Рабочие программы Школа-2100
рабочая программа на тему

рабочие программы Школа -2100 по всем предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_pogrammy-autasheva_zh.b.rar755.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/Ауташева Ж.Б..

Протокол № 1

«30» августа 2013 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское

__________/Айсина О.В.

 «02»сентября 2013 года

        «Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с. Калининское

_____________/Губанова И.М.

Приказ №     « 03» сентября 2013г ода

Муниципальное общеобразовательное учреждение –         средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по музыке 2-4 классы

на 2013-2016 учебные года

Ауташевой Жемес Булатовны,

учителя начальных классов

1 квалификационной категории

с.Калининское Марксовского района Саратовской области

2013 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1–4 КЛАССЫ

I. Пояснительная записка.

1.1.Нормативные ссылки:

-Конвенция о правах ребенка.

-Конституция Российской Федерации.

-Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования

-Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области».

-Примерная основная образовательная программа начального  общего образования.

-Примерные программы по учебным предметам: изобразительное искусство 1-4  классы.

- Авторская программа  О.А. Куревиной, Е.В, Ковалевской «Изобразительное искусство»  1-4 классы «Образовательная система «Школа 2100».

-Устав муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

-Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.

1.2. Цели и задачи обучения.

Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

– расширение художественно-эстетического кругозора;

– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

– освоение простейших технологий дизайна и оформления;

– воспитание зрительской культуры.

1.3.Общая характеристика программы.

      Рабочая программа по изобразительному искусству для 1- 4 классов составлена на основе примерной основной образовательной программы  начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программы  О.А. Куревиной, Е.В, Ковалевской «Изобразительное искусство» «Образовательная система «Школа 2100».

      Рабочая программа по «Изобразительному искусству» предназначена для реализации в начальной школе, ориентирована на обучающихся 1-4 классов. Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство».

Сроки реализации рабочей программы «Изобразительное искусство »- 2013-2016 гг.

Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой

изобразительной деятельности, которая дает возможность не только

отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно

участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы,

Поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

1.4. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс. Предмет «Изобразительное искусство» относят к предметной области «Искусство». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана начального общего образования. На каждую учебную неделю с 1-го по 4-й класс выделяется по одному уроку, 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.

1.5.Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;


б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический кон- текст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• понимать, в  чём  состоит работа художника  и  какие качества нужно в себе развивать, чтобы  научиться рисовать;

• понимать и уметь  объяснять, что такое форма,  размер, характер, детали,  линия,  замкнутая  линия,  геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

• знать и  уметь   называть основные цвета спектра, понимать и уметь  объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

• знать и уметь  объяснять, что  такое орнамент, геометрический орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

•  учиться  чувствовать  образный характер различных  видов линий;

• учиться  воспринимать  эмоциональное звучание цвета и  уметь рассказывать о том,  как это  свойство цвета используется разными художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

рисунка;

аппликации;

построения геометрического орнамента;

техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для  графики.

6. Иметь представление об искусстве  Древнего  мира.

2-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

• понимать и  уметь   объяснять, что  такое круглая скульптура, рельеф,  силуэт, музей, картинная  галерея, эскиз, набросок, фактура,  штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь  объяснять, что такое растительный орнамент;

• уметь   описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• учиться чувствовать образный характер различных произведений  искусства, замечать и понимать, для  чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•  учиться  воспринимать эмоциональное звучание тёплых  или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

аппликации;

гравюры;

построения растительного орнамента с  использованием раз- личных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками;

• работы гуашевыми красками.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (городецкая роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Третьяковская галерея).

6. Иметь представление об искусстве  Древнего  Египта.

3-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их  особенностях  (натюрморт, пейзаж, анималистический  жанр,   батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь  объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой  круг, штриховка, тон,  растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и  его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь  объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и  уметь   объяснять, что  такое театр, театральная  декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описывать, в чём состоит образный характер

различных произведений;

• уметь  рассказывать о том,  какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она  влияет на  настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Русский  музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой

Руси.

4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер

различных произведений;

• уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и пере- дачей  формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобрази- тельного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

•  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.


