Образовательное событие по произведению Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей"
проект (4 класс) на тему

Людмила Микрюкова

Материал содержит задания для индивидуальной работы учащихся, план работы мастерской, презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное событие по произведению Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Задания для индивидуальной работы. Работа с текстом.

 Николай Носов

«Приключения Незнайки и его друзей»

(отрывок)    

  1. Прочитай текст, подчеркни новые для тебя слова.

            В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

      Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, и поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые прически. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем, почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами.

       В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много.

       В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил еще в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком.

       Однажды Незнайка с друзьями отправился в путешествие и попал в соседний город. И вот, что он там увидел.

         По обеим сторонам улицы Зеленого города тянулись заборчики, плетенные из тонких ивовых прутьев. За заборчиками виднелись красивые домики с красными и зелеными крышами. Над домами возвышались огромные яблони, груши и сливы. Деревья росли и во дворах и на улицах. Весь город утопал в зелени деревьев и поэтому назывался Зеленым городом. Чистота вокруг была необычайная. Во всех дворах работали малышки. Одни из них подстригали ножницами траву, чтобы она не росла выше положенного роста, другие, вооружившись метлами, разметали дорожки, третьи усиленно выколачивали пыль из длинных половиков. Этими половиками в Зеленом городе застилали не только полы в домах, но даже тротуары на улицах. Во многих дворах дорожки тоже были застланы половиками, а стены домов даже снаружи были   завешаны пестрыми, красивыми коврами.

            В Зеленом городе имелся водопровод, сделанный из стеблей тростника. Как известно, стебли тростника внутри пустые, и по ним может течь вода, как по трубам. Эти трубы не лежали прямо на земле, а были прикреплены к деревянным столбикам на некоторой высоте. Поэтому трубы не гнили и могли служить очень долго, хотя и требовали постоянного наблюдения и ремонта. От главной трубы, которая находилась на улице, шли ответвления к каждому дому. Поэтому в каждом доме имелась водопроводная вода. Кроме того, перед каждым домом имелся фонтан. Это было очень красиво и полезно, так как бившая из фонтанов вода использовалась для орошения огородов. В каждом дворе имелся свой огород, где росли репа, редиска, свекла, морковка и даже арбузы, сладкие, как мёд.

          Незнайка заметил, что в городе живут только малышки и удивился, почему?

        Жители города объяснили, что здесь  остались только малышки, потому что все малыши поселились на пляже. Там у них свой город, называется Змеевка.

       - Почему же они поселились на пляже? - спросил Незнайка.

       - Потому что им там удобнее. Они любят по целым дням загорать и купаться, а зимой, когда река покрывается льдом, они катаются на коньках. Кроме того, им нравится жить на пляже, потому что весной река разливается и затопляет весь город. Они ездят  на лодках и спасают друг друга от наводнения. Они очень любят разные приключения.

        Путешественникам стало интересно посмотреть на этот город, и они отправились туда. В городе Змеевка деревья  не росли, зато повсюду росло много цветов. Дома здесь были очень красивые. Над каждой крышей возвышался шпиль, украшенный сверху либо деревянным петухом, либо беспрестанно вертевшейся игрушечной ветряной мельницей. Многие из этих мельниц были снабжены деревянными трещотками, которые беспрерывно трещали. Окна каждого дома были снабжены специальными решетчатыми ставнями. Они  пропускали в комнаты достаточно света и в то же время прекрасно защищали стекла от футбольного мяча, когда жители играли в свою любимую игру. Над городом там и сям реяли бумажные змеи. Запускать змеев было самым любимым развлечением жителей, отчего город и получил свое название. Этих змеев жители снабжали специальными гудками. Разноголосое гудение змеев сливалось с треском мельничных трещоток, в результате чего над городом стоял непрерывный гул.

        Когда такой змеиный гул надоедал всем жителям этого города, они запускали  бумажных змеев с мелодией похожей на колыбельную песню. Тогда Змеевка превращалась в райский уголок, куда любили собираться путешественники и путешественницы из соседних городов.

  1. Подумай, сколько в  тексте частей. Раздели его на части.
  2.  Подчеркни в тексте:

красным цветом - названия городов;

синим цветом  - те места, в которых говорится о внешнем виде малышей и малышек;

зеленым – любимые занятия жителей.

Заполни таблицу.

Назва-ние города

Почему город получил такое название

Жители города

Любимые занятия

F:\Изображение.jpg



Предварительный просмотр:

Образовательное событие по произведению Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Мастерская жителей Цветочного города « Дорога домой»

  1. Приветствую вас в Мастерской жителей Цветочного города.  (Слайд 2)

Вспомните, пожалуйста, какое приятное событие объединило и сдружило жителей всех трех городов. (бал) Но пришла пора расставаться.

Сценка

- Я очень рада, Незнайка, что мы с вами теперь друзья, - ответила Синеглазка. - У меня есть интересное предложение. Давайте писать друг другу письма. Сначала вы напишете мне письмо, а потом я вам.

- Зачем же письмо? - растерянно пробормотал он. - Мы ведь недалеко живем. Можно и так поговорить.

