Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства".
методическая разработка по окружающему миру ( класс) на тему

Шеремет Наталия Валерьевна

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_voda_i_eyo_svoystva.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (Перспективная начальная школа)

Тема раздела: свойства воды

Учебный предмет, класс: окружающий мир, 2 класс

Тема урока: вода и её свойства

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Оборудование урока:

  1. 1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.
  2. 2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.
  3. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  4. Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка, зеркальца, пипетки.
  5. Вещества для проведения опытов: вода, соль, сахар, песок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. 1. Мотивация
  2. (самоопределение к деятельности)

Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

 А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

А вы являетесь почемучками?

Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм.

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

  1. 2. Введение в тему урока
  2. (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использования проблемных ситуаций)

1.Посмотрите на слайд. Что вы видите?

2. Но посмотрите, почему так произошло?

 Мрачное дно морей и океанов, покрытое толстым слоем соли. Пересохли реки. Горы тоже разрушились. Ни куста,

ни цветочка, ни единого живого существа. И безоблачное небо необычного цвета.

4. Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

.Отвечают на вопрос(картину природы).

Выдвигают гипотезы.

Сравнивают со своим ответом увиденное.

Высказывания и предположения.

Записывают в рабочий лист.

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и  цель деятельности на уроке.

  1. 3. Постановка учебной задачи

Ребята, а что мы уже знаем  о воде? Говорят она везде?

Так для чего же нужна вода на Земле?

Вот сколько мы уже знаем. А может быть этого достаточно?

И мы зря здесь сегодня собрались?(падает стакан)

Дети , что это? Что произошло?

О чём это говорит? Как вы думаете почему, чего мы ещё не знаем и что нам предстоит узнать?

Открывается вторая часть темы   « и её свойства»

Как вы думаете какие цели нам предстоит урока решить?

Для этого я вам предлагаю открыть научную лабораторию, а нам с вами стать учёными. Как вы думаете одному учёному

Под силу сделать новые открытия , поэтому мы с вами будем работать в паре. Напомню правила работы в паре. Роль экспериментатора будем выполнять по очереди. А наши научные открытия записывать на лист исследования.

Отвечают (в луже, море, океане, леднике, на плите кипит и т.д.)

Отвечают ( в быту, средст-во гигиены, дорога, кормит)

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Высказывают своё мнение

Отвечают(изучить свойства воды)

Регулятивные:  целеполагание;  коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

.

1 опыт. Пипеткой на зеркальце выпустить воду. Вода растекается. Если зеркальце наклонить, то вода потечёт в сторону наклона.

Вывод-вода имеет свойство текучести.

 

2 опыт. Какой вкус имеет вода? Проведём опыт с закрытыми глазами. Определи воду из предложенных жидкостей (сок, вода,чай)

 

Вывод-вода не имеет вкуса. Например- уксус!

НЕ всякая водица для питья годится.

3 опыт. Возьмите стакан с водой. Но прежде как вы думаете как это правильно сделать? На расстоянии!

Вывод- вода на имеет запаха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4 опыт. Какой опыт с водой ежедневно?

Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

– Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.)

– Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Запишите результаты ваших наблюдений в карту:

  • Соль – растворяется в воде.
  • Речной песок – не растворяется в воде.

–– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

Опыт 5.

– Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)

Опустим туда маленький деревянный кубик.

Что произошло с кубиком? Выльем вместе с кубиком в блюдце. Что произошло с кубиком? Что произошло с водой?

Вывод - вода не имеет форму.

– Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.)

– Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, растекается.)

– Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт 6.

Уберите кубик. Посмотрите, хорошо ли виден рисунок? О чём это говорит.

Вывод- вода прозрачна.

Опыт 7. Проведём сравнение. Чем отличается чай, сок от воды по внешнему виду.

Вывод- вода бесцветна.

Опыт 8. Сделаем заготовку для нашего опыта и оставим на время.

Вывод-вода бесцветна.

Вот сколько свойств воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Важно ли это знать человеку? Докажем. Разделимся на группы.

Проведение опытов.  Распределение обязанностей между учащимися: экспериментаторы (проводят опыты),), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата).

Проводят самоконтроль.

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательности коммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Каждой группе я дам открытое свойство воды.

А вы должны определить где это свойство применяет

человек? На карточке есть подсказка номер страницы.

Вы должны найти ответ, вместе обсудить.

Выбрать кто будет выступать от вашей группы.

Сравним с эталоном.

Выделяют утверждения.

Делятся на группы обсуждают вопросы, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

Классифицируют полученные данные. Сравнивают их и анализируют.  Группы выступают со своими выводами.

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления  

6. Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Как вы думаете мы достигли цели урока?

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?  Пользуясь данными выражениями расскажите.

У вас на парте лежат капли воды.

Теперь, зная её свойства, какой цвет капельки выбрали бы вы, самый нужный для человека.

Ручей безупречно чистой воды у нас получился.

 А есть ребята кому было не интересно?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение    

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Задание на дом

Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. Подумайте, что значит живая и мёртвая вода. Предлагаю составить рассказ

На тему "Вода добрая и злая".

Записывают задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о свойствах полезных ископаемых. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о свойст...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...

Технологическая карта урока окружающего мира «Свойства воды» (УМК "Школа России", 3 кл., 2 ч.)

Тип урока: КомбинированныйЦель урока: ознакомление учащихся с условиями для формирования умения определять основные свойства воды.Задачи урока:Дидактические: Начать формировать знания о...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его свойства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с воздухом, его составом и свойствами; формулирование понятия о ветре и причинах его возникновения; ознакомление со значением воздуха для живых орган...

Технологическая карта урока окружающего мира «Вода. Свойства воды» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления воде и её свойствах.Задачи урокаДидактические:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды;2. Формировать пр...