Формирование у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, потребности самообразования и повышения уровня родительских компетенций.
учебно-методический материал

Подгорных  Яна Викторовна

Организация активного сотрудничества, применение деятельностного подхода в работе с родителями способствует установлению доброжелательных отношений, позволяет создать единое воспитательно-образовательное пространство, дает возможность родителям проявить себя с лучшей стороны, изменить эмоциональный фон во взаимодействии «родители-дети» в позитивную сторону.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, потребности самообразования и повышения уровня родительских компетенций. (Слайд1)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, является наиболее значимым и сохраняется на всю жизнь. Обычно семья воспринимается как естественная среда, создающая постепенное развитие и социальную адаптацию ребенка. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу у него сформированы основные черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.

(Слайд 2) Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются многие категории семей, основными являются трудности в создании доверительных отношений и конструктивного взаимодействия между родителями и ребенком. Одна из причин –  это педагогическая и психологическая неграмотность родителей, ригидные стереотипы воспитания, личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком. Всё это связано с отсутствием или низким уровнем сформированности родительских компетенций у семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Формирование родительских компетенций – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных организаций.

Когда возникает необходимость в повышении уровня родительских компетенций, важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а взаимодополняло общие воспитательные усилия, положительно воспринималось ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы коррекции, обучения и воспитания.

(Слайд 3) Родители детей с ОВЗ – это особая группа родителей, жизнь которых сопровождается серьезными деструктивными переживаниями. Сами родители нуждаются в психологической и просветительской поддержке. Для них важен деликатный и грамотный подход.

Необходимо оказать помощь в организации самообразования родителей в поисках смыслов их собственного саморазвития. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Перед педагогом стоит серьезная задача создания благоприятных условий для развития мотивационной готовности родителей к изменениям. Важно объяснить родителям возможности для развития особого ребенка, раскрыть суть проблем каждого конкретного ученика и показать пути преодоления. Родитель должен понять, какие цели могут быть достигнуты, и что он может для этого сделать.

Что понимается под самообразованием родителей? Их целенаправленная деятельность, целью которой является самоизменение их личности для грамотного выполнения родительских функций.

Педагогу важно направить родителей по верному пути, сориентировать их в информационном пространстве. Можно создать перечень информационно-образовательных ресурсов, организовать сбор материалов для электронной библиотеки, где бы размещалась необходимая информация для изучения, которая затем выносилась бы для совместного обсуждения в родительских чатах, на родительских собраниях.

(Слайд 4) В формирование у родителей потребности в повышении уровня родительских компетенций  был выбран деятельностный подход, сделан акцент на вовлечение родителей в процесс активного взаимодействия.

Педагогу необходимо осуществить переход от «роли» носителя и транслятора педагогических знаний к роли организатора совместного поиска, вызвать у родителей мотивацию к активному взаимодействию между педагогом, родителем и ребенком. Ребенок лучше раскрывается, когда он включен в совместную деятельность вместе со своим родителем. Они чувствуют  себя более комфортно, получают поддержку родителя, учатся у них.

В свою очередь, родители в процессе совместной деятельности лучше осознают проблемы развития своего ребенка, учатся предъявлять требования в соответствии с его психофизическими особенностями, получают возможность смотреть на себя и свои действия со стороны, анализировать свое поведение.

        Чтобы взаимодействие родителей и педагогов было продуктивным, оно должно быть взаимодополняющим и взаимовыгодным. Для этого хорошо подходит организация совместных образовательно-воспитательных событий, создание устойчивых родительских сообществ, которые бы способствовали взаимному обмену опытом в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ. Для выстраивания партнерских отношений достаточно успешной являются интерактивные формы проведения мероприятий.

Педагогический коллектив школы ориентирован на поиск новых форм взаимодействия и сотрудничества с родителями. Разработана система мероприятий с активным вовлечением родителей в совместную деятельность.

(Слайд 5) В рамках акции «Шагающий автобус», совместно с родителями и детьми ежегодно проводится мероприятие, направленное на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, обучение навыкам безопасного поведения на дороге и вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 (Слайд 6) Также проводятся тематические родительские собрания по ПДД совместно с детьми. Цель собраний является повышение культуры участников дорожного движения. На таких собраниях присутствует инспектор ГИБДД, который побуждает родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – один из основных факторов сохранения жизни и здоровья их детей.

