Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
рабочая программа (2, 4 класс) на тему

Владимирова Елена Борисовна

Рабочая программа

по социальному направлению внеурочной деятельности

«Юные инспекторы движения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuid.docx103.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя школа»

Принято:                                                                                            Согласовано:        

На заседании ШМО                                                                 ________________  

классных руководителей                                                               Зам.  директора по ВР            

от   27.08.2015 г., №1.                                                                        _______________

                                                           

                                                                                                                                                                                                     

Утверждено приказом по школе от  28.08.2015 г. № 81/6

Рабочая программа 

по социальному направлению внеурочной деятельности

«Юные инспекторы движения»

Класс- 2-4

Сроки реализации- 1 год

Количество часов – 102  часа

Уровень - базовый

                           

Учитель – Владимирова Е.Б.       

с. Белый Яр

 2015 г.

Пояснительная записка

Данная модифицированная программа составлена на основе  Примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования  с учетом  требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования, нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • СанПиН,2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002),раздел2.9
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ№220\11-13 от 20.02.1999)  
  • Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Белоярская СШ»

Содержание программы курса тесно интегрировано с воспитательными мероприятиями в рамках плана воспитательной работы школы и способствует его реализации.

 Реализация программы рассчитана на два этапа:

         Первый этап (1-3 класс) – предусматривает пропаганду безопасного поведения на дорогах.  Получение знаний об основных правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках, проведение театрализованных игр с детьми, т к. эмоционально окрашенные сюжеты запомнятся куда лучше, чем сухо изложенные правила.

 Второй этап (4 класс) по пропаганде основ безопасности –  проводятся  ролевые игры, театрализованные представления. К подготовке мероприятий  привлекаются работники ГИБДД, родители. Пропаганда безопасного поведения на дорогах ведется и через творческие формы работы. Дети участвуют в конкурсах  плакатов и рисунков, отгадывают кроссворды по основам безопасности. Ребята анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить. В рамках программы учащиеся школы  приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам; усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной медицинской помощи. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы  по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа  способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения.  Она оказывает огромное влияние на формирование  нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.

 Актуальность программы заключается в том, что на нее имеется социальный заказ, программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени. Социальный заказ - на протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.  

Практическая значимость программы заключается в том, что её  содержание  будет способствовать  формированию  у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.  

Целями программы:

•       создание условия для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

•       формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;

•       обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.

Задачи:

     Образовательные:

  • Формирование знаниями, умениями и навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

  • Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

Развивающие:

  • Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
  • Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • здорового образа жизни и навыков самостоятельного физического совершенства.

 Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

 Занятия проводятся, как в кабинете, так  и на открытом воздухе (в теплое время года).

Программа предназначена для учащихся 1- 4-х классов, т.е. начальной ступени обучения.  Количественный  состав группы 12-15 человек.

Дети на занятия набираются в добровольном порядке, после собеседования с родителями.

На реализацию программы курса отводится 135 часов. Общее число часов в год:                       33 часа - первый год обучения, 34 часа - второй год обучения,  34 часа – третий год обучения,

34 часа – четвертый год обучения. Периодичность занятий – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия в 1 классе- 35 минут, 2-4 классах – 40 минут.

Количество внеаудиторных  занятий -  50 %. Содержание занятий курса расширяет познания учащихся в овладении умениями и навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Прогнозируемые результаты:

Личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

Приобретение учащимися  знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;

Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

Овладение  двигательными умениями и навыками, повышение культурного уровня.

УУД:

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося  будут сформированы:

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·       основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;

·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.

Ученик  получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·       адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·       осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;

·       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

Ученик  получит возможность научиться:        

·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;

·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·       строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·       осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся  получит возможность научиться:

·       учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса «Юные инспекторы движения» является сформированность следующих умений:

Второй год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

 Четвертый  год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

  Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Результаты

Система отслеживания результатов

Критерии оценивания

Периодичность

1

Формирование интереса к занятиям курса

Система посещений занятий курса.