                                     II. Содержание учебного предмета

1-й класс

Цвет и форма (33 ч)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетическое в действительности и в искусстве.

Эстетический идеал в искусстве разных народов.

Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.

Сюжет.

Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

II. Основы композиции.

1. Мера – соотношение части и целого.

2. Тождество– абсолютное равенство. Зеркальность изображения.

3. Гармония в жизни и искусстве.

4. Соотношение частей.

III. Из истории развития искусства.

Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.

Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника –закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

2. Художественно_изобразительные: изобразительный материал,

инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Содержание программы

1. Художественно_графические материалы (рисовальная бумага,

акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические

материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение.

Выявление эстетического в простом материале.

Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш,

уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.

Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.

2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами.

3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.

4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.

Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы,

составлять модели из 2–3-х частей разной формы.

5. Компоненты изобразительной деятельности:

– изготовление и подготовка к работе палитры;

– способы разведения и смешивания красок;

– нанесение точек, линий, мазков;

– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;

– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;

– работа по мокрому листу;

– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)

6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).

Виды работ

Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).

Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.

Знакомство с орнаментами.

Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).

Декорирование интерьера.

Работа пастелью (нанесение, втирание).

Знакомство с сангиной. Гризайль.

Первобытная живопись.

Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).

Знакомство с пейзажем.

Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).

Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).

Знакомство с городским пейзажем.

Передача представлений о величине предметов, об их строении.

Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).

Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.

Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).

Мозаика. Работа локальными мазками. Бумагопластика.

Создание портфолио.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об

эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности

должны знать:

– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для

создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор,

орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Должны уметь:

– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение),

реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики.

– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться

средствами художественной деятельности;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую

практическую работу, осуществлять контроль качества результатов

собственной практической деятельности;

самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.

2-й класс

Поверхность и фактура (34 ч)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетические категории как выражение целесообразности в жизни и искусстве.

Прекрасное в природе, человеке, труде.

Композиция в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Композиция как часть и целое.

Настроение в искусстве.

Колорит.

Движение и статика. Изображение движения через композицию.

Движение животных и его изображение в искусстве.

Отражение чувств и мыслей человека в различных жанрах.

Основа художественного образа.

II. Основы композиции.

Соотношение всех компонентов в произведении искусства.

1. Движение – основа материи и форма ее существования.

2. Жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет.

3. Правда и правдоподобие.

III. Из истории развития искусства.

Искусство Египта и Античности –истоки классики.

Общехудожественные умения: самостоятельная организация рабочего места в соответствии с используемым материалом; с помощью

учителя проведение анализа образца (задания) с опорой на чертеж,

рисунок, схему, инструкцию, планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом), владение основными и смешанными цветами.

Понятия:

1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и вымысел.

2. Художественно-изобразительные: цветовой спектр, светотень,

иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация, эскиз.

Содержание программы

1. Художественно-графические и природные материалы.

Краски натуральные (природные: мел, графит, луковая шелуха,

морковь, свекла, грецкий орех) и искусственные (акварель, гуашь).

Виды рисовальной бумаги (акварельная, ватман), ее свойства.

2. Самостоятельная организация рабочего места.

3. Основы композиции.

Представление о линейной перспективе.

Изображение относительной величины предметов.

Психологические характеристики цветовых тонов.

Физические закономерности света и тени, зависимость изображения от времени суток и характера освещения, отражение.

Колорит.

3. Компоненты изобразительной деятельности.

– способы получения цветового спектра (через струю воды, линзу);

– основные цвета солнечного спектра;

– смешивание главных цветов красок для получения составных

цветов.

4. Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок,

живопись, иллюстрация, узор.

5. Искусство иллюстрации.

Творчество книжных графиков.

6. Знакомство с творчеством театральных художников (Васнецов,

Бенуа).

7. Синкретичность народного искусства.

8. Региональный компонент.

Виды работ

Отработка основных приемов получения цвета, оттенков и использование их в работе.

Самостоятельно подбирать светлые и темные тона путем смешивания с белилами и черным цветом.

Передача настроения через цветовые сочетания.

Передача линий различного характера при помощи штриха, росчерка, зигзага.

