Главные вкладки

    Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ.
    статья на тему

    Мижева Мадина Муратбиевна

    Информационно-аналитический отчет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21"

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК"

    Информационно-аналитический отчет.

    Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ.

    Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).

    От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

    Целью  моей  работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

    Задачи:

     - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

    - развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить;

    - сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах;

    -развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

    Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала использовать в своей педагогической деятельности инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

    В поисках решения проблемы я использую  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода,  компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых  технологий, педагогику сотрудничества,  развивающего обучения и ИКТ.

    Применение современных образовательных технологий происходит на каждом этапе урока:

    Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока.

    Этапы урока

    Используемые образовательные технологии

    Методы и приемы

    Актуализация знаний

    Игровые технологии

    Создание игровой ситуации

    Педагогика сотрудничества

    Совместная деятельность

    Здоровьесберегающий подход

    Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

    Психогимнастика

    Алгоритмическая разминка

    Сообщение темы и целей урока

    Проблемное  обучение

     Создание проблемной ситуации

    Педагогика сотрудничества

    Работа в группах, парах  Эвристическая беседа

    Информационно-коммуникативные технологии

    Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

    Работа по теме урока

     Создание проблемной ситуации

     Создание проблемной ситуации

    Работа в группах, парах Эвристическая беседа

     Работа в группах, парах Эвристическая беседа

    Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

    Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

     Создание проблемной ситуации

    Создание проблемной ситуации

    Работа в группах, парах Эвристическая беседа

     Работа в группах, парах Эвристическая беседа

    Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

    Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

     Создание проблемной ситуации

    Создание проблемной ситуации

    Физкультминутка

     Здоровьесберегающий подход

    Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

    Индивидуальная (самостоятельная) работа

    Индивидуальный и дифференцированный подход

    Разноуровневые задания

    Информационно-коммуникативные технологии

    Тестирование на ПК

    разноуровневые задания на ПК

    Подведение итогов урока

    Педагогика сотрудничества

     Коллективный вывод

     Подведение итогов в паре (сравнение)

    Гуманно-личностная   технология

    Создание ситуации успеха

    Рефлексия

    Гуманно-личностная   технология

    Создание ситуации успеха

    Здоровьесберегающий подход

    Тренинг «Я смог…что не получилось?»

    Игровые технологии:

            С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

        Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

    1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

    2.     При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

    3.   Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

    4.     Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

    5.      Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

    Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

    При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. В любой урок можно внести элементы игры. Вместо традиционного опроса на уроке литературного чтения устраиваю блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.

    Здоровьесберегающие технологии:

            Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

             Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. Довольно на уроках  мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, "Береги платье снову, а здоровье смолоду". "Болен лечись, а здоров берегись". "Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду".

    Личностно–ориентированный  подход:

            Использование парной и групповой работы . Начинала с 1 класса. Работа идёт поэтапно: 1. Работа в паре.

                      2 Работа в четвёрке (не надо переставлять парты)

                      3 Работа в малой группе(5 - человек).  У меня группы постоянного состава. Но при необходимости объединяю детей в группы сменного состава. Сильные составляют примеры самостоятельно, используя раздаточный материал. Дети послабее получают карточку-помогайку. Кому совсем трудно, работают под руководством учителя. Впервые работа ведётся при изучении интересных тем. Заранее мы заключили договор о культуре общения, экономии времени на уроке, составляем правила работы в группе. Вот пример одного задания: Какую одежду нужно выбрать для прогулки в лес? (1 группа). Для праздника? (2 группа).  Для уборки дома? (3 группа).  Для школы? (4 группа).  Существует много способов деления на группы, много форм групповой работы. Основные трудности: трудно прогнозировать время, всегда есть шум, трудно проконтролировать работу групп. Если берётесь внедрять групповую работу, необходимо делать это в системе, а не раз от раза. Это не означает каждый урок. Следует  помнить, что в 1 классе групповая работа не более 10-15 минут, во 2 классе не более половины урока, в 3-4 классах до 30 минут. Иначе появляется утомляемость.

    Исследовательская деятельность:

    Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его - исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучении, создающий базу для реальной полисубъектности в образовании, запускающий механизм саморазвития.

    Наиболее сложны и полезны в педагогическом плане для ребенка младшего школьного возраста теоретические исследования,  которые проводятся на основе изучения текстовых и иллюстративных источников. К таким источникам можно отнести: книги, фильмы, Интернет.

    Проекты и проектирование:

    В практике работы с детьми полезно и исследование и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают исследования более строгими, подчиненными определенной задаче. Нередко детские проекты бывают фантастическими. Они также полезны и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. Это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

    Применение ИКТ на уроке:

    Мультимедийная презентация.

