Системно- деятельностный подход посредством включения младшего школьника в проектную деятельность
статья на тему

Голикова Виктория Васильевна

Особенности работы с младшими школьниками в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golikova.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Голикова В.В.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №9 г.Енисейск

Системно - деятельностный подход в обучении посредством включения  младших школьников в проектную деятельность

Современная школа ставит своей целью создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов. Достижение этой цели также возможно  и в рамках деятельностного  подхода. Одной из  форм системно-деятельностного подхода является организация  проектной деятельности в  обучении. Учитель развивает в учащихся   умения самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к условиям жизни, в которых мы находимся, ориентироваться в информационном мире, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Стандарт  второго поколения выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Уже в начальной школе ученик учится находить, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. Работая над проектом,  обучающийся проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.   Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию ее субъекта. В результате возникает субъект- субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». Происходят изменения и в организации учебной деятельности школьников, в ней следует выделить 5 основных компонентов:

- учебно- познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот субъект»;

-действие целеполагания, «что я должен сделать»;

-планирование решения ( как и в какой последовательности  я должен решить задачу);

-решение задач;

- рефлексивно- оценочные действия ( все ли я правильно сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели)

    Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Отсюда чрезвычайно важно  показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Необходимо учитывать то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на интересы детей.

Раскроем выделенные компоненты применительно к проектной технологии по Т.И.Шамовой, Т.М. Давыденко.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения

познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

Главной педагогической целью любого проекта являются приобретенные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

         В младших классах скорее всего, не будет идти  речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект.

    Работая над проектами, приучаю учеников к самому слову «исследование». Многие проектные работы носят коллективный характер. Тематика проектов определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

    В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение мини - исследований. Например, готовясь к городской научно- практической конференции, ученики выполнили несколько проектов «Плесень- кто это или что это?», «Зеленый друг на подоконнике» и пр. . В ходе выполнения проекта ученики с помощью взрослых учились:

        - отбирать необходимую информацию;

           -структурировать собранный материал;

        - интервьюировать членов семьи;

        - составлять устный рассказ;

        - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на презентацию. 

        При изучении малых литературных жанров на уроке обучения грамоте, ребята провели мини - исследование о том, что такое пословица, поговорка, чем они отличаются и с какой целью употребляются в предложениях и в речи.

     На уроках русского языка ученик не просто проводит мини - исследование, но и готовит вопросы к нему для одноклассников. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для облегчения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.).

        Кроме того, если известно, что кто-то из обучающихся умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ему возможность проявить себя.

        

         Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.

        Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

        Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. [5]

        В связи с переходом на ФГОС второго поколения, учителю начальных классов необходимо не только научить учащихся читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, сформировать мотивацию к обучению, осознавая, что результаты понадобятся для чего-то в будущем. Координировать интересы ученика, быть тьютором, экспертом, руководителем проектной деятельности.

Список литературы:

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 112 с.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Программа универсальных учебных действий – М.: Просвещение, 2010.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2010.

6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

Интернет-источники

  1. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат.- Режим доступа: URL:http://www/ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

  • 1-2 минуты;
  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;
  • Возникновение проблемной ситуации.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 мин;
  • Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

  • 7-8 мин;
  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;
  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;
  • Вопросы:
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем ещё надо поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника

Выступление по теме "Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника. Презентация...

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...