Обобщение опыта работы учителя начальных классов Ремизовой Ольги Сергеевны
статья (3 класс) на тему

Ремизова Ольга Сергеевна

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Ремизовой Ольги Сергеевны в рамках  конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тамбовский район

п. Строитель

Обобщение опыта работы

учителя начальных классов

Ремизовой Ольги Сергеевны

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит её находить…

А.Дистервег

          Переход системы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы поиска новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса. МБОУ  «Цнинская СОШ № 2»  в соответствии с Программой развития стремится гибко реагировать на социальные изменения среды путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня интеллектуального развития детей, создания условий для максимального развития личности.

          Таким  образом, ведущей педагогической идеей моей профессиональной деятельности является создание оптимальных условий для формирования у учащихся собственного мировоззрения, умения самостоятельно овладевать знаниями и применять их в учении и практической деятельности, самореализации личности учащегося через активное включение его в процесс обучения и воспитания, строящийся на основе современных технологий.

         В свете современных требований основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках такой образовательной среды, которая способствовала бы самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, повышению познавательной активности. Для достижения своей цели и поставленных задач мною  выбрана тема для самообразования   «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках».

       Формирование навыков учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения и развития их познавательных способностей.

        Прогресс техники, прогресс науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость решения возникающих проблем требуют умения самостоятельно работать над приобретением знаний. Кроме всего сказанного отмечу, что самостоятельность человека - это к тому же стремление и способность поступать соответственно своим взглядам и убеждениям, независимо от внешних влияний.

        В своей педагогической деятельности я столкнулась с противоречиями:

- между разными психофизическими и индивидуальными возможностями учащихся  и обеспечением усвоения обязательного минимума содержания образования;

- между отсутствием системы организации самостоятельной работы  и выработкой методических подходов, способствующих качественному обучению и развитию личности;

- между объёмом получаемых знаний и неумением учащихся применять их на практике.

      Исходя из этого, работала над разрешением следующих проблем:  

-устранение различий в стартовых возможностях детей, поступающих в 1 класс;

-формирование у учащихся прочных общеучебных умений и навыков;

-оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения;

-создание условий для обеспечения инициативности, гибкости и критичности мышления  детей.

Данные проблемы решала:

-через использование психолого-педагогических  диагностик  для выявления личностных особенностей школьников;

-через внедрение инновационных методов работы: проектной деятельности, исследовательской работы;

- через использование современных образовательных технологий (технология игровых методов, технологии разноуровнего обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии и другие);

 - через проектирование собственной образовательной деятельности;

- через освоение технологии диалога;

- через внешкольную деятельность;

- через создание комфортной психо-эмоциональной атмосферы на уроках, располагающей к продуктивной совместной творческой деятельности преподавателя и учащихся.

    Опыт применения данных технологий позволил:

-  повысить эффективность обучения;

- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

- вырабатывать навык работы с различными источниками информации;

 - опубликовать статью «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»  на сайте videouroki.net 

        Я работаю по системе «Школа России». Традиционная система образования проверена временем и обеспечивает хорошие результаты, является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий: игровых, коммуникативных и исследовательских. УМК полностью соответствует стандартам второго поколения.  Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

          Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

                   Среди многообразия педагогических технологий  для себя я выделяю нижеследующие.    

            Технология проблемно-диалогического обучения  помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В ходе специально выстроенного диалога ученики осуществляют постановку учебной проблемы и поиск решения.             Проблемно-диалогическое обучение помогает мне формировать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.   В процессе своей практической работы дети сами приходят к выводам и обобщениям, имеющим теоретическое значение. Такие знания удерживаются наиболее прочно. 

             Через проектную деятельность я  развиваю познавательные навыки учащихся, критическое мышление, умение конструировать свои знания, ориентироваться в пространстве.    Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Понимая это, учу  детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. Для этого нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

В своей работе использую творческие, информативные, фантастические, исследовательские проекты. При подготовке к творческим работам, сочинениям, ребятам предлагаю провести исследовательскую работу по материалам сети Интернет, различных литературных источников. Всю полученную информацию дети систематизируют в классе и выбирают наиболее интересный вариант для написания работы.    Проектную технологию чаще всего применяю при обобщении изученного материала. Из наиболее удачных – проект «Генеалогическое древо семьи», «Профессии», «Города России», «Шоколад: вред или польза»            

         Использование игровых технологий повышает интерес к изучаемому материалу, активно включает детей в рабочую деятельность, восстанавливает эмоциональную обстановку. Игры позволяют осуществлять  дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Учебная игра даёт положительный результат лишь при условии её серьёзной подготовки, когда активны и ученики, и я сама. Поэтому особое внимание уделяю разработке сценария игры, где чётко обозначены учебные задачи, методические приёмы, спланированы способы оценки результатов. Учащиеся с удовольствием готовят занимательный материал, составляют кроссворды, шарады, ребусы, сопровождают свои задания рисунками и схемами.  

            Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Однако  эта работа не  приносила  результатов  с первых уроков. Пока еще дети плохо знали друг друга, некоторые  испытывали стеснение, другие же  были неоправданно активны. Позже, когда дети лучше узнавали  друг друга,  данный вид деятельности полностью себя оправдал: дети стали более общительней, учитывались интересы товарищей. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.      

            Чтобы сделать процесс более наглядным и динамичным при проведении уроков  я  использую информационно-компьютерные технологии: создала презентации к урокам по темам: «Безударные гласные в корне слова», «Имя существительное» и др. (русский язык), занимательный устный счёт (математика),  «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит», «Организм человека» (окружающий  мир) и др. К созданию презентаций активно привлекаю учащихся.        

          На уроках и во внеклассной работе широко применяю цикл компьютерных программ «Библиотека Кирилла и Мефодия», использую Интернет-ресурсы. Использование анимации и сюрпризных моментов делают занятие более содержательным и интересным.

         Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог. Индивидуальная работа ученика за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой, ребёнок работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствует влияния окружающих. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.     

       Проведение физкультминуток, зарядки, динамических пауз,  использование игровых моментов, разнообразие заданий на уроке, контроль объёма домашней работы способствуют укреплению здоровья младших школьников, что отвечает реализации национального проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» 

            Таким образом, внедрение новых технологий, методов, приёмов, форм обучения позволяет успешно формировать ключевые компетенции учащихся, эффективно использовать время урока и во внеурочной работе, развивать у детей и у учителя ответственность за результаты деятельности.

            В основе моего взаимодействия с классом на уроке лежит сотрудничество учителя и ученика, направленное на совместное конструирование программной деятельности. Учебный процесс организую таким образом, чтобы на уроках имели место методы, активизирующие инициативу и творческое самовыражение самих учащихся: ученик в роли учителя, работа в группах постоянного и переменного состава, обсуждение в парах, ролевая игра. Превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Погружаясь на уроке в учебную среду, учащиеся имеют возможность организовать свою учебную деятельность

          Поощряю стремление ученика находить свой способ выполнения самостоятельной работы. С классом анализируем различные способы выполнения заданий, выбираем и осваиваем наиболее рациональные. Создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, найти самовыражение. Часто предлагаю детям самим выбрать задания, различные по содержанию, виду и форме. Дифференцированный подход создаёт ситуацию успеха в обучении и развитии каждого ученика.

      Качество результата подобной работы одинаково зависит как от деятельности каждого ученика, так и от слаженности действий всего класса в целом. При проверке знаний учащихся организую самоконтроль, взаимоконтроль, анализ ответа товарища и его оценивание.

         Для эффективного использования своего времени, как педагога, и времени детей на разных этапах урока применяю дидактический материал, опорные схемы, справочники, словари, аудиоматериалы, компьютерные презентации, электронные учебники, энциклопедии. Часто применяю мультимедийную технику, которой оснащён кабинет. В своей работе использую не только классические, но и нетрадиционные формы уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-защита проектов и другие.

        С целью развития коммуникативных навыков, расширения кругозора, приобретения навыков самостоятельной учебной деятельности организую предметно-тематические экскурсии в краеведческий музей, зоопарк, походы в парк, посещение театров, филармонии.

      Главной задачей в своей работе считаю формирование познавательного интереса и творческой активности учащихся.

    Свою работу по удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей учащихся строю с учетом психолого-педагогической диагностики их способностей. Отслеживать динамику развития учеников и планировать свою работу помогает совместная работа со школьным психологом и медицинским работником.