Передавать относительную величину предметов в композиции.

Уметь выделять и изображать смысловой центр цветом, величиной,

расположением объектов.

Передавать фактуру материала: способы передачи фактуры: гладкая, пушистая, прозрачная и т.д.

Знакомство со светотенью: возможности передачи формы предмета.

Передача холодного и теплого света, дневного и ночного освещения.

Передача эмоционального состояния в рисунках по замыслу, с натуры.

Работа с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по- сырому»).

Знакомство с жанровой живописью.

Художественный контекст: рисование на литературные и музыкальные сюжеты.

Изображение человека в рисунке и живописи.

Изображение природы в рисунке и живописи.

Изображение натюрморта в рисунке и живописи.

Декоративное и конструктивное моделирование:

– создание эскиза;

– знакомство с декоративным искусством народов России.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об

эстетических категориях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление

о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:

– названия красок натурального и искусственного происхождения,

основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов

из главных, особенности передачи светотени, особенности передачи холодного и теплого света; виды материалов, обозначенных в программе,

их свойства и названия.

Должны уметь:

– работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»), смешивать главные цвета красок для получения составных

цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной

перспективы; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

– ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности.

3-й класс

Мелодия рисунка (34 ч)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи.

Воображение и образ.

Соответствие формы и содержания в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра. Пропорции.

II. Основы композиции.

1. Форма и содержание.

2. Игрушка.

3. Пропорции.

III. Из истории развития искусства.

Искусство эпохи Средневековья и Возрождения – духовная классика.

Общехудожественные умения: под наблюдением учителя проведение анализа образца (задания), планирование последовательности выполнения художественно-практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом), овладение навыками передачи перспективы, создание колорита,

выполнение наброска и прорисовки.

Понятия:

1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, пропорции.

2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета –

воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика,

прообраз, пропорции, набросок, прорисовка деталей.

Содержание программы

1. Пластические материалы и их свойства.

2. Основы композиции:

– воздушная перспектива, пропорции;

– соответствие формы и содержания художественного произведения.

3. Компоненты изобразительной деятельности:

– холодные и теплые цвета;

– смешивание основных цветов красок для получения холодного и теплого колорита;

– набросок, графика;

– бумагопластика.

Единство формы и содержания в живописи.

4. Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.

Образ эпохи.

5. Развитие навыков работы в эстетическом контексте (по литературному источнику, по музыке).

6. Архитектура как вид искусства.

7. Знакомство с творчеством архитекторов: Казаков, Баженов, Растрелли.

8. Региональный компонент.

Виды работ

Закрепление навыков работы с различными графическими материалами.

Использование в пластических работах природных и синтетических

материалов (глины, пластилина, бумаги и др.).

Использование в работе элементов объемного изображения: 2–3-х и более цветов.

Выделение смыслового центра картины и подчеркивание его.

Умение передавать воздушную перспективу цветом.

Передача в рисунке пропорций изображения.

Изготовление декоративных и сувенирных изделий из соленого теста,

пластических материалов.

Использование эмоционального значения колоритов.

Использование разных видов графики: минотипии, линографии, граттажа.

Передача движения средствами динамики рисунка.

Использование предварительного наброска и прорисовки мелких деталей на заключительном этапе работы.

Совершенствование умения работы графическими материалами для передачи объема, фактуры, светотени.

Создание изобразительного образа, используя знакомые техники и свойства графики и живописи.

Закрепление умения самостоятельно применять различные техники живописи в работах по замыслу.

Иллюстрирование произведений литературы, музыки.

Создание графических набросков архитектурных проектов.

Знакомство с творчеством художников родного края.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об

эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.

По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:

– представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

Должны знать:

– холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов и их свойства; законы цветоведения.

Должны уметь:

– выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций

предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы; оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;

– ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.

4-й класс

Все краски жизни (34 ч)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Законы построения произведения искусства.

Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.

Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция).

Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.

Театр как синтетический вид искусства (образ обрамления и оформления).

II. Основы композиции.

1. Средства художественной выразительности.

2. Обобщенные знания о единстве формы и содержания как средства существования изобразительного искусства.

