Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"
материал по теме

Пыркина Вера Александровна

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.

Задачи:

  1. Проанализировать систему работы с родителями.
  2. Выявить характерные черты оптимальной организации работы с родителями.
  3. Наметить пути и способы повышения качества подготовки и проведения классных , общешкольных родительских собраний.
  4. Разработать программу работы с родителями по повышению родительской компетенции.

Участники: администрация, социальные педагоги, психолог и учителя школы.

Подготовка:

  1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
  2. Изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
  3. Проведение анкетирования родителей, обработка полученных результатов.
  4. Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.
  5. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам аналитической справки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.

Задачи:

  1. Проанализировать систему работы с родителями.
  2. Выявить характерные черты оптимальной организации работы с родителями.
  3. Наметить пути и способы повышения качества подготовки и проведения классных , общешкольных родительских собраний.
  4. Разработать программу работы с родителями по повышению родительской компетенции.

Участники: администрация, социальные педагоги, психолог и учителя школы.

Подготовка: 

  1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
  2. Изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
  3. Проведение анкетирования родителей, обработка полученных результатов.
  4. Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.
  5. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам аналитической справки.

Оформление, оборудование:

  1. Пакет методических рекомендаций, памяток для классных руководителей для работы с родителями.
  2. Виртуальная выставка книг по данной теме.
  3. Рабочие места для 3 групп
  4. Образцы программ по работе с родителями.

Ход педсовета

I. Вступительная часть.

Краткое выступление директора о задачах и особенности организации данного педсовета.

II. Информационно-теоретическая часть.

Выступление зам директора по ВР.

  Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей

                                                                              В.А.          Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

       Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

     Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Давайте посмотрим на социальный паспорт школы.

  1. Всего в школе -668 учащихся                                                  
  2. Многодетных семей – 79                                          
  3. В них учащихся      - 263                                
  4. Малообеспеченных семей   - 87                                                                    
  5. Неполных семей - 130                                              
  6. В них учащихся   - 200                                              
  7. Семей «Группы риска» - 16                                    
  8. Опекаемых  семей-11  
  9. Инвалидов- 10                                  

    Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска. Данные из социального  паспорта   свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.  Совместно с   родителями,   педагогический коллектив   пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

      Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

       Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

 Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

                    Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Их можно разделить на 3 группы.

Формы взаимодействия семьи и школы

 

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

На базе нашей школы созданы  органы самоуправления школой, в которых участвуют родители: Совет Учреждения, Попечительский Совет, родительский комитет, Совет профилактики.

            Высшим органом школы, в котором участвуют все стороны образовательного процесса: учителя, ученики и родители, является Совет учреждения. Этот орган утверждает самые важные решения, касающиеся жизнедеятельности школы, подводит под эти решения правовую базу. И участие в его работе родителей имеет важное  значение.

В состав Совета учреждения  входят 12 человек.  Представитель учредителя -Галигузова Т.С., директор школы Махмудова Н.Н., зам. директора по АХЧ Казаков А.Г., социальный педагогог  Чеесова В.В., медицинская сестра Хачатурова Э.Б., родители Обрященко О.И., Пыркина В.А., Уварова Н.А., учащиеся Руденко Руслан, Ступникова Н, Мартынова М.. Возглавляет Руденко С.И. Заседания Совета Учреждения проходят 1 раз в четверть. На заседаниях  рассматриваются следующие вопросы «Ознакомление с Уставом школы», «Организация подвоза учащихся», «Изучение вопросов питания учащихся: использование дотаций на организацию горячего питания детей из малообеспеченных семей», «Работа со слабоуспевающими учащимися, состоящими на всех видах учета», «Организация летнего отдыха детей», проводятся рейды в места массового скопления молодежи.

             Попечительский совет - это одна из форм самоуправления школы. Он представляет интересы родителей обучающихся или лиц их заменяющих перед администрацией школы. Попечительский совет создан для привлечения дополнительных финансовых средств на развитие материально- технической базы школы, участие в развитии воспитательного процесса, улучшение условий обучения учащихся, повышение степени их защищенности. Руководителем Попечительского совета является Чернышова Н.А., начальник центра занятости населения по Труновскому району,  предприниматели- Яворницкая С.А., Мовсесян А.Р., Стрельников А.И., Ключкина Л.И., Маслов А.И., Подпальный А.А., юрист- Шейкина Е.Ю.,. Они также являются родителями наших учащихся.