- Ах, какой вы скучный, Незнайка! Вы ничего не хотите для меня сделать. Ведь это так интересно - письмо получить!

- Ну, хорошо, - согласился Незнайка. - Я напишу письмо.  

-Да, да. Вы напишите мне письмо, и расскажите в нем, о том, как вы с друзьями  добирались домой.

- Ребята, а вы любите получать письма? Серьезно?  А сами умеете писать письма?  (Выйти в социальную сеть  ВКонтакте).

Правила написания письма Приветствие, текст, слова прощания (Слайд 3)

(Слайд 4) Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались)

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Введение в содержание

(Слайд 5)  На другой день Знайка и его товарищи выступили в поход. Решено было путешествовать пешком. Воздушный шар лопнул, и его трудно было починить, да к тому же и не было попутного ветра. Впереди всех шел Знайка, за ним доктор Пилюлькин, потом Винтик и Шпунтик, а за ними остальные малыши-коротыши. Незнайка шел позади всех.

Проблемный вопрос

(Слайд 6) А куда идти, в каком  направлении? Как сориентироваться?

(Слайд 7) Ориентирование без компаса. 

В полдень, в 13 часов, Солнце почти точно находится на Юге, около 7 часов утра – на Востоке, а в 19 часов на Западе.

Ориентирование по небесным светилам.

Полярная звезда расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является точным и надежным ориентиром для определения направления на географический север. Сначала надо найти Большую Медведицу, затем отложить в одну линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ковша Малой Медведицы.

Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.

Растущая Луна находится на западе.

Убывающая Луна – на востоке.

Ориентирование по местным признакам.

Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.

Алтари православных церквей и колоколен  обращены к Востоку, колокольни к Западу. Приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви указывает на Север, а опущенный на Юг.

Ориентирование по звуку.

Полезно знать, что днем в равнинной местности выстрелы из охотничьего ружья слышны на расстоянии 3-5 км, шум движущегося поезда - до 10 км, грузового автомобиля - 1 км, громкий крик - до 1,5 км, лай собаки - до 3 км. Ночью, когда исчезают многочисленные шумы, слух обостряется и дальность слышимости различных звуков  увеличивается в несколько раз.

Практическая деятельность

(Слайд 8) Самый надежный помощник – это компас. Но у нас его нет. Как быть?

( Изготовить самим.)

(Слайд 9-11) Изготовление компаса по инструкции

Вам понадобятся:

 Стеклянная или керамическая емкость с пресной водой (металлические не подойдут, так как будут искажать магнитное поле).

 Иголка

 Кусочек плавучего материала (пробка, пенопласт, поролон)

Сборка самодельного компаса

Отрезать небольшой кусочек плавучего материала. Самое важное, чтобы он был такого размера, чтобы обеспечить плавучесть закрепленной на нем иголки и в то же время, чтобы он имел такой размер, что силы поверхностного натяжения воды и силы сопротивления были пренебрежимо малы — это необходимо, чтобы обеспечить точность показаний.

 Изготовить стрелку. (Игла у нас будет выполнять роль стрелки).  Для начала необходимо сделать так, чтобы один конец иголки был намагничен, а другой нет. Если под рукой есть магниты, то намагнитить иглу-стрелку можно с их помощью. Если же магнитов нет, то можно просто подержать один конец иголки над пламенем в течение 25-35 секунд, после чего этот кончик будет размагничен. И так, стрелка готова. Намагниченный ее конец будет указателем на Север, а ненамагниченный — на Юг.

Закрепить иголку-стрелку к поплавку. Удобнее всего аккуратно проткнуть поплавочек иголкой по оси симметрии. Такое крепление простое и в то же время надежное.

Поместить поплавок со стрелкой в емкость с водой таким образом, чтобы стенки емкости не мешали вращению стрелки. Компас готов.

Компас

Магнитную стрелку на Север манила

 Какая-то всем непонятная сила.

 И вот разгорелись научные споры,

 Что тянет её в ледяные просторы?

 Медведи, тюлени, коварные льды?

 А может сиянье полярной звезды?

 А вдруг оттого эта стрелка дрожит,

 Что видит, как в воду ныряют моржи?

-  Как вы считаете, в чём секрет? Почему стрелка указывает на север?  Ответы детей.

- Науке давно известно, что наша планета Земля обладает особыми свойствами. Земля– это магнит с двумя полюсами С и Ю.

По земле проходят невидимые линии от Юга к Северу. Под действием магнитных сил, стрелка-игла, которая тоже намагничена, устанавливается в определённом направлении.

Удобно идти с таким компасом?

(Слайд 12) Правила пользования компасом

  1. Как сориентировать компас. 

Прежде чем брать компас в поход, необходимо проверить его исправность. Для этого нужно поднести к стрелке компаса любой металлический предмет и вывести его из равновесия. Убрав предмет стрелка компаса должна остановиться на том же месте. Если этого не происходит – компас неисправен!

Ориентация компаса: 

Положить  компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

Закрепить стрелку  компаса неподвижно.

Повернуть корпус компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.  

Компас готов к работе.

Путь домой (ориентирование по компасу – Незнайка идет вместе с ними)

- И куда вы отправляетесь?

