Проектная задача "Время и календари" 2012г.
проект на тему

Шапчиц Елена Адольфовна

Проектная задача "Время и календари" 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_zadacha._vremya_i_kalendari._2012g.docx83.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача «Время и календари»

Открытие проектной задачи

Притча о времени

http://1.bp.blogspot.com/-VHe1p_buvT4/T4q8U7MhlPI/AAAAAAAAAZA/y-y_Nhmw7GY/s320/2156_trnsMidTab3.jpg

«Время - самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды оглянувшись назад, вы увидели свое радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на все будет хватать!»

Притча о времени.

          Жил-был маленький Мальчик. Он бегал, прыгал и радовался жизни. И всегда ходило рядом с ним и радовалось его Время. Было оно большое, толстое, румяное - много его было, одним словом. Хватало времени на все и всегда: и в футбол с ребятами сыграть, и телевизор посмотреть. И не было у Мальчика проблем со Временем, а у Времени - с Мальчиком.
         Когда Мальчик подрос, у него появились товарищи и коллеги, появились так называемые Дела.  Каждое Дело требовало немного Времени. Мальчик отрезал от Времени понемногу: то машину починить, то с девушкой погулять. А Время идет за Мальчиком да улыбается - есть еще Время!
        Друзья, знакомые, коллеги приходили к Мальчику со своими проблемами и заботами. И каждое их дело требовало его Времени. Не всегда хотелось Мальчику убивать свое Время, но ему помогали другие люди. То сосед зашел вечером в гости просто так поболтать, то знакомый попросил в город с ним съездить, а то одному скучно. А тут еще трехголовый монстр ТЕТЕКО (телевизор, телефон, компьютер) каждый день свою долю требует.
        Оглядывался иногда Мальчик на Время, которое он сам кромсал, которое рвали на куски другие люди, но ничего не говорил: тут стыдно, тут страшно, тут неудобно. Пришел час, когда Время его погибло: не было больше Времени у Мальчика!
Пришел к нему сын и сказал:
- Папа, пойдем в зоопарк или в кино!
А он ему:
- Извини, сынок, у меня нет времени!
Позвонил отец и спросил:
- Как ты там, почему не звонишь?
- Извини, отец, у меня времени нет.

Формирование образа времени у дошкольников


В одном мгновении видеть вечность,
Огромный шар – в зерне песка;
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка

Предлагаемый материал представляет собой продолжение темы понимания детьми времени и пространства, поднятой в статье "Программа когнитивного развития детей в процессе психологической подготовки к школе"

Приведенные примеры использования литературных произведений, разнообразного методического материала позволят обогатить представления детей о времени, познакомить их с астрономическим временем, а также с психологическим его восприятием.

Образ (картина) мира формируется у детей на основе самопознания, знакомства и действия со следующими категориями пространства и времени: пространство самостроительства внутреннего Я; пространство самостроительства внешнего Я.
Дети, осваивая пространство и время, получают новые впечатления, познают мир и себя. Философ Мераб Мамардашвили утверждал: "Время есть предельное отличие предмета от самого себя. Пространство есть отличие одного предмета от другого".

Дети знакомятся и осваивают некоторые виды пространства: природное и социальное пространство, сновидения, мечты, фантазии, языковое пространство. Поэт и философ Велимир Хлебников говорил, что в пространстве языка осуществляется единство "пространства - времени".

Познают дети и пространство времен: прошлое, настоящее, будущее. С преемственностью времен дети знакомятся, когда узнают свои истоки, корни, происхождение, когда в семье стараются узнать, кто были их предки, составить генеалогическое дерево. Интересный момент: если изобразить условную линию времени, на которой прошлые события отмечаются слева, а будущие - справа, то наших предков, которые жили в прошлом, можно поместить, наоборот, справа, а не слева, потому что нас не было бы, если бы не было их.
Задачи, решаемые в ходе изучение данной темы:

  • развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • обучение использованию знаний в различных ситуациях.

Знакомя детей со временем, мы учим оперировать им. Представление о времени предполагает умение видеть себя во времени, раскрытие своих возможностей, приобретение новых способностей.

Время, как и пространство, выступает объектом познания. К примеру, в сельской местности время воспринимается не так, как в городе. В деревне род занятий людей непосредственно связан с природными (климатическими и погодными) явлениями, поэтому, как и в старину, сохранилась цикличность астрономического времени, в зависимости от сезона. Так, весной проходит посевная, летом - время ухода за растениями, осенью - сбор урожая и заготовка кормов, зимой - подготовка техники и заготовка удобрений, уход за животными.