       Со слабоуспевающими детьми провожу индивидуальную, групповую работу по развитию познавательных интересов, общеучебных умений и способов деятельности. С детьми, проявляющими интерес к математике, провожу дополнительные развивающие занятия. Использую упражнения на развитие памяти, внимания, логического и творческого мышления. Провожу дополнительные мероприятия развивающего характера: олимпиады, конкурсы, викторины. Ученики моего класса охотно принимают участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Ученики, не достигшие высоких результатов в учебе, проявляют себя в других видах деятельности. На базе нашей школы работают кружки разной направленности, кроме того на территории нашей школы работает МОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района, что дает дополнительную возможность по развитию детей. Таким образом, 100% учащихся класса получают дополнительное образование на базе школы и ЦРТДЮ. Мои ученики принимают активное участие и добиваются хороших результатов в предметных олимпиадах и конкурсах, что свидетельствует об их устойчивом познавательном интересе.

       Классный коллектив принимает активное участие в творческой и спортивной жизни школы,  района, города. Ученики моего класса часто занимают призовые места.

       Чтобы определить индивидуальные образовательные потребности детей, провожу психолого-педагогические исследования школьников, тестирования учащихся и родителей. 

       Всю статистическую информацию оформляю в виде таблиц, диаграмм, презентаций на бумажном и электронном носителях (Word, Excel). На основе данной информации организую свою дальнейшую работу в классе с использованием индивидуальных дифференцированных заданий. Обучающихся с интеллектуальным уровнем развития, близком к высокому, привлекаю к подготовке различных мероприятий, даю им творческие задания, повышаю различными способами их мотивацию к учёбе, чтобы не потеряли свой потенциал  и вышли на высокий уровень. Ученикам с низким уровнем развития организую поддержку со стороны учителей-предметников, психолога и родителей. С детьми, которым трудно даётся учебный материал, провожу дополнительные занятия. Также в своей работе я уделяю повышенное внимание медлительным учащимся. Для активации мыслительной деятельности школьников, привития интереса к предмету провожу интегрированные уроки.

        Как классный руководитель для создания комфортных условий жизнедеятельности в коллективе использую нестандартные формы внеклассных мероприятий: виртуальные путешествия, встречи с интересными людьми, коллективные творческие дела. Все изменения в развитии личности ребёнка, классного коллектива в целом отслеживаются с помощью системного диагностического контроля. Так по итогам исследования креативности школьников были получены высокие результаты по следующим показателям: беглость и гибкость мышления, что говорит о планомерной эффективной работе с детьми. У 47% детей наблюдается оригинальность мышления. Общий показатель развития творческих способностей – выше среднего.  

    Варьирование форм и методов обучения в сочетании с высокой познавательной активностью и развитием творческих способностей формирует прочные знания учащихся. Работаю без неуспевающих.          Проанализировав результат своей деятельности, прихожу к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения и воспитания дают положительные результаты.

        В своей педагогической деятельности поддерживаю в классе позитивный микроклимат. На любом временном отрезке урока стараюсь создать для детей атмосферу комфортности, доверия и психологической безопасности. Личностные особенности учащихся, их интересы, особенности характера, душевное состояние выявляю с помощью психологической диагностики специалиста и на основе этих данных корректирую взаимоотношения с учащимися. Так агрессивных детей стараюсь не провоцировать, замкнутым детям подбираю специальные задания для самореализации в коллективе. Ко всем ученикам отношусь как к личности. На мой взгляд, каждый ребёнок должен уходить домой с победой. Успех – лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и в самом себе.   Дети моего класса общительны и открыты. Это отмечают и учителя предметники, работающие с классом.    

      Чтобы ощущения взаимного доверия, уважения друг к другу не исчезало организую предметно-тематические экскурсии в краеведческий музей, зоопарк, походы в парк, посещение театров, филармонии.  Такие коллективные дела помогают организовать детей, способствуют сплочению коллектива.            

            Одним из важных направлений деятельности является работа с родителями. Как бы серьёзно не продумывались формы воспитания учащихся в школе, учитель не сможет достигнуть поставленной цели, если будет действовать без постоянной поддержки родителей. Свою работу я строю в тесном контакте с родителями, так как у нас общая цель: воспитание добрых и отзывчивых людей, с правильной гражданской позицией и правовой культурой.

             В этой сложной и важной работе использую самые разнообразные методы и формы работы. Основными считаю следующие: родительские лектории, собрания, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, педагогические вечера вопросов и ответов; открытые уроки для родителей, совместные классные часы; групповые и индивидуальные консультации родителей по отдельным вопросам воспитания и обучения. 

