Новые возможности для творчества в образовательном процессе
статья на тему

Борисенко Елена Анатольевна

Творческая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисенко Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3 с. Китаевского

Новоселицкого района

Ставропольского края

Творческая работа

«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться –

вот единственный курс учительской жизни... 
К.Д.Ушинский

Я – учитель. Для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…. Для меня «учитель» - это жизнь (смысл моей жизни). Мне нравится быть учителем. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего,  перед учеником. Быть молодым, неопытным педагогом - дело трудное. Все с чего-то начинали, у всех были какие-то препятствия на профессиональном пути, которые они преодолевали и становились успешными учителями. В наше время главной целью учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования, воспитать конкурентоспособного ученика. Здесь срабатывает принцип: «Вовлеки меня - и я научусь».

В современном обществе важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность нестандартно  мыслить. Выполнить требования ФГОС и не быть при этом творческим невозможно. Всегда необходимо помнить о тех конечных результатах, к которым мы идем, воспитывая Человека, о требованиях и целевых установках современного российского образования, обеспечивающего естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном мире, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать собственный выбор и  принять нужное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение, расковывать мысль школьника, учить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и саморегуляцию.

Но что же, всё-таки, значит быть творческой личностью? Ответ вроде бы прост. Однако, не стоит забывать, что основной критерий, отличающий творчество от производства – это уникальность его результата. Творчество – процесс деятельностный, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества человек вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражая в конечном итоге какие–либо аспекты своей личности. В разные времена философы связывали творчество  с умом, волевым актом, и даже с одержимостью (устремленностью). «Творческий продукт – это только процесс, превращающий этого человека  в погоню за горизонтом» - пишет Н. Дружинин, как бы намекая нам на то, что творчество само себя стимулирует и является проявлением человека и его внутреннего мира.

         По моему мнению, творчество – это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Мне кажется, каждый человек занимается творчеством в тот момент, когда он не просто механически выполняет свою работу, а пытается внести что-то новое в нее, совершенствуя ее хоть в чем-то. Нельзя развить у ребенка творческую личность в детях тому учителю, который сам не способен творить.

Что для меня значит творчество учителя в наше время? Я считаю, что это процесс созидания, воспроизведение того, что я знаю, в новой нестандартной форме. Это прежде всего интересные, разнообразные уроки, которые побуждают ученика мыслить, решать проблемные ситуации, самостоятельно проводить анализ и, в конечном итоге, стремиться узнать новое. Должна появиться мотивация к учению, познанию нового. Часто по разным причинам учителю трудно вырваться из круговорота традиционных рамок, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие возможности. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность не заставит долго ждать.

Творить в нашей педагогической деятельности и разнообразить уроки, нам помогает использование Интернет-ресурсов. Это своего рода мощный стимул в обучении. Посредством нестандартных уроков активизируются психологические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Именно поэтому приходиться постоянно самой учиться и много работать, создавая очередное занятие, чтобы школьнику хотелось идти на урок.

Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации к учебной деятельности. Школьники всегда радуются возможности открыть что-то новое посредством интернета. Если раньше информацию по любой теме ученик мог получить сразу из нескольких источников: учебника, справочной литературы, лекции преподавателя,  то в наше время чаще всего ребенок ищет ответы в интернете и социальных сетях. Я учитываю это, и  иногда даю задания именно для поиска информации в интернете, например, найти интересные факты из биографии писателя (на уроках литературного чтения), при изучении животного и растительного мира природных зон России (на уроках окружающего мира).

Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий - это реалии сегодняшнего дня. Расширено поле общения. Мы можем общаться не только внутри своего коллектива, но и с  педагогическим сообществом посредством сети. Такое общение позволяет осуществлять более основательную подготовку, а иногда и использовать «чужие идеи», но это ведь не возбраняется – главное, применить эту идею на  практике.

И пусть у меня нет большого опыта, но я уже сейчас осознаю, что каждый мой новый урок должен стать новым произведением, новым витком в искусстве образования и воспитания, мне надо стремиться «пропитывать» все используемые методы обучения элементами творчества.

Хочется закончить словами древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые возможности для творчества в образовательном процессе". Конспект урока русского языка 3 класс

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь знака" в 3 классе. Файл содержит презентацию к уроку....

«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

В данной работе описано применение метода имитационного моделирования на уроках иностранного языка в начальной школе....

Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"

«Новые возможности для творчества в образовательном процессе» Работа - лучший способнаслаждаться жизньюИ. Кант     Как и все выпускники школ, я тоже когда-то задумывалась над ...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Творческая работа по теме «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе". Данная работа была представлена на конкурсе "Учитель года - 2016". Номинация "Педагогический д...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Творческая работа«Новые возможности для творчества вобразовательном процессе»...