- В  Цветочный  город.

- Где этот город?

- Там, - неопределенно махнул Незнайка рукой. - На Огурцовой реке.

- Ни разу не слышала про такую реку. Должно быть, далеко.

- Очень далеко, - подтвердил Незнайка.

- В каком направлении двигаться поможет вам вот эта подсказка.

Маршрутный лист.

Начните движение от доски.

На Ю-З 11 шагов

На З 18 шагов

На С-В 6 шагов

На С-В 11 шагов

На С-З 4 шага

На З 11 шагов

На З 4 шага

На С 11 шагов

На Ю-В 4 шага

На З 15 шагов

На Ю-В 83 шага

На Ю-З 69 шагов

На С-З 84 шага

На Ю-З 4 шага

На Ю-В 3 шага

На Ю-З 11 шагов

На С-З 4 шага

На С-В 30 шагов

На Ю-В 5 шагов

Вы добрались до … ?

Встреча друзей  в Цветочном городе.

- Гунька! - воскликнул Незнайка, узнав своего друга, и протянул вперед руки.

Гунька взвизгнул от радости и бросился к Незнайке, а Незнайка побежал навстречу ему. Приятели чуть не столкнулись лбами и остановились посреди улицы. Гунька с гордостью и любовью смотрел на своего друга, ставшего знаменитым путешественником, а Незнайка смотрел на него с виноватой улыбкой. Они крепко обнялись.

-  Гунька, ты мой лучший друг, и мы опять вместе. Мне нужно написать письмо о том, как я возвращался домой. Ты мне поможешь?

Алгоритм написания письма и его отправки (через социальную сеть, библиотека). Написать синквейн (или о том, что делали в Мастерской).

Рефлексия. Добрались до цели? Как?

Кому не понравилось путешествие – хлопните 1 раз, чуть-чуть понравилось – 2 раза, понравилось – похлопайте в ладоши.

Повторение домашнего задания. Написать синквейн.

 

                      Маршрутный лист.

Начните движение от доски.

На Ю-З 11 шагов

На З 18 шагов

На С-В 6 шагов

На С-В 11 шагов

На С-З 4 шага

На З 11 шагов

На З 4 шага

На С 11 шагов

На Ю-В 4 шага

На З 15 шагов

На Ю-В 83 шага

На Ю-З 69 шагов

На С-З 84 шага

На Ю-З 4 шага

На Ю-В 3 шага

На Ю-З 11 шагов

На С-З 4 шага

На С-В 30 шагов

На Ю-В 5 шагов

Вы добрались до … ?

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово

Домашнее задание: написать стихотворение, по теме мастерской (чем занимались) и отправить

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – одно слово


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерская жителей Цветочного города Проект «Побег из классной комнаты» Микрюкова Л.А.

Слайд 3

Правила написания письма Слова – приветствия, обращение к адресату Текст письма Слова - прощания

Слайд 4

Домашнее задание Написать стихотворение 1 строка – одно существительное 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение из четырех слов 5 строка – одно слово

Слайд 5

На другой день Знайка и его товарищи выступили в поход. Решено было путешествовать пешком. Воздушный шар лопнул, и его трудно было починить, да к тому же и не было попутного ветра. Впереди всех шел Знайка , за ним доктор Пилюлькин , потом Винтик и Шпунтик , а за ними остальные малыши-коротыши. Незнайка шел позади всех.

Слайд 6

? ? ? А куда идти, в каком направлении? Как сориентироваться?

Слайд 7

Ориентирование без компаса Ориентирование по небесным светилам Ориентирование по местным признакам Ориентирование по звуку

Слайд 8

Ориентирование по компасу ?

Слайд 9

Инструкция по изготовлению компаса Вам понадобятся: Стеклянная или керамическая емкость с пресной водой Иголка Кусочек плавучего материала (пробка, пенопласт, поролон)

Слайд 10

И нструкция Отрезать небольшой кусочек плавучего материала Изготовить стрелку Закрепить иголку-стрелку к поплавку Поместить поплавок со стрелкой в емкость с водой

Слайд 11

Компас

Слайд 12

Правила пользования компасом Положить компас на горизонтальную поверхность (или ладонь ) Закрепить стрелку компаса неподвижно Повернуть корпус компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки

Слайд 13

Доброго пути!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....

Тест по произведению Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Глава. 9-10

Тест по произведению Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей". Глава. 9-10...

Речевое поведение на примере анализа речевой характеристики Незнайки, героя произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»

Поведение – сложная категория, учитывающая не только физические действия, но и характер речи, то, что и как герой говорит. В этом случае мы говорим о речевом поведении, что часто бывает принципи...

Тесты по произведениям А.Н.Толстого "Приключения Буратино..." и Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Данные тесты подготовлены для учащихся начальной школы в рамках Года Литературы. Материал можно использовать на уроках внеклассного чтения или во внеурочной деятельности. Предлагаю листы для учащихся ...

Сценарий музыкальной сказки по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Мероприятие направлено на развитие у младших школьников интереса к творчеству Н.Носова, к театральному искусству, артистических способностей....