(слайд 7) Хорошим примером успешной организации взаимодействия с семьёй, ориентированной на  становление родительских компетенций, предлагается  изготовление  обучающих интерактивных папок-стендов в технике лэпбук, посвященных какой-то одной теме например, «Пожарная безопасность», «Дорожные знаки», «Природа родного края» и т.д. Изготавливается такое пособие, как в классе, так и  в домашних условиях и обязательно с участием ребенка. Такую деятельность удобно проводить на тематических родительских собраниях с участием обучающихся, которая способствует межличностному общению и формированию детско-родительских отношений, приучает к сотрудничеству.                                                                                                

 Секрет интереса к лэпбуку в творчестве, в занимательности заданий и в его красочном оформлении: здесь уместно использовать разнообразные кармашки, дополнительные развороты, «окошки», в которых могут располагаться логические и творческие задания, памятки, стихи, загадки, игры, и т.д.

Проектирование интерактивной папки дает возможность совместно сформировать и развить обучающую ситуацию, организовать продуктивное взаимодействие «педагог-родитель-ребенок», где педагог постепенно отходит в тень, изредка включаясь в процесс на правах участника.

 (слайд 8) Привлекаем родителей к занятиям бытового часа, на которых формируем у учащихся первоначальные знания и практические умения, направленные на бытовую и социальную адаптацию. В совместной деятельности с родителями дети лучше усваивают навыки самообслуживания и выполнения элементарных трудовых обязанностей в школе и дома.

        Организация активного сотрудничества, применение деятельностного подхода в работе с родителями способствует установлению доброжелательных отношений, позволяет создать единое воспитательно-образовательное пространство, дает возможность родителям проявить себя с лучшей стороны, изменить эмоциональный фон во взаимодействии «родители-дети» в позитивную сторону.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, потребности в самообразовании и повышении уровня родительских компетенций. Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 6» Подгорных Яна Викторовна, учитель начальных классов

Слайд 2

Причины нарушения взаимодействия между родителями и ребенком Педагогическая и психологическая неграмотность родителей. Ригидные стереотипы воспитания. Личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком.

Слайд 3

Факторы, усугубляющие деструктивные переживания родителей Гиперпереживания по поводу здоровья и развития ребенка. Потеря системы ценностей. Снижение самооценки. Жизнь в режиме «подвига». Мифологизация проблем. Чувство вины за здоровье ребенка. Социальная изоляция. Отказ от собственных потребностей. Отсутствие толерантности, принятия проблем ребенка. Завышенные ожидания. Эмоциональное выгорание.

Слайд 4

Взаимодействие школы и семьи через систему совместных мероприятий Акция «Шагающий автобус». Тематические родительские собрания по ПДД. Изготовление интерактивных папок-стендов по ПДД, пожарной безопасности. Бытовые часы.

Слайд 5

Акция «Шагающий автобус» Осознание значимости положительного примера безопасного поведения взрослых в быту и социуме. Обучение различным способам взаимодействия родителей и детей. Приобретение опыта безопасного поведения и детей, и родителей. Способность к самооценке на предмет наличия или отсутствия контроля в вопросах безопасности.

Слайд 6

Тематические родительские собрания по ПДД Понимание физиологических особенностей ребенка с ОВЗ. Минимизация эмоциональной дистанции между родителями и детьми. Понимание социальной ответственности за поведение детей и взрослых в социуме. Приобретение позитивного опыта общения.

Слайд 7

Интерактивные папки-стенды по ПДД Появление общих творческих увлечений в семье. Проявление творческой активности родителей. Освоение новых способов взаимодействия. Умение поддерживать контакт с ребенком. Преодоление резко негативных оценок в отношении возможностей особенного ребенка.

Слайд 8

Бытовые часы Понимание родителями своей роли в воспитательном процессе, важности личного примера. Приобретение позитивного опыта общения. Преодоление гиперопеки . Постепенная замена типичной родительской позиции «над, сверху» на позицию сотрудничества. Изменение эмоционального фона во взаимодействии «родители-дети» в позитивную сторону. Адекватность требований к ребенку.

Слайд 9

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Повышение уровня родительской компетентности и формирование адекватного отношения к своему ребенку.

Детям же для личностного становления необходимо создать такие условия, в которых они чувствовали бы себя в относительной безопасности получая поддержку взрослых и квалифицированную помощь специалистов...

Упражнения для повышения уровня читательской компетенции

Подбор комплевса упражнений для повышения уровня читательских умений и навыков....

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...

Рекомендации родителям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...

В помощь родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Родители особых детей – сами являются необычными и особыми людьми, и ты никогда не сможешь самоутвердиться за их счет, они всегда будут правы, ибо их дети – это их сила, забота и образ жиз...

Формирование у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, потребности самообразования и повышения уровня родительских компетенций.

Статья посвящена работе педагога, направленной на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей с ограниченными возможностями здоровья. В с...