В городе же время течет линейно. Городская жизнь менее привязана к природным явлениям. Создается искусственная среда: можно посадить зимний сад, загорать не летом, а круглогодично в солярии. Непрерывный технологический процесс обязывает людей работать на заводах не только днем, но и по ночам.


Да и времена года в последнее десятилетие не так явно различимы, например, снег может впервые выпасть в середине января. Зима в городах воспринимается не так, как в деревне. Снег в городе убирают, вывозят, он быстрее тает из-за подземных коммуникаций, выбросов заводов и фабрик. К тому же можно легко попасть из зимы в лето благодаря возможностям современного скоростного транспорта: всего за несколько часов зимой очутиться на пляже в жаркой стране. Исходя из сказанного, время воспринимается по-разному, в зависимости от места жительства человека.
Рассмотрим, какие художественные произведения о времени, игры, упражнения, беседы можно использовать и проводить в работе с детьми по данной теме.

Образ времени в художественных произведениях

Приведем примеры из книг, в которых время рассматривается в разных аспектах.

"Сказка о потерянном времени" Евгения Шварца. Однажды четыре волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Злые волшебники разведали об этом и стали ловить ребят, теряющих время понапрасну. Поймали волшебники ученика 3 класса Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили. А время, потерянное ребятами, волшебники забрали себе. И стали волшебники детьми, а ребята - стариками.
И лишь благодаря усилиям постаревшего Пети Зубова им удалось вернуться в свое время. Петя узнал секрет: если найти ребят, которые превратились в старых людей, и собрать их вместе, то они повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, и тогда старики снова станут детьми. Задача была не из легких. Очень трудно было отыскать дорогу к дому, в котором жили злые волшебники. И вот наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят. "Ах, время, время! - говорит Петя. - Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику - боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь".
Когда ребята стали крутить стрелки часов, волшебники спали. Проснувшись, они начали уменьшаться в размерах и затем совсем исчезли. Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. Чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Вопросы для беседы после прочтения:

  • Как можно сберечь время?
  • Что можно сделать полезного за 5 минут, за 1 час, за 1 день?


"Момо, или Странная история о ворах времени и о ребенке, который возвращал украденное время людям" Михаэля Энде.
В книге рассказывается о маленькой девочке-сироте, живущей в заброшенном амфитеатре в столице государства без названия. Несмотря на свою бедность, она имеет удивительную способность слушать и понимать людей, особенно детей. А те в свою очередь учатся у нее играть, мечтать, дружить. Но однажды в городе появляются странные Серые люди, которые считают, что надо экономить время, не тратя его на любовь и дружбу. Так они сами крадут время у людей.
Никто, казалось, не замечал, что, экономя время, он экономит в действительности нечто совсем другое. Никто не хотел признать, что его жизнь становилась все беднее, однообразнее и холоднее. Ясно ощущали это только дети, ибо на них не оставалось больше времени ни у кого. Момо пытается узнать, кто эти зловещие создания и что они сделали с ее друзьями. Свой поиск она ведет сквозь времена на пути к таинственному источнику жизни.

Вопросы для беседы после прочтения:

  • А вы хотели бы жить в таком городе с Серыми людьми?
  • Надо ли тратить время на любовь и дружбу?

Сказка "Мудрый Исправитель Недостатков" Пала Бекеша.
Будильник по имени Точное Время перестал показывать правильное время и отправился к волшебному Мастеру за помощью. Он рассказывает о себе своему спутнику: "Время-то я показываю, да не то, какое есть на самом деле. То больше, то меньше. Спешу или опаздываю на целые часы, дни, недели. Иной раз стрелки с места не сдвинешь, а то крутятся как оголтелые, будто хотят восполнить все упущенное время... У меня отсутствует чувство времени".
К тому же этот сказочный герой сочиняет стихи: "Шевельнулась стрелка - короткое движение, но каждый понимает, что прошло мгновение"; "Не успеешь моргнуть глазом - обознался целым часом","С плеч свалилось бремя - в вечность течет время". Поэтическое настроение Будильника помогает друзьям справиться с трудностями и спасти Мастера.
Спасенный Мастер говорит мудрую фразу: "Стрелки самых точных часов не укажут, как надо жить"
Психологический подтекст: те недостатки, которые у нас есть, могут обернуться достоинствами.

Книга "Детки Матушки Земли" немецкой писательницы Сибилл фон Олферс (в русской версии Ю. Шипкова) знакомит детей с цикличностью времен года. Это рассказ-аллегория о годовом цикле жизни растений. Впервые книга вышла в Германии в 1906 г. В России издавалась сто лет назад и была очень популярна. В 2012 г. она была переиздана.