Кол-во пропусков – не более 5%

Ежедневно/

По итогам года

2

Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Участие в конкурсах;

творческие работы учащихся.

Активное участие на занятиях на уровне группы.

Ежедневно/

По итогам года

3

Активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения.

Тестирование,

практические работы; выступления агитбригады.

Активное участие в театрализованных представлениях

 ( агитбригада)

По итогам второго периода.

Содержание программы

Второй класс

Дорожная азбука (13 часов)

Улица  полна  неожиданностей. Безопасность  на  улице. «Безопасный  путь : Дом-школа-дом».  Школа  безопасности. Движение  пешеходов  и  машин. Улица .Тротуар .Проезжая  часть. Где и  как  надо  переходить дорогу?  Дорожные  знаки. Дорожная  разметка  и  её  предназначение. Перекресток  и  его  виды. Итоговое занятие

 Наш друг – светофор (6 часов)

Светофор  и  его  сигналы. Сигналы  регулирования  дорожного  движения. Изучение  и  тренировка  в  подаче  сигналов  регулировщика.  «Красный, желтый, зеленый». Своими руками. Итоговое занятие

Мы – ЮИД (15 часов)

Мы -  пассажиры. Обязанности  водителей, пешеходов  и  пассажиров. Виды  транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила  поведения  в  общественном  транспорте. «Учимся  соблюдать  правила  дорожного  движения» . Что такое –хорошо?. ПДД. Мой друг – велосипед. Ремень безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Подготовка праздничной программы. Мы – ЮИД.

Четвертый  класс

Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)

Общие принципы оказания доврачебной помощи. Знай и умей. Я сам. Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи.

 

 Пропаганда ПДД (18 часов)

Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективе- безопасность. «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый. Школа светофорных наук. Встреча с интересными людьми. Дорожная азбука. «Перекресток». «Мой друг – велосипед». Автогородок. Безопасность на дороге. Автогородок. Оказание первой доврачебной помощи. Способы оказания первой доврачебной помощи. «Внимание, дети!». ЗОЖ. Дети-дорога.


Календарно-тематический план

Второй класс

№ занятия

Наименование темы

Содержание занятия/форма

Планируемые результаты обучения

Дата

             

             Личностные                                  УУД

план

факт

Дорожная азбука (13 часов)

Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

-объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

-в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;

-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Регулятивные

-определять цель деятельности;

-учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

1

Вводное занятие

«Улица и мы»

Мотивация на систематические занятия по программе. (теоретич)

2

Улица  полна  неожиданностей

« Обязанности пешеходов»

Экскурсия «Наше  село  где  мы  живем» (практич)

3

Безопасность  на  улице.

Сигналы светофора.

Викторина «Азбука  безопасности» (теоретич)

4

«Безопасный  путь: дом-школа-дом»  

Пешеходные переходы.

Разработка  схемы (Практич)

5

Школа  безопасности

Экскурсия «Я – пешеход» (Практич)

6

Движение  пешеходов  и  машин

Игровая  программа «Правильное  движение» (Теоретич)

7

Улица .Тротуар. Проезжая  часть.

Игра «Перекресток» (практич)

8

Где и  как  надо  переходить дорогу?  

Беседа (теоретич)

9

Дорожные  знаки

Конкурс  рисунков «Правила  дорожного  движения - наши  верные  друзья» (практич)

10

Дорожные  знаки

11

Дорожная  разметка  и  её  предназначение

Беседа (теоретич)

12

Перекресток  и  его  виды

Игра «Перекресток» (практич)

13

Итоговое занятие

Викторина (теоретич))

Наш друг – светофор (6 часов)

14

Светофор  и  его  сигналы

Беседа (теоретич)

15

Сигналы  регулирования  дорожного  движения

Игра «Сигналы  светофора» (практич)

