"Преемственность между ДОУ и НОУ"
презентация к уроку

Презентация к выступлению на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к выступлению334.91 КБ
Файл priemstvennost-gotovo.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность между дошкольным и начальным образованием «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений.»- так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Слайд 2

Дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России

Слайд 3

Приоритетные задачи непрерывного образования детей: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального бла­гополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любо­знательности, произвольности, способ­ности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, иг­ровой и других видов активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Слайд 4

Задача дошкольного образования О беспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей .

Слайд 5

Задача начальной школы О казание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип педагогики.

Слайд 7

О снования для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования Состояние здоровья и физическое развитие детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированость их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Слайд 8

Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения завышенные требования к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев ) недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу

Слайд 10

Этапы решения составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; проведение таких мероприятий, как: « День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.; работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора); планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Слайд 11

Т ри основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием Методическая работа. Работа с родителями. Работа с детьми.

Слайд 12

Дети- это чудо света, я увидел это сам. И причислил чудо это к самым чудным чудесам. Мы пред будущим в ответе: наша радость, боль и грусть. Наше будущее- дети… Трудно с ними, ну и пусть. В наших детях наша сила, внеземных миров огни. Лишь бы будущее было столь же светлым, как они!



Предварительный просмотр:

Преемственность между

дошкольным и начальным образованием

на современном этапе реализации ФГОС

 Преемственность между дошкольным и начальным образованием на современном этапе реализации ФГОС

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений »

- так писал Василий Александрович Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу- это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошел как можно «мягче», «безболезненно» необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.

   В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно- образовательной деятельности. Согласно новому Закону дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.

         Закон «Об образовании» предусматривает возможность подготовки к школе всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в концепции это-:

—    приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

— формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;

— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

—   включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. 

Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип педагогики.

Ребенок по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях:

- коммуникативно- личностной,

- познавательной,

- речевой,

- художественно- эстетической,

- и в области физического развития.

  В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

 3. Умственные и нравственные способности учащихся.

 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие осуществляется крайне слабо, подчас, практически отсутствует? С какими же проблемами мы сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

  1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

 Непосредственный контакт педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике — практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

 .3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

            В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

   В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к не успешности в последующем обучении.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование

 Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

 Механизмом решения является последовательное выполнение следующих этапов:

1. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

2. проведение таких мероприятий, как:

 «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

3. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

4. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

5. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

6. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

   Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

Существует и другой путь решения поставленного комплекса задач - общетеоретическое решение проблемы на основе компонента «готовность к школе». Наталья Федоровна Виноградова характеризует данный компонент как сформированностъ на необходимом уровне тех качеств личности ребенка, которые делают этого ребенка учеником, т.е. помогают ему учиться. Слово «учиться» понимается в данном случае в прямом смысле - «учить себя», т.е. владеть учебной самодеятельностью.

Согласованная и дружная работа педагогов и всех специалистов ДОУ с учителями школы позволит оценить адаптацию выпускников дошкольных учреждений, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей позволит добиться положительных результатов в работе.

 Итак, проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Преемственность между ДОУ и начальной школой".

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка....

Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

План работы по реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ

Данный план можно использовать для реализации Программы преемственности между МБОУ СОШ и МДОУ...

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...