    Одной из наиболее удачных форм используемых мною для  подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций в программе Power Point.

    “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

    Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

    Более того, презентация дает возможность мне, как педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

            Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении.

    При изучении нового материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.  

    При проведении устных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

    При проверке домашних работ: методика альтернативная, применяемая для самостоятельных работ.

             Разработанные методические пособия- презентации, созданные мной в программе Power Point, позволили отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении").

    Использование ЦОР в начальной школе позволяет:

    -  организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

    -  применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, моделирование объектов, явлений, процессов и др.;

    -  объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

    -  управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

    - создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

    -  оперативно обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

    Цифровые образовательные ресурсы созданы для:

    - обеспечения нового качества образования, направленного на современные формы обучения, высокую интерактивность за счет использования более широкого спектра средств наглядности и новых видов заданий для самостоятельной работы учащихся;

    - ориентирования учителя на достижение новых образовательных результатов – компетентностей, выражающихся в способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности (коммуникативные, познавательные, оценочные, практические);

    - обеспечения возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

    - учета возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся и существующих различий в культурном опыте учащихся;

    - ориентирования на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров) и на работу, требующую преимущественно нестандартных способов решения;

    - организации учебной деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации образовательного процесса;

    - приобретения учащимися опыта выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий (в первую очередь – тестовых).

    Технологии

    Предметы

    Обоснование применения

    Имеющийся или прогнозируемый результат

    1

    Информационнокомуникационные

    Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение

    -развитие интеллектуальных способностей, любознательности;

    - развитие настойчивости, умения концентрировать свои силы для преодоления возникающих трудностей;

    - усвоение знаний становится более качественным и прочным;

    2

       

    Технология

    здоровьесбережения

    Все предметы

    - здоровье сбережение приоритетное направление деятельности всего общества;

    Формируется культура здорового образа жизни; формируются личностные качества, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

    3

    Личностно–ориентированный подход

    (парная и групповая работа)

    Все предметы

    Учебное сотрудничество – особая форма отношения ребёнка и взрослого. Существует два аспекта сотрудничества:

    - сотрудничество обучающихся  как учебное взаимодействие;

    - сотрудничество учителя и обучающихся  как основа педагогического воздействия.

    Используются активные методы обучения: работа в парах, в малых группах и т. д.

    Обучающиеся становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение – умение самостоятельно учиться. Формируется детский коллектив, учебная мотивация.

    4

    Исследовательская деятельность

    Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение

    - развитие интеллектуальных способностей, любознательности;

    - развитие настойчивости, умения концентрировать свои силы для преодоления возникающих трудностей;

    - формирование мотивации к поисковой мыслительной деятельности через включение детей в поисковую деятельность.

    - у обучающихся формируется умение устанавливать связи объекта с другими, выделять существенные признаки, сравнивать объекты; анализировать и делать выводы.

     

    5

    Проектный метод

    Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение

    - развитие интеллектуальных способностей, любознательности;

    - развитие настойчивости, умения концентрировать свои силы для преодоления возникающих трудностей;

    - формирование мотивации к поисковой мыслительной деятельности через включение детей в поисковую деятельность.

    - у обучающихся формируется умение устанавливать связи объекта с другими, выделять существенные признаки, сравнивать объекты; анализировать и делать выводы.

    6

    Дифференцированное обучение

    Все предметы

    -подготовить учащихся к

    усвоению новых знаний;

    -обеспечить возможность

    дальнейшего их углубления ;

    -содействовать выравниванию знаний и умений

    учащихся.

     

    - усвоение знаний становится более качественным и прочным;

    4

    Игровая

    Все предметы

    - способствует успешной адаптации обучающегося к новой ситуации;

    - делает процесс познания доступным и увлекательным;

    - активизирует познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового

    - усвоение знаний становится более качественным и прочным;

    - сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья

    Вывод:

            Современные педагогические  технологии дали  положительный результат в  моей педагогической  деятельности. Применяемые мною элементы  данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся.  Использование педагогических технологий  дало мне, как учителю  продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему  выше сказанному – участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней и их результативность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

    Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

    Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

    В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

    Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

    Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций

        Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность...

    Использование на уроках, внеурочной и внеклассной деятельности современных образовательных технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС

    Использование на уроках, внеурочной и внеклассной деятельности современных образовательных технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС...

    Об использовании в практике работы современных образовательных технологий.

    Об использовании образовательных технологий: проектной деятельности, учебно-игровой, коллективного обучения в малой группе, объяснительно-иллюстративной технологии....

    Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

          Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...