16

Изучение  и  тренировка  в  подаче  сигналов  регулировщика

Игра «Регулировщик» (практич)

17

 «Красный, желтый, зеленый»

Развлекательная  программа  (практич)

18

Своими руками

Творческая мастерская (практич)

19

Итоговое занятие

Тестирование  по  итогам  программы (теоретич)

Мы – ЮИД (15 часов)

20

Мы -  пассажиры

Правила  пользования  транспортом (теоретич)

21

Обязанности  водителей, пешеходов  и  пассажиров

Викторина  «Мы  за  безопасность  на  дорогах» (теоретич)

22

Виды  транспорта (наземный, водный, воздушный)

Беседа (теоретич)

23

Правила  поведения  в  общественном  транспорте

«От  пешехода  до  пассажира» - игра (практич)

24

«Учимся  соблюдать  правила  дорожного  движения»

занятие – викторина (теоретич)

25

Что такое –хорошо?

Игра «Дисциплинированный  пассажир» (практич)

26

ПДД

Занятие в кабинете безопасности (практич)

27

Мой друг - велосипед

Основы безопасности при вождении велосипеда (теоретич)

28

Ремень безопасности

Беседа, просмотр фильма (теоретич)

29

Гимн ЮИД

Прослушивание и разучивание песни (практич)

30

ЮИД

Творческая встреча с ребятами из команды ЮИД (теоретич)

31

Безопасное лето

Беседа по безопасности (теоретич)

32

Вместе

Подготовка праздничного концерта (практич)

33

Подготовка праздничной программы

Подготовка агитбригады (практич)

34

Мы - ЮИД

Праздник, выступление агитбригады (практич)

Календарно-тематическое планирование

3  класс – 34 часа

№п\п

Дата

план

Дата факт

Тема занятия

Содержание занятия/ форма

Планируемые результаты обучения

Тема 1. Правила дорожного движения (13 часов)

1

Вводное занятие «Улица и мы»

Инструктаж

Беседа (теоретич)

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·       различать способ и результат действия.

Ученик  получит возможность научиться:        

·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;

·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·       строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·       осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося  будут сформированы:

·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·       основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;

·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.

Ученик  получит возможность для формирования:

·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·       адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·       осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;

·       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2

Обязанности пешеходов

Диагностика знаний детей по ПДД, анкетирование (теоретич)

3

Сигналы светофора

Игра «Светофор» (практикум)

4

Пешеходные переходы

Беседа (теоретич)

5

Правила поведения на улице

Викторина (практич)

6

Элементы улиц и дорог

Работа по таблицам (практикум)

7

Движение по улицам и дорогам

Беседа, игра (теоретич)

8

Переход улицы на нерегулируемом перекрестке

Беседа (просмотр фильма)

9

Сигналы регулировщика

Беседа (встреча с инспектором)

10

Дорожные знаки

Экскурсия в «Страну дорожных знаков» (теоретич)

11

Виды дорожных знаков

Игра (практикум)

12

ГИБДД – помощник и друг

Беседа (теоретич)

13

Игра (практикум)

                              Тема 2: Мой друг – велосипед! (5 часов)

14

Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части

Беседа о правилах езды на велосипеде. (теоретическое)

15.

Езда на велосипеде

Овладение умений безопасного вождения велосипеда. (Практикум)

16

Устройство велосипеда

Беседа.

17

Устройство велосипеда

Практикум

18

Фигурное вождение велосипеда

Освоение приемами моневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Практикум

Тема 3: Безопасность и правила безопасности (16 часов)

19

Общественный транспорт

Беседа «Правила для пассажиров»

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·       формулировать собственное мнение и позицию;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы;

·       использовать речь для регуляции своего действия;

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся  получит возможность научиться:

·       учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

20

Я –пассажир

Ролевая игра (практикум)

21

Правила безопасности пешехода

Инструктаж по безопасности

Работа творческой группы

22

Контроль знаний

Игра «Безопасная дорога»

23

ПДД и пешеход.  

