Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"
статья (3 класс) на тему

Ходакова Анна Леонидовна

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности школы и представляет собой целостный процесс согласования, взаимного влияния, общих целей, ценностей семейного и школьного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности школы и представляет собой целостный процесс согласования, взаимного влияния, общих целей, ценностей семейного и школьного воспитания. Процесс взаимодействия семьи и школы осуществляется в интересах учащихся, для решения их социально-образовательных проблем. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был оптимальным и результативным, необходимо строить работу так, чтобы учащийся, педагог и родитель были равноправными участниками этого процесса.

Сегодня, к сожалению, когда большинство семей озабочено решением своих экономических проблем, а порой и физического выживания, многие родители самоустранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Такое воспитание не приносит значительных результатов. В семьях отсутствуют прочные межличностные связи, у родителей нет взаимопонимания с ребенком, и родитель не является «авторитетом». Это приводит к тому, что ребенок выходит из-под влияния семьи и ищет внешний «авторитет», не всегда положительный. Такое положение способствует росту преступности, наркомании и других негативных явлений в детской и подростковой среде.

Основные направления деятельности педагогов и родителей: познавательная сфера жизни; поддержка физического здоровья учащихся; поддержка одаренных детей;  социальная поддержка семей; развитие творческого потенциала и дополнительное образование; патриотическое воспитание.

Формы работы с родителями постоянно меняются и совершенствуются. Сообщения и доклады на собраниях утратили свое значение из-за малой эффективности и недостаточной обратной связи. Сейчас надо использовать активные и современные формы работы. Современные активные формы взаимодействия с родителями: педагогические и творческие мастерские, родительские конференции, семейные клубы, дискуссии, социальные проекты, открытые уроки, спортивные мероприятия. Необходимо комплексно использовать информационные источники (сайт, информационный стенд, интернет-технологии и т.д.), предоставляя родителям информацию о системе образования в России, новых программах, формах и методах современного обучения, изменениях  в системе образования, обсуждать интересующие родителей вопросы. При подготовке родительских собраний разрабатывать тематику с учетом запросов родителей и потребностей учащихся, изучать информационные запросы семьи. Стремиться активизировать родителей как субъектов образовательного процесса. Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно, возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения результатов. Родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому этот период следует использовать для укрепления семьи и школы в деле воспитания и образования.

Привлечение родителей к сотрудничеству возможно посредством различных способов:

  1. Участие родителей в совместной проектной деятельности с ребенком, подключение членов семьи к выполнению поставленной задачи.
  2. Участие родителей в подготовке и проведении внеурочной деятельности (мастер- классы, соревнования, экскурсии, праздники  и т.д.).
  3. Совместное выполнение учебно-познавательных и творческих заданий в домашних условиях.
  4. Совместное посещение развивающих, познавательных и творческих занятий (конкурсы школьного и районного уровня, выставки творческих работ учащихся, ярмарки и т.д.)
  5. Профилактическая, разъяснительная работа по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

Родители, в большинстве случаев, желают сотрудничать с педагогами, но не приемлют авторитарности в общении. Их важно заинтересовать предстоящей деятельностью:

  1. Опираясь на интересы и потребности, на их личные качества, профессиональную компетентность  и личный опыт, включать в образовательную работу.
  2. Высказывать пожелание о сотрудничестве в определенных видах деятельности с целью оказания помощи в организации и проведении занятий  и мероприятий.
  3. Привлекать к решению важных вопросов, с целью оптимизации процесса обучения.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. Собрание в современных условиях это – взаимный обмен мнениями, идеями, опытом, наболевшими проблемами, это диалог участников процесса. Можно проводить отдельные собрания для матерей и отцов, с целью привлечения отцов  к участию в жизни школы. Возможно не традиционное проведение собраний за чашкой чая, в форме дискуссии с привлечением специалистов, можно разыгрывать эпизоды уроков, можно отправиться на природу, онлайн-собрание и т.д.

Родительские конференции способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Темы для конференций должны подбирать сами родители. На таких конференциях родители могут поделиться своим собственным опытом общения с детьми.

Семейные родительские клубы проводятся в форме встреч и требуют специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Диспут, дискуссия – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Обсуждение важных вопросов способствует формированию умения анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие проекты, день открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, олимпиады , выпуск стенгазет на познавательные темы. Родители могут помочь в оформлении и подборе материала, оценке результатов и подготовке награждения, участвовать в мероприятии наравне с учениками. Это могут быть конкурсы :«Моя семья – эрудит!»; «Что,  где, когда?»;  «Круг семейного чтения»; «Географическая карта моей родословной»  и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка цветов, создание классной библиотеки, участие в ярмарке совместных поделок.

Формы досуга: экскурсионные поездки, КВНы, туристические походы и слеты, соревнования спортивные и интеллектуальные, конкурсы, спектакли и творческие мероприятия, концерты, просмотр и обсуждение фильмов, совместные праздники. Большое значение имеют малые домашние группы: посещение мастер-классов, выставок, прогулки по городу, проведение совместных праздников, игровых семейных конкурсов.

Родительский актив – это опора педагога, при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Школа и семья преследует единую цель в образовании, воспитании, формировании личности ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. При работе с родителями в начальных классах учитель должен обращать внимание на индивидуальные особенности детей, на взаимоотношения между родителями и детьми в каждой отдельной семье, на психологический климат в семье. От взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, когда они станут союзниками, это позволит им лучше узнать ребенка с разных сторон, увидеть его в разных ситуациях и помочь личности ребенка развиваться гармонично. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Эффективность образовательного процесса характеризуется, наряду с другими факторами, партнерским, равноправным взаимодействием с семьей, утверждением родителей как полноправных участников целостного образовательного процесса совместно с педагогами и учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей в условиях реализация ФГОС

Проблемы взаимодействия образовательного учреждения и родителей...

Система оценки планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС НОО.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего,  формирование личности учащих...

Педагогическая программа «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС»

Педагогическая программа "Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС"...

Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"...

Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра о...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...