Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 897.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, концепции «Перспективная начальная школа», авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой. Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
- Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012 год
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига /Учебник, 2012 год
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига /Учебник 2012 год
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012 год
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 40 ч., «Человек и общество» - 24 ч., «Правила безопасной жизни» - 4 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающийся научится:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающийся научится:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Кол-во часов | Решаемые проблемы | Понятия | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание | Дата проведения | ||
Предметные результаты | УУД | ||||||||
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) | |||||||||
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. |
| Как взаимодействует живая и неживая природа? | Живая природа Неживая природа | Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | Нарисовать экол. знак | ||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | Как воздействует человек на природу? | Живая природа Неживая природа | Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. | С.9-10 чит. з.1,2, с.2 (Р.т.) | |||
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших.. | 1 | Как воздействует человек на природу? | Живая природа Неживая природа | Научиться различать объекты неживой и живой природы. | С.11-12 чит.з.3,4 с.3 (Р.т.) | |||
4 | Где и как найти ответы на вопросы | 1 | Как взаимодействует живая и неживая природа? | Живая природа Неживая пр ирода | Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | С.13-16 чит. з.5-6, с4 (Р.т.) | |||
5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | 1 | Ищем ответы на вопросы в учебнике. | Опыт Наблюдение | Научиться работать с книгой как с источником информации. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. | Задание на с. 15 | ||
6 | Опыт и наблюдение. | 1 | Чем отличается опыт от наблюдения? | Опыт Наблюдение | Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. | Задание на с.16 | |||
Планеты и звёзды (5 часов) | |||||||||
7 | Земля. Модель Земли. | 1 | Как выглядит наша Земля? | Глобус Ось Экватор | Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | С.17-19 чит, отв. на вопр. | ||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | Почему на Земле день сменяется ночью? | Глобус Ось Экватор | Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | С.20-23 чит., з. 9-12 с.7-8 (Р.т.) | |||
9 | Звёзды и созвездия | 1 | Ориентация по звёздам | Полярная звезда | Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. | С.23-26 чит., з.14,15, с.9 -10 (Р.т.) | |||
10 | Планеты | 1 | Какие планеты Солнечной системы существуют? | Солнечная система планеты | Иметь представления о планетах Солнечной системы. | С.29-32 чит. , з.16,17 (Р.т.) | |||
11 | Движение Земли вокруг Солнца. | 1 | Какова причина смены времён года? | Солнечная система планеты | Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. | С.33 – 34 чит., з.19 (Р.т.) | |||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | |||||||||
12 | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | Как связаны живая и неживая природа? | Живая природа Неживая природа | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.35-38 чит. | ||
13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | Одно из важных условий жизни человека? | С.41-44 чит. | |||||
Свойство воздуха и воды (4 часа) | |||||||||
14 | Свойство воздуха | 1 | Какие свойства у воздуха? | Газообразные вещества | Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. | Л.: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.45-49 чит.з.23,24 (Р.т.) | ||
15 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | Кому и для чего нужна вода? | Круговорот воды в природе | Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе. | С.50-52 чит.,з.26 с.28 | |||
16 | Вода и её свойства | 1 | В каком состоянии бывает вода? | С.52-58 чит.з.29,30 (Р.т.) | |||||
17 | Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» | 1 | Что узнали о свойствах воды и воздуха? | Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | С.59-60 чит. | ||||
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа) | |||||||||
18 | Условия, необходимые для развития растений. | 1 | Какие условия необходимы для развития растений? | Теневыносливые Светолюбивые | Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. Знать условия, необходимые для развития растений. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: - осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | С.6163 чит.з.34,35 (Р.т.) | ||