III. Из истории развития искусства.

От искусства Нового времени к искусству современности.

Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства и связи утилитарного и эстетического в них.

Общехудожественные умения: самостоятельное проведение анализа замысла, планирование последовательности выполнения художественно-практического задания, контролирование качества (точность, аккуратность) выполненной работы, владение средствами художественной выразительности, создание художественного образа в единстве формы и содержания.

Понятия:

1. Культурологические: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, музейная культура,

анализ художественного произведения.

2. Художественно-изобразительные: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре (ритм, колорит, фактура, композиция), ассоциации, свет и тень, пленэр, декорации.

Содержание программы

1. Общее представление о художественных материалах.

Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.

2. Основы композиции.

Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного художественного изобразительного (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура) и пластического образа (фактура материала, его пластичность).

3. Компоненты изобразительной деятельности.

Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень).

Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.

Простейший анализ художественного произведения (художественный образ как единство формы и содержания), его структура.

Роль эмоционального состояния при создании художественного образа.

Знакомство с особенностями современного дизайна, фотографии,

компьютерной графики.

Восприятие художественного образа как средство гармонизации человека в контексте художественного процесса.

Музеи мира.

Региональный компонент.

Виды работ

Использование различных материалов в соответствии с художественным замыслом.

Конструирование трансформера.

Закрепление навыков пользования средствами художественной

выразительности: цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура. Их роль в создании образа.

Знание особенностей технологического процесса создания художественного образа в зависимости от используемого материала (получение и моделирование цвета, набросок и прорисовка, смешанные техники и др.)

Коллаж.

Связь художественных ассоциаций с жизненными впечатлениями человека и их передача в образе.

Знакомство с компьютерной графикой. Пользование фотошопом.

Знакомство с основами дизайна. Сценический дизайн, сценография.

Оформление книги.

Дизайн одежды. Театральный костюм.

Знакомство с музеями мира (обзор): Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр, Уффици).

Знакомство с музеями родного края. Создание классного музея.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни

и искусстве; средства художественной выразительности; единство

формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные,

визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический

вид искусства.

По художественно-творческой изобразительной деятельности

должны иметь:

– представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.

Должны знать:

– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи,

скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Должны уметь:

– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;

под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании

.

Календарно-тематическое планирование на каждый год обучения дано в приложении.

IV.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        Авторская программа по  изобразительному искусству О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Образовательная система «Школа 2100». Баласс, 2012

        Учебники «Изобразительное искусство» 1-4 классы «Разноцветный мир» О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской  Образовательная система «Школа 2100». Баласс, 2011

        Рабочая тетрадь «Разноцветный мир», 1–4-й классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.Образовательная система «Школа 2100». Баласс, 2013

        

Дополнительная литература для обучающихся.

Список электронных учебно-методических комплектов:

1.Шедевры русской живописи. Издательство «Кирилл и Мефодий». 2008г

2.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Интерактивный мир» 2001г.

3.Эрмитаж. искусство Западной Европы. ЗАО «Интерсофт» 2008г

4 История искусства. Издательство «Кирилл и Мефодий». 2008г

Технические средства:

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, ноутбук.

1. Программа обеспечена учебниками «Изобразительное искусство» «Разноцветный мир», 1 класс (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская)

2.Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 1 классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями.

3. В процессе реализации программы возможно использование учебников «Технология», 1 класс (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности, помогающий решить задачу общекультурного развития.

4. О.А. Куревина, Е.А.Лутцева «Прекрасное рядом с тобой». Методические рекомендации. .М.: «Баласс» 2009.

5. Изобразительное искусство и компьютер: методические материалы по курсу изобразительного искусства для начальной школы / Отв. О.В. Кузнецова. – Железногорск:

6. Уроки  технологии  1-4 классы. Современная школа. Издательство Глобус. Москва

      7. .    Большая детская энциклопедия. Мировая художественная культура. ИДДК. ООО Хорошая погода». Россия. 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Рабочие программы_Школа 2100_1 класс

Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...

рабочая программа школа 2100

рабочая программа...

Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: математика....

Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:русский язык....

Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс

Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:  литературное чтение....