Главные вкладки

    Технология оценивания образовательных достижений
    статья на тему

    Руссулова Татьяна Вячеславовна

    Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

    1-е правило.    ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

     Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

    Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).

    Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

    2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

    Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

    Для реализации этого правила учащиеся осваивают порядок действий по самооценке.

    Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

    1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

    4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

    Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований

    (см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.

    5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

    Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.

    6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?

    – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

    – В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

    – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

    7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

    8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

    3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? 

    По числу решённых задач. 

    За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

    4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

    В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

    Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Разрабатываются три группы таблиц:

    таблицы предметных результатов;

    таблицы  метапредметных  результатов;

    таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

    Отметки заносятся в таблицы результатов.

    Обязательно (минимум):

    • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
    • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

    По желанию и возможностям учителя (максимум):

    • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

    «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

    5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

    Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

    За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

    За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

    Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

    6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? 

    По признакам трёх уровней успешности. 

    Согласно уровневому подходу к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им или ею требований ФГОС. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

    Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений.

    Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

    Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

    • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
    • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

    Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

    Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

    Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по традиционной 5-балльной  шкале (переосмысленной и доработанной с помощью плюсов):

    Уровни успешности

    5-тибальная шкала

    Не достигнут необходимый уровень

    Не решена типовая, много раз отработанная задача

    «2» – ниже нормы,

    неудовлетворительно

    Необходимый уровень («хорошо»)

    Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

    «3»

    норма, зачёт, удовлетворительно.

    Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

    «4»  хорошо.

    Полностью успешное решение (без ошибок и

     полностью самостоятельно)

    Повышенный (программный) уровень(«отлично»)  

    Решение нестандартной задачи, где потребовалось  либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

    «4+»  близко к отлично.

    Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

    «5»  отлично.

    Полностью успешное решение (без ошибок и

     полностью самостоятельно)

    Максимальный (необязательный) уровень

    («превосходно»)

    Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

    либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно

     усвоенные умения

    «5+»

    Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

    «5 и 5»  превосходно.

    Полностью успешное решение (без ошибок и

     полностью самостоятельно)

     

    7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?

    Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

    Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

    Итоговая оценка за ступень начальной школы  это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

    • комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»  совокупность всех образовательных результатов);
    • результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
    • результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

    Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введения ФГОС и конкретизации состава и содержания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Описание системы контроля

    В системе оценивания предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

    Оценка диагностических работ по УУД

    В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.

    Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл.

    Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на  какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

    Описание этого состояния словами – это качественная оценка.

    Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.

    Эти оценки и отметки не переводятся напрямую в 5-тибалльную шкалу. Однако они соотносятся с качественными оценками по уровням успешности, если задания диагностических работ отнести к необходимому (базовому) или к повышенному (программному) уровням.

    Максималь-ный уровень

    «Превосходно»

    В заданиях повышенного (программного)уровня успешно выполнено 61100 % действий

    Повышенный (програм-мный)

    уровень

    «Отлично»

    В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 5060 % действий

    Необходимый

    уровень

    «Хорошо»

    В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61100% действий

    «Нормально»

    («зачёт»)

    В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 5060% действий

    Технологический пакет

    При оценивании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используется технологический пакет:

    рабочий журнал учителя (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);

    дневники школьника для начальной школы (включающий таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки);

    сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;

    электронные приложения к учебникам, включающие электронные проверочные работы

    Вопросы, которые могут возникнуть при оценивании учебных успехов.

    Где найти время для развития умения самооценки?

    1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.

    2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.

    3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).

    Как обучить детей порядку самооценки?

    1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

    2-й шаг: После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

    3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

    4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.

    5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

    Ученик всегда может отказываться от отметок или есть исключения?

    Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). В этом случае учителю необходимо заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал, и отказаться от отметки ученики не смогут.

    Как отметки за контрольные работы отличать от текущих отметок?

    За задачи, решенные в ходе контрольных (проверочных) работ по итогам темы, группы тем, отметки ставятся всем ученикам. В Таблице результатов они, в отличие от текущих отметок, обводятся в кружок. Это своеобразный «зачёт», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность − то, как ученик овладел умениями на основе знаний по изучаемой теме.

    Когда ученик ОБЯЗАН пересдать материал контрольной работы?

    Если ученик не справился с какой-то задачей (заданием) проверочной работы или не присутствовал на ней, то:

    1-й шаг. В соответствующей графе (графах) Таблицы требований ставится кружок без отметки.

    2-й шаг. Учитель напоминает ученику, что до определённого срока (например, до конца четверти) ученику необходимо пересдать соответствующий материал, пока не будет продемонстрировано успешное решение.

    3-й шаг. Когда ученик пересдаёт соответствующий материал, в кружке ставится отметка, и только она учитывается при выведении итоговой отметки за учебный отрезок (четверть, триместр и т.д.).

    Как быть, если ученик ХОЧЕТ пересдать и получить отметку выше неудовлетворительной?

    Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

    1-й шаг. В Таблице требований в кружках выставляются все отметки, полученные за данную проверочную работу.

    2-й шаг. Ученик принимает решение, какие отметки (виды заданий проверочной работы) он будет пересдавать.

    3-й шаг. В установленном порядке (см. ниже) ученик пересдаёт материал.

    4-й шаг. Прежняя отметка в таблице требований стирается, и на ее место в кружке ставится более высокая отметка.

    Кто и когда принимает решение о пересдаче материала контрольной работы?

    1-й шаг. Учитель заранее оговаривает с учениками порядок реализации их права на пересдачу: когда и как это можно делать.

    2-й шаг. После проверки контрольной работы учитель раздаёт тетради с отметками.

    3-й шаг. Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, не называя учеников, которые их допустили.

    4-й шаг. Ученики просматривают свои работы, могут аргументированно оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки), осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).

    5-й шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!» и спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу (задание) из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает сроки и порядок пересдачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация по теме:" Технология оценивания образовательных достижений"

    в презентации представлена система оценивания, разработанная Даниловым Д.Д.( программа "Школа 2100")...

    Технология оценивания образовательных достижений

    Презентация "Технология оценивания образовательных достижений (учебных умений)....

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

    Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)

    Презентация:"Введение  технологии оценивания образовательных достижений  в школе I ступени  как средство развития  оценочной самостоятельности  младших школьников". (обобщение...

    Технология оценивания образовательных достижений

    Технология оценивания  образовательных  достижений  разработанная  в  образовательной  системе  "Школа  2100"...

    Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

              В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

    Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...