Игра-викторина (практикум)

24

Правила безопасности пешехода

Беседа

25

Я- пешеход

Викторина. (практикум)

26

Я б в водители 

пошел, пусть меня научат!

Беседа «Правила для водителя»

27

Я – водитель!

Ролевая игра (практикум)

28

Поведение во дворах и парковых зонах

Анкета

29

Мой двор

Конкурсный рисунок (практ)

30

Запрещается, разрешается.

Закрепление о правилах поведения и дорожных знаках

31

Мастерская дорожных знаков

Изготовление запрещающих дорожных знаков (практикум)

32

В мире дорожных знаков

Игра – викторина (практикум)

33

Итоговый урок

Тест-опрос

34

Праздник

Безопасная дорога

Календарно-тематическое планирование

4  класс – 34 часа

№ занятия

Наименование темы

Содержание занятия/форма

Планируемые результаты обучения

                                                                                                       

Срок проведения

             

Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)

предметные                                   УУД

план  

факт

1

Общие принципы оказания доврачебной помощи

Беседа

-уметь разбираться в видах дорожных знаков;

-оказывать первую доврачебную помощь;

-знать и выполнять правила безопасного поведения пешеходов;

-знать правила поведения пассажиров и пешеходов;

-знать основы безопасности при езде на велосипеде.

Личностные

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

-объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

-в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;

-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Регулятивные

-определять цель деятельности;

-учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

2

Чрезвычайные ситуации на дороге

Просмотр фильма

3

Знай и умей

Беседа об основных умениях и навыках оказания доврачебной помощи

4

Я сам

Практическое занятие (тест)

5

Поведение при аварийной ситуации

Беседа

6

Техника наложения повязок

Мед практикум

7

Первая помощь при общих ранениях

Беседа

8

Наложение жгута и повязок

Мед практикум

9

Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей

Беседа

10

Остановка кровотечений

Мед практикум

11

Первая помощь при несчастных случаях

Беседа

12

Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца

Мед практикум

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

13

Первая помощь при ожогах и отморожениях

викторина

14

Транспортировка при различных видах травм

Мед практикум

15

Оказание первой доврачебной помощи

Круглый стол

16

Контроль знаний

Пропаганда ПДД (18 часов)

17

Знаешь ли ты правила дорожного движения?

18

В объективе- безопасность

19

«Друзья светофора»

20

Красный , желтый, зеленый.

21

Школа светофорных наук

22

Встреча с интересными людьми

23

Дорожная азбука

24

«Перекресток»

25

«Мой друг – велосипед»

26

Автогородок

27

Безопасность на дороге

28

Автогородок

29

Оказание первой доврачебной помощи

30

Способы оказания первой доврачебной помощи

31

«Внимание, дети!»

32

ЗОЖ

33

Дети-дорога

34

Мы-ЮИД


Третий  класс

Правила дорожного движения (13 часов)

 « Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД – помощник и друг.

  Мой друг – велосипед! (5  часов) 

Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. Езда на велосипеде. Устройство велосипеда. Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. Устройство велосипеда.

 Безопасность и правила безопасности ( 16часов)

ПДД и пешеход.  Правила безопасности пешехода. Безопасное пользование общественным транспортом. Общественный транспорт. Правила безопасности пешехода. Я- пешеход. Я б в водители пошел, пусть меня научат! Я – водитель! Поведение во дворах и парковых зонах.

Мой двор. Запрещается, разрешается. Мастерская дорожных знаков. В мире дорожных знаков.

Организация уроков контроля знаний учащихся

Приложение 2

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки.  В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как  подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

        5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому  кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

        9.Какие  знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как  называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?        

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы  вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили  вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о  правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СЧИТЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА 15 ВОПРОСОВ

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?        

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?        

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить  переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СЧИТАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА 7-8 ВОПРОСОВ

Тесты для пешеходов

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?        

