом, родители и сами начинают лучше понимать ребёнка, искать наиболее оптимальное решение возникающих проблем.

       В настоящее время разрабатываются единые рекомендации по вопросам воспитания, обучения  и социальной адаптации ребёнка в условиях семьи.

       Помощь родителям осуществляется в различных формах:

       Коллективные формы работы (семинары, собрания, лекторий для родителей, «круглые столы», доклады) проводятся с целью повысить педагогическую компетенцию родителей, расширить знания о возрастных и переходных особенностях и закономерностях психофизического развития детей, о требованиях, предъявляемых в детском саду, школе, дома. Индивидуальные формы работы с родителями включают: беседы, консультации, тренинги, практикумы для оказания помощи по проблемам организации, методам и приёмам разностороннего воспитания ребёнка в каждой конкретной семье.

        Считается, что при своевременной организации обучения  и раннем начале коррекционно-воспитательной работы проблемы в эмоциональном, интеллектуальном, социальном и физическом развитии ребёнка могут быть вовремя скорректированы, предупреждены и взяты в работу.

        Специалисты советуют родителям опираться на простые правила коррекционного обучения. Родители должны знать, что процесс коррекционного обучения – длительный и индивидуальный. Иногда кажется, по словам, Натальи Керре (известный дефектолог и семейный консультант), что все усилия напрасны, не хватает сил и терпения, ничего не получается, но это не так – улучшения должны «накапливаться».

          Также важно разнообразие. Самые лучшие результаты даёт сочетание различных подходов, когда задействованы различные системы организма ребёнка: не только классическое сидение за столом, но и двигательные нагрузки, возможность заняться творчеством. Прекрасные результаты даёт использование сенсорной интеграции.  Как известно,  для любого ребёнка важны ощущения взаимодействия со средой: телесные, слуховые, шум природы, общение, шлёпанье по лужам.

         Не менее важно адекватное состояние родителей. Ребёнок является отражением состояния родителей. Нужно распределить время – на отдых, семью, хобби, занятие с ребёнком. Не всегда это получается, но без этого никак, если родитель не спал или в стрессе, агрессии, но и требовать от ребёнка в таком состоянии хороших результатов будет сложно. Как отмечают многие преподаватели – в коррекционной работе – ученики часто «улавливают» или «считывают»  состояние педагога, если слабое или агрессивное, занятие проходит не очень слаженно и результативно.

          В общем подходе значимы следующие моменты: грамотно организованный режим дня и занятий (распределить нагрузку на утро, вечер, оставить время  на отдых, прогулки, следует учитывать продуктивность занятий по времени). Всем известно, что эффективность приносят только регулярные занятия.

         И главное – нужно любить своего ребёнка, принимать его особенности, понимать их, не требовать он него невозможного, заниматься его воспитанием и обучением, тогда будет и результат,  и смысл появится, исходя из деятельности и совместного общения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»

Методический материал о языке жестов как способе альтернативной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями....

Планирование занятий по плаванию для детей с особыми потребностями

Темы занятий по плаванию для детей с ОВЗ, первый год обучения....

аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"

В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С  ОВЗ...

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...

Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).

Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...

Рекомендации родителям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...