Так же в школе  действует общешкольный родительский   комитет. Свои заседания проводит 1раз в четверть. Председатель – Абакелия Донара Мирановна. В его состав входят по одному представителю от каждого класса. На заседаниях родительского комитета административный аппарат школы информирует родителей  о деятельности школы по различным направлениям. Психолого- педагогические знания родители получают от социально- психологической службы. Так социальный педагог Чеесова В.В. провела беседы по темам  «Права и обязанности родителей», «Изменения в законодательстве», « Работа с семьями социального риска»,
«Работа по закону Ставропольского края №52», « Профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на всех видах учета».

Школьный психолог Писклова О.Б. вооружила родителей следующими знаниями: «Индивидуальные особенности школьников и учет их в учебно-воспитательном процессе», «Проблемные ученики: три основных типа», «Психологическая поддержка учащихся к ГИА» и т.д.

 Члены родительского комитета совместно с администрацией школы проводят рейды по проверке санитарного состояния учебных кабинетов, соблюдение воздушного, светового, теплового режима, по проверке внешнего вида учащихся,  питания детей в столовой, посещаются  неблагополучные семьи. На  заседаниях   родительского комитета обсуждались  задачи повышения роли воспитания и дополнительного образования детей в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

       Так же рассматриваются   вопросы обучения и воспитания отдельных  учащихся школы:  Погосян Вануш, Лысуненко Алексея, Селюкова Андрея, Богданова  Максима, Зеленкова Алексея, Ежлева Ярослава, Авдеева Александра, Ленцова Максима, Соколенко Бориса, Фурманова Вадима, Демко Романа , Якимова Саша, Казакова Алексея. В итоге родителям даются рекомендации, советы как педагогически правильно вести себя с ребёнком.

                     Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Один раз в месяц в школе проводятся заседания Совета профилактики. На которых присутствуют:  директор школы Н.Н. Махмудова, заместители директора по УВР Блинкова С.П., Чернышова Е.А., зам. директора по ВР Пыркина В.А., социальный педагог Чеесова В.В., психолог Писклова О.Б., секретарь КДН Абакелия Д.М., инспектор ОДВ Перемышлева Ю.В., сотрудник КЦСОН отделения профилактики безнадзорности Расламбекова М.И.. За нарушения Устава школы, дисциплины, совершение правонарушений, низкой успеваемости  учащиеся с  родителями приглашаются на заседания Совета профилактики. В текущем учебном году проведено  девять  заседаний. 6 учащихся поставили на учеты разных видов: Ленцова Максима, Егорова Дмитрия, Игнатова Ярослава, Игнатова Василия, Анашкина Илью, Ширяеву Алену. На данный момент на всех видах профилактического учета стоит 21 учащийся, 17 семей «группы риска», а именно: Сикорина Аленксандра, Фурманова Вадима, Владимировых, Уланбековых, Капитоновых, Игнатовых, Егоровых, Боровских, Залаветдиновых, Валюги, Аксеновых, Завьяловых, Демченко, Лазаревых, Ждановых.  Администрация , социально- психологическая служба школы, классные руководители проводят большую работу с данными семьями: посещают, проводят индивидуальные беседы и консультации по вопросам воспитания детей, следят за посещаемостью, внешним видом, успеваемостью детей.

Благодаря совместной работе школы и родители  и дети учатся понимать и помогать друг другу. За истекший период    с профилактического учета  сняты следующие учащиеся: Джамалатдинов  Нариман, Василякин  Виталик, Окулова Елена, Тимохин Константин, Капитонова Елена, Новосад Александр.