19 | Корень, стебель и лист. | 1 | Какое значение играют в жизни растений корень, стебель и листья? | Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. | С.63-66 чит.,з.38(Р.т.) | ||||
20 | Питание растений | 1 | Как и чем питаются растения? | Фотосинтез | Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. | С.67-70 чит.з.40 (Р.т.) | |||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» | 1 | Что мы узнали о воздухе, воде и …. растениях? | Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | С.71-72 чит. | |||
Разнообразие растений (4 часа) | |||||||||
22 | Цветковые и хвойные растения | 1 | Какие растения относятся к цветковым и к хвойным? | Цветковые Хвойные | Научиться определять группы растений по их характерным признакам. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.73-75 чит., з.42 (Р.т.) | ||
23 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Места обитания дикорастущих растений? | Дикорастущие | Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | С.76-80 чит. З.46 (Р.т.) | |||
24 | Красная книга России. Правила поведения на природе. | 1 | Какие растения находятся под угрозой исчезновения? | Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. | С.81-85 чит.з.49 (Р.т.) | ||||
25 | Обобщение по теме «разнообразие растений» | 1 | С какими видами растений познакомились? | Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | С.86 отв. на вопр. | ||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) | |||||||||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | Для чего люди выращивают культурные растения? | Культурные растения | Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.87-91 чит.з.54 (Р.т.) | ||
27 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | Какие части культурных растений используют люди? | С.92-93 чит. | |||||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | Рассада Сеянцы | Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. | С.94-97чит. З.56,57 (Р.т.) | |||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | От чего зависит урожай зерновых? | Зерновые культуры | Знать важность зерновых культур в жизни человека. | С.97-100 чит. З.60 (Р.т.) | |||
30 | Растения сада | 1 | Как ухаживать за садовыми растениями? | Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.100-102 чит. | |||
31 | Сколько живут растения? | 1 | Сколько живут растения? | Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. | С.102-104 чит., з.63 (Р.т.) | ||||
32 | Размножение растений своими частями. | 1 | Один из способов размножения растения . | Черенок Отросток Семя Плод | Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. | С.105-106 чит. | |||
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | Что узнали о культурных растениях? | Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу. | С.107-108 отв.на вопр. | ||||
Грибы (3 часа) | |||||||||
34 | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. П.: -Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | С.109-112 чит., з.67 (Р.т.) | |||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 | Какие грибы съедобные, а какие несъедобные? | Знать отличительные признаки съедобных грибов. | С.113-115 чит. | ||||
36 | Как правильно собирать грибы? | 1 | Как правильно собирать грибы? | Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. | С.115-116 чит | ||||
Животные (8 часов) | |||||||||
37 | Разнообразие животных | 1 | Какие особенности внешнего вида и жизни животных? | Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.5-8 чит.,з.3-4,с.3 | |||
38 | Насекомые | 1 | Какие отличительные признаки насекомых? | Растительноядные Хищные | Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. | С.9-11 чит.,з.8 | |||
39 | Рыбы | 1 | Какие отличительные признаки рыб? | Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.12-14 чит.,з.11,12 (Р.т.) | |||
40 | Земноводные | 1 | Какие отличительные признаки земноводных? | Амфибии | Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма. | С.15-17 чит.,з.16(Р.т.) | |||
41 | Пресмыкающиеся | 1 | Какие отличительные признаки пресмыкающихся? | Научиться правилам поведения со змеями. Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. | 18-20 чит.,з.20 (Р.т.) | ||||
42 | Птицы | 1 | Какие отличительные признаки птиц? | Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц. | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | С.21-23 чит.,з.26(Р.т.) | |||
43 | Звери | 1 | Какие отличительные признаки млекопитающих? | Млекопитающие | Научиться определять млекопитающих среди других животных. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | С.24-25 чит.,з.28 (Р.т.) | ||
44 | Как животные защищаются | 1 | Как животные защищаются? | Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | С.26-28 чит.з.33 (Р.т.) | |||
Человек и животные (6 часов) | |||||||||
45 | Домашние животные | 1 | Какие особенности домашних животных? | Домашние животные | Научиться раскрывать особенности домашних животных. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | С.29-31 чит., з.36,37 (Р.т.) | ||
