Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
материал (4 класс) на тему

Пучкова Ольга Владимировна

Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Связь личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx56.66 КБ

Предварительный просмотр:

2.1 Программа формирования у обучающихся универсальных

учебных действий

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более

быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.

Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время

устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде

конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более

востребованными.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования определил в качестве главных

результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные

учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования

является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих

школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного

присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки

(ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов

целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и

сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего

образования, положенными в основу данной программы, являются:

– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и

умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего

условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– появление самосознания младшего школьника как личности: его

уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир,

иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой

деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели,

готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои

действия и поступки;

– становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего

общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,

принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового

вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку,

толерантного в общении;

– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт.

– сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе

приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры,

стремления к творческой самореализации;

– появление ответственного отношения к сохранению окружающей

среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных

ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у

учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий

одновременно с формированием предметных умений.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия,

обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий

перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале

какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других

предметов.

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Система универсальных учебных действий представлена в таблице 1.

Таблица 1

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки,

нравственная ориентация)

Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или

«плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе

человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и

познания нового;

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в

«прекрасном» и отрицания «безобразного»;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и

творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных

людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением

в обществе и т.п.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими

заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация

к познанию, учёбе)

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе

неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских

гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка

разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных

мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера),

«что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в

соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция,

российская и гражданская идентичность)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого

изменяющегося мира, в том числе

- объяснять, что связывает тебя:

- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,

- с земляками, народом,

- с твоей Родиной,

- со всеми людьми,

- с природой;

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего

народа и всей России;

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать

им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные,

гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

- искать свою позицию в многообразии общественных и

мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур,

мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и

уважения;

- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не

допускать их оскорбления, высмеивания;

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том

числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила

поведения, способствующие ненасильственному и равноправному

преодолению конфликта.

ПОСТУПКИ

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых

ситуациях, на основе:

- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою

причастность,

- базовых российских гражданских ценностей,

- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности

мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур,

позиций, мировоззрений,

- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного»,

«красивого», «правильного» поведения,

- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям,

одноклассникам,

- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей,

отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них

(принимать наказание и самонаказание).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план

действий по решению проблемы (задачи)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с

учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и

поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Осуществить действия по реализации плана

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и

дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,

средства ИКТ).

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,

исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и

пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и

осознавать необходимость нового знания, делать предварительный

отбор источников информации для поиска нового знания, добывать

новые знания (информацию) из различных источников и разными

способами

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения

предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач

необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных

источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

сеть Интернет).

Перерабатывать информацию для получения необходимого

результата, в том числе и для создания нового продукта

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с

самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и

представлением их в пространственно-графической или знаково-

символической форме, преобразовывать модели с целью выявления

общих законов, определяющих данную предметную область.

Использовать информацию в проектной деятельности под руководством

учителя-консультанта.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и

выбирать наиболее удобную для себя форму

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в

том числе с применением средств ИКТ.

Составлять простой и сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом

виде.

КОММУНИКАТИВНЫЕ _________УУД

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической

и диалогической речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих

учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением

средств ИКТ.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Учиться критично относиться к собственному мнению.

Понять другие позиции (взгляды, интересы)

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную,

подтекстовую, концептуальную).

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды,

для того чтобы сделать что-то сообща

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Цель программы формирования универсальных учебных действий -

обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию

универсальных учебных действий в рамках ОУ.

Задачи, которые решает программа формирования универсальных учебных

действий обучающихся:

1) определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени

начального общего образования;

2) показать связь личностных результатов и универсальных учебных

действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм

работы;

3) определить перечень личностных и метапредметных результатов

образования;

4) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования

личностных результатов и универсальных учебных действий;

5) предложить систему типовых задач для оценки сформированности

универсальных учебных действий.

Связь личностных и метапредметных результатов

(универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов,

технологиями и формами работы

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль

играют не столько предметные результаты, сколько личностные и

метапредметные результаты деятельности школьников. В ОУ это возможно

при обеспечении целостной системы работы с учениками, как на уроках, так и

вне учебного процесса.

МБОУ «СОШ №4» реализует УМК образовательной системы «Школа

2100», используя технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения,

оценивания образовательных достижений по обеспечению личностных и

метапредметных (универсальных учебных действий).

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на

вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с

данной технологией на уроке введения нового материала должны быть

проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для

исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе

специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего

формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая

выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит

формирование и других универсальных учебных действий: за счёт

использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать

информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с

этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы

будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками

оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему,

открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за

счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются

умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать

себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием

путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое

здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных

универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения

определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит

формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт

обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически

обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным

решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для

проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по

диагностике метапредметных результатов.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

(технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт

овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после

чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных

универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать

прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника

(автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;

познавательных универсальных учебных действий, например, – умения

извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников

и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.