I. Вопросы и задания.
1. Вопросы для размышления о времени:

Что длится дольше: урок или перемена?

Что короче: час или день? Минута или час? День или неделя? Месяц или год?

Где время может течь вспять?

Когда время идет медленнее: когда вы играете или когда вы чего-то ждете?

2. "Путешествие в будущее". Подумайте, как изменятся в будущем:

желудь, росток, гусеница, икринка, семечко;

лето, ученик, дерево зимой и весной.

3. Задание: "Если бы вы были дизайнером, какие часы вы придумали бы? Нарисуйте их"
4. Закончи фразу: "Время - это...".

II. Темы для обсуждения.
1. Обсудить с детьми картину Сальвадора Дали "Мягкие часы" ("Постоянство памяти"), на которой изображены "растекающиеся" часы. Здесь же можно предложить им придумать свои часы (см. выше задание 3).
2. Познакомить детей со стихотворением о времени поэтессы Ларисы Миллер, проанализировать его:
Четверг пока необитаем, К нему мы только подлетаем. И гаснет окон череда, Это кончается среда. И вот уже мы близко вроде К чему-то, чего нет в природе.
3. Обсудить с детьми английскую считалку в переводе Марины Бородицкой и выучить ее наизусть:

Кто родился в понедельник -
Будет беленький как мельник.
Кто во вторник - боковитым.
 А кто в среду - трижды битым.
Кто в четверг - бродягой вечным.
В пятницу - добросердечным.
Кто в субботу - к делу гож.
В воскресенье - всем хорош.

III. Игры и викторины.
1. Подвижная игра "Дядя Миша, который час?".
Инструкция. Считалкой выбирается водящий. Он становится лицом к стене, остальные участники стоят поодаль. Они спрашивают у водящего: "Дядя Миша, который час?". Если он скажет, к примеру, "три часа", то дети делают 3 шага к нему. И так до тех пор, пока не коснутся его плеча, после чего дети убегают, а водящий их догоняет.

2. Вопросы для викторины:
1) Какой день недели чаще всего упоминается в сказке про Винни-Пуха? ("Это было давно, еще в прошлую пятницу".)
2) Мэри Поппинс обещала своим воспитанникам остаться с ними до тех пор, пока...? (Не переменится ветер.)
3) Какие мультфильмы и сказки о времени вы смотрели? ("Падал прошлогодний снег", "Сказка о потерянном времени", "Двенадцать месяцев".)
4) Какой сказочный герой носил в кармане часы? (Карлсон.)
5) В какое время и чье платье превратится в лохмотья? (Платье Золушки в полночь превратится в лохмотья, если она задержится на балу дольше 12 часов ночи.)

IV. Беседы.
1. "Проблемная беседа". Примерные темы для обсуждения:

  • Почему завтра не становится сегодня?
  • Куда утекает время?

2. "Метафоры восприятия времени". Знакомство детей с переносным смыслом некоторых метафор.

"Время течет слева направо".
Можно показать детям два яблока - целое и надкушенное. Предложить им расположить эти яблоки на листе бумаги. Отметить, каким способом они это сделают. Дети расположат яблоки следующим образом: слева - целое, справа - надкушенное*

"Время утекает как песок".
Показать детям песочные часы. Предложить им рассказать о себе за то время ОЩУЩАЮТ ВРЕМЯ что песок будет пересыпаться в часах.

Можно использовать песочные часы и для того, чтобы дети могли почувствовать время. Например, предложить им закрыть глаза и открыть только тогда, когда, по их ощущениям, закончится отведенное время. Благодаря песочным часам будет наглядно видно, как дети ощущают время. Для этого задания можно взять песочные часы с разной длительностью (1, 2, 3 минуты).

"Время движется по спирали".
Показать детям спираль. Можно нарисовать улитку, раковина которой похожа на спираль. Объяснить: "Существует мнение, что все в мире движется по спирали. Каждый новый виток - это и знание прошлого, и развитие".

Инструкция № 1

  1. Прочитайте текст.
  2. Рассмотрите предложенные календари.
  3. Определите вид каждого календаря.
  4. Создайте свой сезонный календарь безопасности:

Первый сезон «Зима»

  1. На листе №1 в календаре допишите недостающие названия месяцев, дней недели, числа.
  2. Выделите маркером выходные и праздничные дни.
  3. Из перечня предложенных опасностей выберите  только 2 наиболее важные, которые подстерегают нас в это время года.
  4. В верхней части листа приклейте выбранные иллюстрации.
  5. Напишите 2-3 важнейших правила безопасного поведения в это время года.
  6. Оформите лист красочно.