46 | Живой уголок | 1 | Какие обитатели могут поселиться в живом уголке? | Живой уголок | Научиться ухаживать за обитателями живого уголка. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | С.32-34 чит.,з.41,42 (р.т.) | ||
47 | Урок-экскурсия на станцию юннатов Живой урок в музей. | 1 | Юннаты | Научиться правилам поведения и обращения с животными | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. коле; П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||||
48 | Значение диких животных | 1 | Каково значение диких животных в жизни человека? | Дикие животные | Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | С.35-38 чит.,з.44 (Р.т.) | ||
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | 1 | Как человек заботится о дикой природе? | Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | С.39-40 чит.з.46 (р.т.) | |||
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 | Какие заповедники есть в нашем краю? | Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае. Научиться правилам поведения в походах. | С.41-42 отв. на вопр. | ||||
Человек и общество (4часа) | |||||||||
51 | Общение со старшими и сверстниками. | 1 | Человек – существо социальное, член общества. | Живое существо | Научиться работать с дополнительными источниками знаний | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | С.43-48 чит., з.50 (Р.т.) | ||
52 | Семья. Родословная. | 1 | Взаимоотношения в семье. Традиции. | Родословная | Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | Составить родословную | ||
53 | Младший школьник и классный коллектив | 1 | Отношения между школьниками | Совместная учеба. Внеурочная деятельность | Научиться работать с дополнительными источниками знаний | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Составить рассказ о классе | ||
54 | Человек как член общества | 1 | Взаимосвязь человека с другими людьми | Уважение к чужому мнению. Профессии людей | Научиться работать с дополнительными источниками знаний | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | С.49-53 чит., з.51, 52 (Р.т.) | ||
Правила безопасного поведения(5 часов) | |||||||||
55 | Режим дня | 1 | От кого зависит твой режим дня? | Личная гигиена Полезная пища Разнообразная пища | Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.66-70 чит.з.61 (Р.т.) | ||
56 | Расти здоровым. Питание и здоровье | 1 | Режим питания Охрана и укрепление здоровья | С.56-59, правила здорового питания чит.,з .59 (Р.т.) | |||||
57 | Чистота – залог здоровья. Берегись простуды | 1 | Как уберечь себя от беды? | Чистые руки. Простуда | Правила предупреждения заболеваний. | Л.: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | С.70-79 чит., Отв. на вопр. З.66, 67 (Р.т.) | ||
58 | Твоя безопасность на улице | 1 | Какие правила безопасности нужно соблюдать на улице? | Научиться соблюдать правила безопасности на улице. | С.80-85 чит.,з. 68м(Р.т.) | ||||
59 | Твоя безопасность дома | 1 | Какие правила безопасного поведения мы должны соблюдать? | Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома. | Л.: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Р.: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | С.86-90 отв. на вопр. | |||
Человек и общество (9часов) | |||||||||
60 | Имя города, села, посёлка. | 1 | Россия – наша Родина | Родина | Научиться работать с различными источниками информации. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | С.93-97 чит.,з.72, 73 (Р.т.) | ||
61 | Государственные символы России | 1 | Что такое государственные символы? | Герб, гимн, флаг | Знать государственные символы | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. | Составить рассказ о символах | ||
62 | История Московского Кремля. | 1 | Москва – столица России | Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой. | С.98-102 чит. | ||||
63 | Экскурсия в город | 1 | Предприятия, обслуживающие жителей города | Научиться анализировать полученную информацию. | С.103-106 чит.,з.76 (Р.т.) | ||||
64 | Общий дедушка | 1 | Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками | Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | С. 107-109 чит., з.79 (Р.т.) | |||
65 | День победы | 1 | Государственные праздники | Государственная символика | Научиться приводить примеры основных государственных праздников. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | С.110-113 чит. | ||
66 | День Конституции | 1 | С.114-117 чит., з..84 (Р.т.) | ||||||
67 | Итоговая проверочная комплексная работа | 1 1 | Научиться работать с различными источниками информации. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||||
68 | Обобщение по теме «В родном краю! | Россия – наша Родина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/24/picture-803193-1469354886.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-1045614-1530283696.jpg)
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1386644-1644753928.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1379151-1642562849.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...