На занятиях по многим предметам организуется работа в малых группах,

парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в

качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных

действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять

другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции

другого.

Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных

результатов

В УМК программы «Школы 2100» заложены линии развития ученика

средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений,

последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных

результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения

собственно предметных, так и задачи достижения личностных и

метапредметных результатов.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде

всего являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.

Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе

освоения предметного содержания

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов,

нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о

единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об

основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное

отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как

показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает

формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как

учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативных задач».

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и

правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные

действия.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному

развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как

«средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт

возможность для формирования «первоначальных этических представлений,

понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как

искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в

различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств,

через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного

диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и

преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с

использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует

формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие

познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит

«использование начальных математических знаний для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их

количественных и пространственных отношений», «овладение основами

логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной

ролью математики («ум в порядок приводит») в рамках Образовательной

системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль –

формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это

связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об

окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических

рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития

обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов.

Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир)

– обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира»,

«освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие

навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире». Вторая линия – формирование оценочного,

эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру)

– способствует личностному развитию ученика. С ней связана

«сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства

гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ

экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в

мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и

социальной среде».

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную

направленность. Он способствует формированию регулятивных

универсальных учебных действий путём «приобретения навыков

самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки

материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение

первоначальных представлений о материальной культуре как продукте

предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие

познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления

«о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный

предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область

«Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство»,

«Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика,

обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли

искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии

человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности;

потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». Кроме

этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения,

обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных

действий.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения

предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и

технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде

всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД).

Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в

начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы

и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и

описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц,

отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий

над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем

логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий,

приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов,

описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий,

описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов,

вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление

планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-

алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ

считается правильным (следствие принципа множественности моделей) –

приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем

самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных

действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ»)

нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с

использованием средств информационных и коммуникационных технологий

для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор,

обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.

Нацеленность технологического компонента информатики на применение

средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также

завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ

(мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные

универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении

итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный

результат, сравнение результата с замыслом.

Предмет «Риторика» направлен, прежде всего, на формирование

коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели

непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов.

Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-

риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые

инструментальные знания – о способах деятельности (инструкции, конкретные

рекомендации и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для

говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также

подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется

формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые

связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его

эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с

умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда

оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать

адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение;

определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика»

способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать

оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в

противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие

ненасильственному и равноправному преодолению конфликта),

метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь

рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или

развёрнутом виде).

Роль внеурочной деятельности в формировании личностных

результатов

Внеурочная деятельность (организация деятельности учащихся во

второй половине дня) направлена на создание дополнительных условий для

развития интересов, склонностей, способностей обучающихся и разумной

организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий

для творческой самореализации обучающегося в комфортной развивающей

среде, социального становления личности ребёнка в процессе общения и

совместной деятельности в детском сообществе, укреплению физического

здоровья обучающихся. Занятия внеурочной деятельностью играют

значительную роль в достижении результата, соответствующего модели

выпускника начальной школы.

Внеурочная деятельность даёт возможность каждому ребёнку «познать»,

проявить себя в разного рода деятельности и удовлетворить запросы родителей

(законных представителей).

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на

реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы

обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,

соревнований, конкурсов, поисковых исследований и т.д. Школа предоставляет

учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на

развитие школьника

Общеинтеллектуальное направление. Представлено программами

«Мои первые проекты», «В гостях у сказки», « Английский с удовольствием».

Цель программы «Мои первые проекты»: формирование ключевых

компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Метод проектов является базовой образовательной технологий,

поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование

способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более

приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся

условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных

коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой

деятельности, в которой возможно формирование способности к

осуществлению ответственного выбора».

Формы организации занятий: интерактивная игра, беседа, работа над

проектом, консультация преподавателя, презентация готового продукта

Программа «Английский с удовольствием» направлена на изучение

основ английского языка, привитие интереса к английскому языку,

формирование коммуникативных навыков.

Спортивно-оздоровительное направление. Представлено программами

«Игры нашего двора».

Цель программ: формирование ценностного отношения к своему

здоровью и здоровому образу жизни. Развитие двигательных способностей.

Формы организации занятий: беседа, рассказ, работа над проектом,

викторина, игра в сети Интернет, просмотр фильмов, выполнение упражнений,

подвижные игры, эстафеты, экскурсии, участие в соревнованиях,

моделирование ситуации.

Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его

образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая

активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат,

ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим

эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в

полной мере овладеть школьной программой.

Духовно-нравственное направление. Представлено программой «В

гостях у сказки».