Второй сезон «Весна»

      Лист № 2 оформите аналогично (точно также).

Третий сезон «Лето»

      Лист № 3 оформите аналогично (точно также).

Четвертый сезон «Осень»

Задания 1, 2, 5, 6 выполняются аналогично (точно также).

Задания 3,4 – придумайте и нарисуйте самостоятельно иллюстрации, которые расскажут об опасностях в осеннее время года (пользоваться готовыми иллюстрации запрещен

Инструкция № 2.

( Выступают все участники группы).

  1. Покажите, какой образ времени создала ваша группа.

    Расскажите   о нем.    

2. Покажите и расскажите о каждом виде  календаря.

3. Что добавила Ваша группа в сезонный  календарь? (подробно рассказать всем).

4. Какие  опасности  в свой сезонный календарь вы выбрали?

5. Какие  правила безопасного поведения для данного времени года предлагает ваша группа?

6. Что понравилось больше всего, какие трудности были в работе?

Приготовитесь отвечать на вопросы.

Виды календарей.

Календарь-таблица или книжка с перечислением чисел, дней недели, месяцев, и с различными справочными сведениями.                                    

       На территории древних поселений были обнаружены  причудливые глиняные пластинки с множеством отверстий. Позже выяснилось, что это - календари. Древние жители ежедневно переставляли палочки из одного отверстия в другое и так вели отсчёт времени.

        В настоящее время существуют  календари различных видов:

Настольный календарь - состоит из календарных листов, скрепленных спиральной скрепкой.

Настенный перекидной календарь- с тринадцатью страницами, где каждый прошедший месяц перекидывается через верх.

Отрывной календарь-книжка с отрывными листами.

Календари-домики. Настольный вариант календаря.

Календари-плакаты. Календари  с изображением.

Карманные календари. Небольшой календарик в виде таблицы. Его можно положить в карман.

Календарь-ежедневник. В нём много разных сведений и можно вести собственные записи.

     Содержание календарей так же бывает разным. Есть календарь знаменательных дат и событий, астрологический календарь, православный календарь, календарь рыболовов и другие.

Перечень (список) опасностей.  

1)Опасность  на воде.

2)Опасность на дороге.

3)Укусы клещей.

4) Ядовитые грибы.

5)Пиротехника.

6) Простудные заболевания.

7) Тонкий лёд на реке.

8) Пожар в лесу.

9) Обморожение.

10) Травмы.

11) Сосульки на крышах домов.

12) Наводнение.

13) Молния.

14) Гололёд.

15) Отравление лекарствами.

Рефлексия. Вопросы для групп.

  1. Ваше мнение  по вопросу актуальности проведения  семинара-практикума (подчеркните):
  • крайне актуально и важно (почему?) ___________________________________________
  • актуально
  • не уверен, что есть необходимость в проведении этого мероприятия.
  1. Готовы ли Вы  апробировать решение проектной задачи в своём классе?   _____________
  2. Соответствует ли данная работа возрастным особенностям учащихся вашего класса?(Да, Нет)
  3. Какие трудности могут возникнуть  в ходе организации проектной деятельности?  Что вам необходимо для   решения проектной задачи?  ________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Что нам даёт использование в работе решение проектных задач? _________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите наиболее удобные сроки по проведения мероприятия в классе «Решение проектных задач. Календарь безопасности».  ___________________________________________________
  2. Самооценка работы группы.

Участники группы

Вклад в работу группы

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Имя____________________

0         10

Упражнение «Мишень»

Желание работать                                                                              Понимание

в проектном режиме                                                                          материала

Настроение                                                                                                  

на семинаре                                                                                                Работоспособность

Оценка выступления групп.

Член ЖЮРИ_________________________

Критерии

1гр

2гр

3гр

4гр

5гр

6гр

Название группы

1.Точность и выразительность образа времени

(рисунок)

2.Классификация календарей

3.Представление правил безопасного поведения ВЕСНОЙ

4. Представление правил безопасного поведения ЛЕТОМ

5. Представление правил безопасного поведения ОСЕНЬЮ

6. Представление правил безопасного поведения ЗИМОЙ

7. Качество представления созданного группой календаря.

ВСЕГО

1б - низкий уровень (много ошибок)

2б - средний уровень – есть небольшие ошибки

3б - высокий уровень – нет ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....