           А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

           А - нет;  В - да;  С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

           А - да;  В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал;  С  - нет.        

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

           А - четыре (красный, желтый,  зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

               А - нет;  В - да;  С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?        

            А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

           А - после открытия дверей;  В - после остановки трамвая;  С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

           А  - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

               А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

            А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

            А - да;  В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

            А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;         С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

                    А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают  светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

            А пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов;  С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

             A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

             А - да; В - да, если нет травы и деревьев;  С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак  «Дети» ?

             А  - 1-й; В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

             А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?

              А на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и  пешеходов.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СЧИТЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА 15 ВОПРОСОВ

Тесты  для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

                А -    нет;  В - да;  С - да, пропустив транспорт.

2. К какой  группе дорожных знаков  относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

                 А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

                 А дружинник,  имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;

С  - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

                 А - да;  В - нет;  С - да,  при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

                А - да; В - нет;  С -  да,  при наличии удостоверения на право управления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте        под углом в 900?

                А правый  поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

                А - да; В - да, за спиной регулировщика;  С - нет.        .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

                   А -  да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

                А - да;  В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

                А - да, не создавая помех пешеходам;        В - нет;        С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

                А - да;         В - нет;  С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

                А - да;  В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

                А - да;  В -  да, если он  предназначен для велосипеда; С - нет.        

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?        

                        А - остановка запрещена;  В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных  средств.        

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

                         А - да;                В - нет;  С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

                 А - да;  В - нет;  С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?

                А - 1-й; В - 3-й;  С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

                А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?

                     А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной  3,5 м?

                 А   - нет;  B -  да; С - да, если хорошо закрепить.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СЧИТЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА 15 ВОПРОСОВ

Ответы на тесты:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Для

 пешеходов

А

В

С

А

А

С

В

С

В

В

С

А

С

С

С

С

С

А

А

С

Для велосипедистов

В

С

А

В

В

А

С

В

С

А

С

С

В

В

С

С

С

С

В

А

Контрольно-измерительные материалы

Тест “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.

Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет,

вертолет, воздушный шар).

1. Наземный транспорт

2. Воздушный транспорт

3. Предупреждающие знаки

4. Запрещающие знаки

5. Знаки сервиса

6. Сигналы светофора

7. Действия человека

НОРМА ДЛЯ ДЕТЕЙ 15-20 СЛОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП.

Методика “Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно

рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

1. Пешеходы всегда должны двигаться…….

2. Я никогда не нарушаю………

3. Светофор состоит из……..

4. Я знаю, что знаки бывают……..

5. Я помню случай, когда на дороге…….

6. Плохо, когда взрослые…..

7. Регулировщик, это человек, который…..

8. Пассажирам автобуса запрещается…….

9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно

рассуждать.

Тест “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и

воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и

затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо

самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными

персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,

разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ

должен состоять из полных предложений.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о

незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.

Тест “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам

дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина

милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,

такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей

части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,

остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней

правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех

пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,

указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

НОРМА ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-8 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.

Основные понятия.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.        

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на  дороге.        

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир -  лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога -  обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный  для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.

        Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.

        Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток  -  место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

 Пешеходный переход -  участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.

        Полоса движения         -  любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.        Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в  зависимости от категории дороги).

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.

 В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех  типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы  относятся к немеханическим транспортным  средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.        

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.        

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

        Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

        Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на  одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.

Литература:

  1. Азбука пешеходов: для дошкольников и детей начального школьного возраста. – М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  2.  Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  3. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  4. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  5. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  6. Учебно-методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  7. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В. И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный исследователь

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный исследователь...

Рабочая программа 1 класс Внеурочная деятельность ""Юный исследователь"

Рабочая программа 1 класс Внеурочная деятельность ""Юный исследователь"...

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности Юный эколог

Конспект на тему "Жалобная книга планеты Земля"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" и тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс....

Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"

Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...