          Для освещения  тематических вопросов на собрания  приглашаю  психолога, медицинского работника, администрацию.  100% явку родителей объясняю уверенностью, что собрание пройдёт с пользой, и они получат информацию не только об успехах своего ребёнка, но и психолого-педагогические знания для успешного воспитания детей.                

         Как и в любой другой профессиональной деятельности, в моей педагогической работе тоже возникают трудности. Это в первую очередь:    

- снижение уровня общей культуры как учащихся, так и родителей;

-ухудшающееся с каждым годом здоровье обучающихся и возникающие в связи с этим проблемы в обучении. Эти проблемы стараюсь преодолевать через проведение всеобуча с родителями, открытых уроков, применяя здоровьесберегающие технологии в обучении.

         В отношениях с коллегами стремлюсь к творческому сотрудничеству. Убеждена, что нет неразрешимых ситуаций. Только взаимное уважение педагогов, профессиональная этика могут способствовать успешному решению вопросов воспитания и обучения детей. С уважением отношусь к творчески работающим коллегам. Ценю в коллегах честность, прямолинейность, открытость, искренность, воспитанность, интеллигентность, высокую культуру. В нашей школе сложилась атмосфера творчества и психологической комфортности.    

    К ключевым проблемам и перспективным задачам своей педагогической деятельности отношу следующее:

    * совершенствовать использование информационно-коммуникационных технологий для формирования общеучебных навыков, обобщить опыт работы;

* изучать и научиться применять на практике передовые воспитательные технологии – технологию воспитания духовной культуры молодого поколения, технологию организации самовоспитания.

         Отличительными чертами педагога во все времена было стремление к самосовершенствованию. Поэтому считаю, что профессиональный рост учителя невозможен без самообразования. С этой целью ежегодно составляю план, наличие которого позволяет мне чётко организовать свою работу в данном направлении.

      Систематически прохожу курсы повышения квалификации в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации учителей». Регулярно изучаю периодические электронные предметно – методические материалы в рамках проекта «Школа цифрового века». Отслеживаю поступление новых методических пособий в магазины города, приобретаю необходимые для повышения своего педагогического уровня. Принимаю участие в научно-методических семинарах и конференциях по проблемам преподавания в начальных классах.

        В работе учителя встречается немало трудностей. В связи с модернизацией системы образования перед каждым учителем встала проблема внедрения в учебный процесс информационно –коммукативных технологий. В настоящее время без внедрения ИКТ трудно добиться повышения качества знаний, заинтересованности детей процессом обучения. Мои ученики  не имеют возможности пользоваться на уроках персональным компьютером, компьютер в классе только на столе учителя.

       Нет сомнения в том, что я, как и большинство учителей, обеспокоена низкой читательской культурой детей. Проблему чтения нужно решать государственном, общественном, семейно – нравственном уровне – дорогостоящая литература, занятость родителей, отсутствие на телевидении литературных программ для детей и подростков, слобо оснащённые книжные фонды школьных библиотек.

       Вызывает беспокойство и проблема серьёзной школьной дезадаптации детей, поступающих в школу. 15 – 20 % детей имеют отклонения в нервно – психическом развитии. Эти дети нуждаются в помощи взрослых. Поэтому приходится более углубленно изучать и детской психологии, и дефектологии, и валеологии, чтобы совместно с психологом, медицинским работником, родителями корректировать поведение таких детей. Эти трудности не останавливают меня, а стимулируют к поиску новых форм обучения и воспитания, к тесному сотрудничеству со специалистами по вопросам детского развития.

            На мой взгляд, современный педагог – это профессионал, который не только глубоко знает содержание своего предмета, но и легко ориентируется в инновационных процессах, владеет современными технологиями обучения и воспитания.

          Основное направление своей педагогической деятельности вижу в повышении качества образования за счёт максимального использования на уроках исследовательских, информационно – коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.

         Успех работы учителя складывается из успехов его учеников, а они бывают разные. Один рабочий день приносит огромную радость и удовлетворение, другой – разочарование. Но это и есть стимул к дальнейшему движению, к росту своего педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"Академик, хирург Н. М. Амосов....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Отзыв родителя о работе учителя начальных классов Пилюгиной Ольги Сергеевны

Отзыв родителя о работе учителя начальных классовПилюгиной Ольги Сергеевны...