Формирование у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, потребности самообразования и повышения уровня родительских компетенций.
статья

Подгорных  Яна Викторовна

Статья посвящена работе педагога, направленной на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье отражены возможности оказания помощи родителям по повышению уровня родительских компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я.В.Подгорных, Е.А.Синяева,

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 6»,

г.Гурьевск, Кемеровская обл.,

e-mail:kapa1381982@mail.ru,katya.sinyaeva@mail.ru

Формирование у родителей, воспитывающихдетей с ОВЗ,потребности самообразования и повышения уровня родительских компетенций.

Статья посвящена работе педагога, направленной на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье отражены возможности оказания помощи родителям по повышению уровня родительских компетенций.

Дети с ограниченными возможностями здоровья,самообразование родителей, родительские компетенции, семья, мотивационная готовность родителей к изменениям, партнерские отношения, активное взаимодействие, совместная творческая деятельность, лэпбук.

Ya.V. Podgornykh, E.A. Sinyaeva,

Municipal state educational institution

 "General education boarding school № 6",

Guryevsk, Kemerovo region,

e-mail:kapa1381982@mail.ru,katya.sinyaeva@mail.ru

Formation of the need for self-education and raising the level of parental competencies of the parents raising children with disabilities

Annotation:The article is devoted to the work of a teacher aimed at making parents from passive observers become active participants in the upbringing and education of their children with disabilities. The article reflects the possibilities of helping parents to improve the level of parental competencies.

Keywords:Children with disabilities, self-education of parents, parental competencies, family, motivational readiness of parents for changes, partnerships, active interaction, joint creative activity, lapbook.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, является наиболее значимым и сохраняется на всю жизнь. Обычно семья воспринимается как естественная среда, создающая постепенное развитие и социальную адаптацию ребенка. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу у него сформированы основные черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются многие категории семей, основными являются трудности в создании доверительных отношений и конструктивного взаимодействия между родителями и ребенком. Одна из причин –  это педагогическая и психологическая неграмотность родителей, ригидные стереотипы воспитания, личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком. Всё это связано с отсутствием или низким уровнем сформированности родительских компетенций у семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Формирование родительских компетенций – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных организаций.

Когда возникает необходимость в повышении уровня родительских компетенций, важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а взаимодополняло общие воспитательные усилия, положительно воспринималось ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы коррекции, обучения и воспитания.

Родители детей с ОВЗ – это особая группа родителей, жизнь которых сопровождается серьезными деструктивными переживаниями. Сами родители нуждаются в психологической и просветительской поддержке. Для них важен деликатный и грамотный подход.

Необходимо оказать помощь в организации самообразования родителей в поисках смыслов их собственного саморазвития. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Перед педагогом стоит серьезная задача создания благоприятных условий для развития мотивационной готовности родителей к изменениям. Важно объяснитьродителям возможности для развития особого ребенка, раскрыть суть проблем каждого конкретного ученика и показать пути преодоления. Родитель должен понять, какие цели могут быть достигнуты, и что он может для этого сделать.

Что понимается под самообразованием родителей? Их целенаправленная деятельность, целью которой является самоизменение их личности для грамотного выполнения родительских функций.

Педагогу важно направить родителей по верному пути, сориентировать их в информационном пространстве. Можно создать перечень информационно-образовательных ресурсов, организовать сбор материаловдля электронной библиотеки, где бы размещалась необходимая информация для изучения, которая затем выносилась бы для совместного обсуждения в родительских чатах, на родительских собраниях.

Педагогу необходимо осуществить переход от «роли» носителя и транслятора педагогических знаний к роли организатора совместного поиска, вызвать у родителей мотивацию к активному взаимодействию между педагогом, родителем и ребенком. В свою очередь, родители в процессе совместной деятельности лучше осознают проблемы развития своего ребенка, учатся предъявлять требования в соответствии с его психофизическими особенностями, получают возможность смотреть на себя и свои действия со стороны, анализировать свое поведение.Следовательно, формирование родительских компетенций как одного из аспектов проблемы семейного воспитания – необходимый элемент становления современного института семьи.

