Повышение уровня родительской компетентности и формирование адекватного отношения к своему ребенку.
статья по теме

Коноплева Ольга Васильевна

Детям же для личностного становления необходимо создать такие условия, в которых они чувствовали бы себя в относительной безопасности получая поддержку взрослых и квалифицированную помощь специалистов. Необходимо создать такую воспитательную среду, которая способствовала бы личностному росту и индивидуальному развитию, обеспечивала экологическую чистоту их взаимодействия: ненасилъственность, созидательность и естественность.

(Данные материалы можно использовать не только в начальной , но и в основной школе.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методист ГБУ ДО ЦППМСП

Выборгского района

                                                                                             Педагог-психолог

                                                                                                          Высшей категории                                                                                           Коноплева О.В. 

Повышение уровня родительской компетентности и формирование адекватного отношения к своему ребенку.

 

В последнее время школа испытывает постоянно растущую потребность в консультативной работе с родителями. Ведущую роль в этой деятельности играют  психологи, которые рядом с педагогами непосредственно сопровождают ребенка в образовательном процессе и оказывают помощь родителям, которые испытывают потребность получить поддержку в воспитании своих детей. В тоже время экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами экономического, а порой и физического выживания негативно сказались на воспитании детей. Возрастает опасная социальная тенденция на самоустранение многих родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка, что, в свою очередь, отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Поэтому целесообразно, логично и оправданно -  развивать и способствовать повышению уровня воспитательной компетентности родителей и особое внимание уделить работе с семьей.

Детям же для личностного становления необходимо создать такие условия, в которых они чувствовали бы себя в относительной безопасности получая поддержку взрослых и квалифицированную помощь специалистов. Необходимо создать такую воспитательную среду, которая способствовала бы личностному росту и индивидуальному развитию, обеспечивала экологическую чистоту их взаимодействия: ненасилъственность, созидательность и естественность.

В работе с родителями мы учитывали основные принципы:

1.Безусловной ценностью признается каждый человек в своей индивидуальной уникальности.

2.Психологическое качество или свойство человека может быть понято как ресурс его развития, поскольку каждое психологическое явление полезно для решения различных задач и ситуаций.

3.Различные психологические затруднения (например ЗПР или ненормативное поведение) не есть  негативное качество или свойство человека, а лишь недостаток какого-то ресурса,

4.Повышение возможностей человека в обучении, в принятии решений, в средствах достижения поставленных целей, в отношениях с другими людьми с использованием психологической коррекции, которая вовсе не является процедурой переделки человека, а лишь дополняет его теми ресурсами, которые еще необходимы.

5. Психическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или же с сохранением перспективы такого роста каждого.

А личностный рост - это движение по направлению к:

* внутренней целостности, душевной интегрированности;

* способности к самостоятельному принятию решений;

*многоаспектности, многозначимости,

*соразмерности частей,

*творческому отношению к себе и окружающему миру.

Эйдемиллер Э.Т. в своей книге «Методы семейной диагностики и психотерапии» писал:

« Анализируя процесс воспитания в семье психотерапевт или психолог, должен ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания).В случае, если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос; почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающе данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос - о месте этой причины в совокупности отношений в семье».

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

Назовем основные причины неэффективного родительского отношения:

*   педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

*   ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;

*   личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

*   влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Активным методом групповой психологической помощи коррекции родительских отношений является когнитивно-поведенческий тренинг. Шевандрин Н.И. (16, с.424), к методам психотерапии и коррекции семейных отношений относит такие методы как:

1.   Указания.

2.   Изучение семьи.

3.   Воздействие примером.

4.   Семейная дискуссия.

5.   Обусловленное общение.

6.   Формирование умения и навыков.

7.   Проигрывание семейных ролей.

В школьной практике, главным образом, школьные психологи используют индивидуальные консультации, готовят и проводят совместно с учителями родительские собрания, а методы групповой работы с родителями пока не получили распространения. Нами же, предпринята попытка показать возможности работы психолога с семьей в условиях Центра образования и школы через активные методы групповой психологической помощи. Особое место здесь отводится синхронному взаимодействию психолога и учителя. Наряду с этим должны быть выделены (или построены) такие формы взаимоотношений между участниками взаимодействия, которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для развития личности как родителя, так и ребенка.

Алгоритм взаимодействия психолога и учителя:

1 . Наблюдение учителя за семейным воспитанием.

2. Изучение личностных особенностей родителей

3.  Обращение учителя и родителя к психологу.

4.  Собеседование с родителями и получение согласия на участие в родительской группе.

5 . Создание родительской группы.

6.  Проведение семинара - тренинга.

7.  Отслеживание учителем продвижений родителей.

8. Индивидуальные консультации.

Представители семейной системной психотерапии рассматривали семью как целостную систему. Подобно всем живым организмам, семейная система стремится как к сохранению сложившихся связей, между элементами, так и к их эволюции. В живой системе, которая формируется и сохраняется, благодаря эффекту обмена энергии и вещества в неравновесных условиях, колебания, как внутренние, так и внешние, превращают систему в новую структуру. Но когда колебания усиливаются, в семье может наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет семью к новому уровню функционирования,

В ряде же исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин «семейный гомеостаз».

А) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

Б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

В) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

Г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой» его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза

А)Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются «архитекторами» семьи.

Б) Затруднительные супружеские отношения порождают расстройств в воспитании детей.

И именно поэтому проблемы диады «родитель -ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.

Семинар- тренинг направлен на изменение родительских установок и овладение родителями адекватной моделью общения с ребенком, повышение сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях.