Цель – создание условий для духовного развития личности каждого

ребенка и раскрытие его творческого потенциала через сказку. Формы

организации занятий: просмотр сказок, журналов, альбомов для

раскрашивания для самостоятельного выбора рисунка, инсценирование сказок.

Участие в конкурсах, выставках, викторинах.

Общекультурное направление. Представлено программами «Театр в

начальной школе».

Цель программы «Театр в начальной школе»: воспитание и развитие

понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего

художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Формы организации занятий: игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ

сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюмов, декораций,

инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, посещение

спектакля, работа в малых группах, актерский тренинг, экскурсии, выступления.

Опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого

ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,

через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать

первичные сведения о ней, научить творчески, относиться к работе.

Социальное направление. Представлено программой «Светофорчики».

Цель программы « Светофорчики» – формирование у школьников

устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом

направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на

вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами

ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо

важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя

поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их

осуществления.

Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и

метапредметных результатов

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе

классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением

личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных

для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности –

это

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и

концом;

– в определённой степени неповторимость и уникальность.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в

ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для

достижения регулятивных метапредметных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по

достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося

результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из

ситуации.

В подходе к работе над проектами в начальной школе в качестве

обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями,

исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному

из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его

выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные

действия:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные

диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных

источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть

Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в

группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом –

презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных

коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих

учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств

ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при

выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с

историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение

учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ,

свою Родину.

Использование в образовательном процессе жизненных задач,

предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо

профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой

ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в

учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи

носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных,

метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого

результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и

её общая избыточность способствуют формированию познавательных

универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении

жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по

плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных

действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания

выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода

создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий,

характерных для работы над проектами.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает

реализацию принципа преемственности начального образования с

дошкольным образовательным звеном и на этапе перехода к основной школе.

В целях создания и сохранения единого образовательного пространства

дошкольного и начального образования предусмотрена организация

предшкольного образования.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система

процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной

стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождение его

в это общество (социализацию).

Задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности

(мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе,

общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы

человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином

виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в

ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает

полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к

адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми

диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и

позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие

психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие

познавательную деятельность.

В качестве средства реализации предшкольного образования программа

ориентирована на использование комплекта учебно-дидактических

материалов, разработанных в ОС «Школа 2100». Основу программы

составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея

состоит в гармоничном развитии ребенка (без искусственного ускорения, с

максимальным учётом природных законов развития) на основе

образовательного содержания, разработанного с учетом особенностей ведущей

деятельности в данном возрасте и ориентированного на укрепление

физического и психического здоровья, в соответствии с возрастными

потребностями, интересами и возможностями современного дошкольника.

Результаты сформированности УУД

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления:

- умеет распознавать, перечислять этапы;

- выполнять последовательность действий;

- выполнять действия по алгоритму;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

решения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата:

- определяет и перечисляет этапы;

- выполняет последовательность действий;

- использует известный алгоритм;

- рассуждает, соотносит, устанавливает причинно – следственные связи;

- упорядочивает, обобщает, доказывает, обосновывает, вносит изменения,

аргументирует, оценивает, прогнозирует.

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требования данной задачи и

задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату

и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного

внимания.

5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требования данной задачи и

задачной области;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и

оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать

запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи,

собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

- самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и

вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,

так и в конце действия.

6) Использование знаково-символических средств представления информации

для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных

и практических задач:

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели (включая

вертуальные) и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

7) Активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных

и познавательных задач:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в

открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом

пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем

мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ;

- активно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения различных коммуникативных задач, строить монологические

высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),

владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе,

средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью

клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые

величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и

выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы

информационной избирательности, этики и этикета;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой речи;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработки общего решения в совместной деятельности.

9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и

письменной формах:

- активно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения различных коммуникативных задач, строить монологические

высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),

владеть диалогической формой коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения

разнообразных коммуникативных задач;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности.

10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий

и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к

известным понятиям:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- строить логическое рассуждение, включающее восстановление причинно –

следственных связей.

11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий:

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

12) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения интересов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;

12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета

интересов сторон и сотрудничества:

- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения интересов;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета

интересов и позиций всех участников.

13) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,

технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного

предмета:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

14) Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами;

1) умение работать в материальной и информационной среде начального

общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Использование учебных пособий для формирования и диагностики универсальных учебных действий во 2-м классе.

Одной из основных задач обучения согласно ФГОС НОО является формирование УУД, я хочу поделиться тем, как делаю это с помощью « Тренажеров для формирования УУД», разработанного авторами нашей программы...

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Статья «Формирование и реализация универсальных учебных действий на уроках с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья во втором классе» с презентацией.

Для более продуктивного освоения программы в начальной школе являются правильно подобранные методы и приемы обучения.  Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подхо...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС

Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...