Любой родитель может обратиться в органы управления школой за помощью.  Но, к  сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Работа педагогического коллектива  школы показывает,  что в своей практической деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

         В своей работе педагоги школы используют  индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальные

Групповые

  1. Беседы
  2. Посещение на дому
  3. Консультации

  1. Лектории
  2. Встречи с учителями предметниками, администрацией
  3. Совет профилактики
  4. Родительский комитет
  5. Родительские собрания

(классные и общешкольные)

  1. Психолого- педагогическое просвещение родителей



    К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.  Традиционно классные руководители 1 и 5 классов посещают все семьи с целью ознакомления с условиями, в которых проживает их ученик, узнают семейные традиции,  о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика. В этом учебном году Агаркова Р.С. посетила17  семей из 27 , Лозина А.Ю. 15 семей из 26, Евглевская Е.В.4 из 28 семей, Корнюшенко О.М. посетила 14 семей, Воронкова Н.В. посетила  11 семей, Бабак Е.В.посетила 7 семей. Посещение семей необходимо для более четкого представления образа жизни детей.  Все остальные классные руководители посещают семьи по мере необходимости. Так же семьи посещает  администрация, психолог, социальный педагог. В течение данного учебного года администрацией, психологом, социальным педагогом, совместно с инспектором ОДН   посещено 26  семей. По причине пропусков посетили семьи Мариенко Егора (3 Г класс), Самойловых Николая и Артема  (5 Г класс), Ширяевой Даши (8 В класс), Аксенова (1 А класс), Полях Кристины (9 Г класс), Самойловой Кристины (4 А класс). По причине нарушения дисциплины и плохой успеваемости  посетили семьи: Кривцова Алексея, Егоровых, Рзгоян Томаза, Шамоян Эмира, Чахалян Маиса и Карена. Так же проводились обследования жилищно- бытовых условий проживания учащихся. С родителями  проводились беседы, разъяснения  и консультации о правильном воспитании детей.

   Консультации  могут быть тематическими. Их  рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

          Групповые формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные формы взаимодействия – это родительские собрания, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией, классный родительский комитет. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление:  врачей, юристов, психологов,  инспектора ГИБДД, ОДН.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Отлажено работают родительские комитеты 2 «А», классный руководитель Радченко О.Е., 4 «б», классный руководитель Ходосова С.А., 3«а», классный руководитель Варжавитина М.Н., 4 «а», классный руководитель Калиниченко Н.Б., 5 «а», классный руководитель Воронкова Н.В., 6 «б», классный руководитель Лодина А.Н., 7б, классный руководитель Обрященко Л.А., 8б, классный руководитель Съедина Н.С., 6 «А» классный руководитель Щетинина И.В.. Родители этих классов обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют  в организации воспитательной работы в классе, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий, выходов в музей. Большинство родителей помогают в ремонте и оформлении кабинетов. Жаль, что никто не может привлечь родителей к организации и проведению в школе какого-либо кружка.

Вначале учебного года составляется план родительского всеобуча в соответствии с возрастными особенностями детей. Традиционно классные руководители проводят в форме лекции.  Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Классными  руководителями  были проведены следующие  лекции  «Особенности формирования личности ребенка у школьников начальной школы» Варжавитина М.Н, «Формирование самосознания подростка. Конвенция ООН «О правах ребенка», подготовила Калиниченко Н.Б. , «Этот трудный подростковый возраст» провела  Щетинина И.В.,    «Воспитание толерантности подростка» подготовила  Петренко В.П., « Экзамены: как избежать стресса» провела Писклова О.Б.. Каждый классный руководитель в течении года проводит тематический лекторий.

Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Родительские собрания мы разделяем на 4 вида:

 Организационные собрания

              Первое родительское собрание является, как правило, является организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия,  разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. На организационных собраниях утверждаются планы работы

Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).

 Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

        Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.

Личные беседы с родителями.

 Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

  1. родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
  2. тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
  3. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  4. классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  5. родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  6. каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

                      Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме). Успешно эта работа организуется классными руководителями Радченко О.Е., Ходосовой С.А., Щетининой И.В..

   В рамках совместной деятельности по воспитанию учащихся   классные руководители провели следующие родительские собрания: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошёл в 1 класс или вновь за школьной партой», «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста», «Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях», «Общение в семье. Диалог в семейном общении», «Роль семьи, дополнительного образования в развитии творчества школьников», «Адаптация  учащихся к новым условиям обучения 5- классников» и т.д.

 Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

      Два раза в год проходят общешкольные родительские собрания. Здесь родителей мы  знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы. Для повышения   психолого-педагогического просвещения родителей привлекаются  специалисты различных направлений.   Так прошли встречи с Уткиной М.В., врачом- инфекционистом ЦРБ, Чернышовой О.В., врачом- наркологом, Гончаровой О.И., инспектором ГИБДД, детским педиатром К.Э. Айрапетян, инспектором ОДН Гражданкиной Ю.В..

Проходит награждение родителей за воспитание детей и оказание спонсорской помощи школе.

 К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год.  К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

 «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология  ребенка», «Особенности адаптации  ребенка в школе», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

 К сожалению, эту форму мы не применяем, так как  она,  вероятно,  требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Так же можно назвать:

  1. Родительские тренинги      
  2. Психологические разминки        
  3.   Круглые столы
  4. Устные журналы                
  5. Практикумы    
  6. Родительские вечера
  7. Родительские чтения        
  8. Родительские ринги

 В литературе по воспитательной работе предлагается  несколько новых форм взаимодействия с семьей.  Это:

Деловые игры                 Ток-шоу               Театр-экспромт                       Аукцион                        Агитбригада

       

Главным направлением взаимодействия семьи и школы стало вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.

Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. Яркими мероприятиям с участием родителей учащихся стали праздники «Масленица», «День Матери», «Самые обаятельные и привлекательные», посвященный 8 Марта, посвящение в первоклассники, «Новогодний карнавал», «Папа, мама, я- читающая семья», «Папа, мама, я- спортивная семья» , участие в благотворительных акциях. В классах Лодиной А.Н., Радченко О.Е., Лозиной А.Ю., Котляровой С.И. проводится День именинника. Воронкова Н.В., Корнюшенко О.М. провели праздник День рождения класса.

   К сожалению, классные руководители редко привлекают родителей к проведению КТД, значительно уменьшилось экскурсий и поездок с родителями.

Заключение.

В итоге хотелось познакомить вас с анкетированием, которое проводилось среди родителей.

  1. Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе?
  2. Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок любит школу?
  3. Удовлетворяют ли Вас учителя, работающие с вашим ребенком?
  4. Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе?
  5. Удовлетворены ли Вы качеством информирования Вас об учебных успехах и поведении Вашего ребенка?
  6. Устраивает ли Вас то, как в школе следят за посещаемостью?

  Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями.  Чем занимались на уроке чтения?  Чем вас кормили сегодня в столовой?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Анализ ВР показал, что в  настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей;  общешкольные и классные  мероприятия  с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных  экскурсионных поездок и т.д.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  1. педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  2. педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  3. педагогическому просвещению родителей;
  4. умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  5. единству требований школы и семьи.

III. Работа в группах.

 Сейчас я предлагаю Вам небольшую практическую работу в малых группах, результатом которой станет выработка конкретных рекомендаций по взаимодействию семьи и школы. В своей  работе вы можете использовать  методичку “Методические рекомендации по работе с родителями” Артеменко Т.Д

Группа №1:

Перечислить действия классного руководителя по подготовке родительского собрания.

Группа №2:

Подготовить памятки “Секреты успешного проведения родительского собрания”.

Группа №3.

“Правила взаимодействия классного руководителя с родителями”.

Группа №4  – эксперты, дополнения по каждому вопросу

Один мудрый человек сказал: “Не важно что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.

Любая деятельность должна осуществляться с любовью. К кому бы мы не обратились за помощью, все равно все зависит только от нас с вами!

IV .Мастер – класс по проведению классного родительского собрания представляет классный руководитель 6 а класса Щетинина И.В. запись

V.Выступление классных руководителей Лодиной А.Н., Радченко О.Е.

VI.Выступление библиотекаря Кравчун Л.В.

VII. Выступление психолога.

Проект решения:

  1. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
  2. Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов.
  3. Продолжить работу родительского всеобуча.
  4. Утвердить  программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”

Участие в управлении школой

Индивидуальные формы

Групповые формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.

собрание проводится с родителями будущих  первоклассников. О взаимосвязи семьи и школы....

«Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребенка» как форма взаимодействия семьи и школы».

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.В связи с этим нужно правильно его под...

Статья. Тема:Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....

Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте  покажу как  это можно сделать....

Статья. Тема: Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....

«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка».

Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения.  Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к ...