Подобный подход к воспитанию, предусматривает в своей сущности развитие личности, но уже не по образцу, который навязывает общество, а по личностной индивидуальной программе, с учетом высших морально-нравственных ценностей человечества.

Семинар-тренинг проводился с родителями учащихся младшего школьного возраста. Были выявлены основные трудности родителей в воспитании детей: напряженные отношения с детьми, трудности в установлении контакта, несогласованность воспитательных позиций супругов. Основная цель семинара-тренинга - улучшение детско-родительских отношений, повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе скрытого значения их поведения. Группы встреч, состоят из четырех циклов, направленных на развитие основных компонентов воспитательной компетентности. Как показал опыт, временные рамки могут быть изменены в зависимости от контингента родителей, а тематика циклов определяться исходя из насущных проблем того или иного родительского коллектива

Основные темы циклов таковы:

1.Изменение, родительских установок в восприятии своего ребенка.

2.Понимание и принятие родителями индивидуальности своего ребенка.

3.Формирование согласованности воспитательных позиций супругов.

4.Овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, в семье.

Каждый цикл включает в себя несколько занятий. Занятие делится на четыре части и имеет свою определенную тему, что придает ему форму законченного события. Задания подобраны и расположены таким образом, что в родительской группе нарастает доверительность и эффективность общения. Проводится семинар-тренинг в форме групповых консультаций, в основе которых лежит принцип клиент-центрированного подхода.

Фокус консультативного процесса не фиксируется жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей.

Главная роль психолога состоит в организации адекватной ориентировки родителей в ходе решения поставленных проблемных ситуаций, которая находит выражение в росте родительской компетентности.

В семинаре тренинге приоритет отдается таким методам как: групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Что же это дает? В групповой дискуссии родители имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они формулируют свои мысли, аргументируют свою позицию, спорят и критикуют точку зрения другого, не переходя на «личности» и не оскорбляя своих партнеров по общению в группе.

Для проведения ролевой игры ведущий подбирает проблемную ситуацию, актуальную для многих участников группы. Эта ситуация разыгрывается по ролям. Каждый родитель ведет свою роль в игре в соответствии со своими творческими возможностями, социальными установками, пониманием дайной роли. После каждой игры проводится обсуждение. Каждый родитель делится впечатлениями о том, как он себя чувствовал в той или иной роли, мотивируют свои действия. Это дает им возможность развивать такое качество, как психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на ситуацию глазами ребенка или другого взрослого. Упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие в ситуации «здесь-и-теперь».

Представленная нами форма работы с родителями охватывает лишь только некоторые аспекты психологической работы психолога с семьей.

Но хотелось бы отметить, что по сравнению с традиционными, данная форма работы с родителями достаточно эффективна При проведении итогов работы родители отвечают на следующие вопросы:

1.Сколько времени сохранили для себя как родители, посетив семинар-тренинг?

2,Насколько продвинулись как профессиональные воспитатели?

3.Сколько бы заплатили за эти занятия?

4,Определите, где вы сейчас, используя карточки.

Любое взаимодействие, «транзакция», состоит из стимула, производимого одним участником, и ответа, который дает другой участник. Очевидно, что более информативным анализ взаимодействия между психологом и учителем будет в том случае, если и учитель, наблюдая за участниками воспитательного процесса, ответит на следующие вопросы:

1.  Стали ли родители более демократичными в вопросах воспитания?

2.  Как измененные взаимоотношения между родителями и детьми отражаются на психическом здоровье, познавательном, волевом или эмоциональном развитии ребенка?

3.  Стали ли родители менее озабочены и более естественны со своими детьми?

4.  Повысилось    ли    степень    уверенности    родителей     при     осуществлении воспитательных функций?

5.   Стали ли резке дети проявлять негативное отношение к вам и родителям?

6.  Стали ли взаимоотношения с детьми менее затруднительными?

7.   Стал ли ребенок лучше заниматься ?

8.   Принимают ли свои решения дети более взвешенно?

В ходе занятий родители осознают и обнаруживают свои личные ресурсы, возможности эффективного общения с собственным ребенком, появляется возможность в группе экспериментировать с новыми способами поведения и тренировать навыки социально -компетентного поведения. Однако, для успешного решения задач сотрудничества на уровне родитель - ребенок и на уровне семья - школа, родительский тренинг важно проводить в комплексе с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка.

Продвижение в указанных направлениях позволит вывести родителей на высокий уровень компетентности, соответствующий ожиданиям общественности и школы. А от этого зависит наше будущее.

Список литературы

Гин А. Общение детей и взрослых : советы родителям Сельская школа. – 2007.

Голубева Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6.

Коновалова А. М. Отношение подростков к родителям : уважение, любовь, признание авторитета Семейная психология и семейная терапия. - 2009.

Корнеева Т. В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье Ребенок в детском саду. – 2007. - N 3

Максимова Н. Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком В мире научных открытий. - 2009. - № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.Задачи: Проанализировать систему работы с родителями.Вы...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...

Персональный сайт педагога, как средство формирования и повышения уровня ИКТ – компетентности.

Персональный сайт педагога, как средство формирования и повышения уровня ИКТ -компетенции....

Доклад на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Критерий 4.6. Повышение уровня профессиональной компетентности за последние три года

Повышение уровня профессиональной компетентности за последние три года:   https://nsportal.ru/albom/2022/02/21/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-0...

Критерий 4.2. Повышение уровня профессиональной компетентности за последние три года

Повышение уровня профессиональной компетентности за последние три года...

Памятка для родителей по отношению к своему ребенку

Памятка для родителей содержит информацию по правилам отношений к своему ребенку...