Реализация принципов метапредметности на уроке
статья на тему

Мияилович(Черкасова) Татьяна Васильевна

Мияилович Т.В.,

МОУ «Дубовская СОШ с УИОП», п.Дубовое, Белгородский район,

Реализация принципов метапредметности на уроке

 

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к изучению

метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены методы оценивания и контроля метапредметных результатов образования в начальной школе.

Ключевые слова:младшие школьники, развитие, метапредметность, ре-

зультаты,метапредметного обучения, оценка метапредметного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_printsipov_metopredmetnosti_na_uroke.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мияилович Т.В.,

МОУ «Дубовская СОШ с УИОП», п.Дубовое, Белгородский район,

Реализация принципов метапредметности на уроке

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к изучению

метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены методы оценивания и контроля метапредметных результатов образования в начальной школе.

Ключевые слова:младшие школьники, развитие, метапредметность, ре-

зультаты,метапредметного обучения, оценка метапредметного обучения.

Внедрение Федеральных государственных стандартов сегодня открывает

большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации [3, с. 27]. Начиная работу в школах по реализации принципа метапредметности, необходимо тщательно изучить все документы по стандартам. Конечно, предложенные рекомендации – всего лишь схема, модельпринципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у уче-

ников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействияи сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связываю

щими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний [1, с. 342]. Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач: осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения. Метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.Личностные: жизненное самоопределение (мотивация учения); действие смыслообразования; нравственно-этического оценивания. Регулятивные: самоконтроль, коррекции, контроль, оценка, саморегуляция. Познавательные: общеучебные универсальные действия: умение строить высказывание, умение работать с таблицами, умение извлекать информацию из прослушанных текстов, умение работать со справочным материалом, умение действовать по образцу; универсальные логические действия: сравнение, установление причинно- следственных связей, классификация. Коммуникативные: умение слушать и вести диалог, умение работать в группе, умение работать в паре.

Для реализации принципа метапредметности возможно использование

следующих средств и форм обучения: метапредметы самостоятельные учебные предметы в учебном плане; метакурсы (элективные, по выбору и т.д.); метапредметный компонент в содержании учебного курса, который представлен:

метапредметными уроками: предметным уроком в сочетании с метапредметной темой [2, с. 104].

Кроме того, современному педагогу необходимо правильно оценивать

метапредметные результаты. Данная оценка предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, которая может проводиться в ходе различных процедур: итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, портфолио учащегося, оценочные листы наблюдения учителя или психолога.

Делая вывод, следует отметить, что своевременное внедрение метапред

метного подхода в обучении, правильная оценка и контроль, обеспечат более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстроменяющегося общества.

Используемая литература

1. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.

2. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М.

Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.- 39с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал об интеграции краеведения с предметами 1 ступени образования...

Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках в коррекционной школе.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьников  коррекционной школы возможностями сохранения здоровья в период обучения в школе, фо...

Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе

Уровневая дифференциация создаёт благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе....

Реализация принципов критериального оценивания на уроках математики.

 Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, с целью совершенствовать как содержание образования, т...