        Чтобы взаимодействие родителей и педагогов было продуктивным, оно должно быть взаимодополняющим и взаимовыгодным. Для этого хорошо подходит организация совместных образовательно-воспитательных событий, создание устойчивых родительских сообществ, которые бы способствовали взаимному обмену опытом в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ.Для выстраивания партнерских отношений достаточно успешной являются интерактивные формы проведения родительских собраний.

Хорошим примером успешной организации взаимодействия с семьёй, ориентированной на  становление родительских компетенций, предлагается  изготовление  обучающих интерактивных папок-стендов в технике лэпбук, посвященных какой-то одной теме. Изготавливается такое пособие, как в классе, так и  в домашних условиях и обязательно с участием ребенка. Такую деятельность удобно проводить на тематических родительских собраниях с участием обучающихся, которая способствует межличностному общению и формированию детско-родительских отношений, приучает к сотрудничеству.                                                                                            

Секрет интереса к лэпбуку в творчестве, в занимательности заданий и в его красочном оформлении: здесь уместно использовать разнообразные кармашки, дополнительные развороты, «окошки», в которых могут располагаться логические и творческие задания, памятки, стихи, загадки, игры, и т.д.

Проектирование интерактивной папки дает возможность совместно сформировать и развить обучающую ситуацию, организовать продуктивное взаимодействие «педагог-родитель-ребенок», где педагог постепенно отходит в тень, изредка включаясь в процесс на правах участника.

        Организация активного сотрудничества, применение деятельностного подхода в работе с родителями способствует установлению доброжелательных отношений, позволяет создать единое воспитательно-образовательное пространство, дает возможность родителям проявить себя с лучшей стороны, изменить эмоциональный фон вовзаимодействии «родители-дети» в позитивную сторону.

Литература


1.Галкина, Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Е. В. Галкина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2021г.).–Уфа:Лето, 2021. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2514/ (дата обращения: 06.04.2022).– Текст: электронный.

2.Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). –  Пермь:Меркурий,2015.–С.162-164.–URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7616/ (дата обращения: 06.04.2022). – Текст: электронный.

3.Коробкова, В.В. Развитие воспитательного потенциала семьи: учебное пособие / В. В. Коробкова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет".  –  Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – 221 с. –  ISBN 978-5-85219-009-3. – Текст: непосредственный.

 4. Пилиповский, В. Я. Помощь родителям в воспитании детей: [Сборник]: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. Пилиповского В. Я. - М.: Прогресс, 1992. - 254,[2] с. ISBN 5-01-003088-8.– Текст: непосредственный.

5.Мизина, Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы/Н.Н.Мизина. – Текст: непосредственный//Сборник научных трудов СевКавГТУ.Серия «Гуманитарные науки».2009. №7. – 57-60.

   6.Овчарова,  Р. В. Психологическое сопровождение родительства: Учеб.пособие / Р. В. Овчарова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 317с.–ISBN 5-89939-101-4.– Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Повышение уровня родительской компетентности и формирование адекватного отношения к своему ребенку.

Детям же для личностного становления необходимо создать такие условия, в которых они чувствовали бы себя в относительной безопасности получая поддержку взрослых и квалифицированную помощь специалистов...

Упражнения для повышения уровня читательской компетенции

Подбор комплевса упражнений для повышения уровня читательских умений и навыков....

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...

Рекомендации родителям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...

В помощь родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Родители особых детей – сами являются необычными и особыми людьми, и ты никогда не сможешь самоутвердиться за их счет, они всегда будут правы, ибо их дети – это их сила, забота и образ жиз...

Формирование у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, потребности самообразования и повышения уровня родительских компетенций.

Организация активного сотрудничества, применение деятельностного подхода в работе с родителями способствует установлению доброжелательных отношений, позволяет создать единое воспитательно-образователь...