Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции русской культуры»
рабочая программа (1, 2, 3 класс) по теме

Матвеева Галина Евгеньевна

Вне памяти, вне традиций

                                                                                                                                                                                                                                                     истории и культуры нет

личности. Память формирует

духовную крепость человека.

В.И.Белов

Программа составлена  с учетом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    На основе государственной образовательной программы Новицкой М.Ю. “Мир народной культуры”, на авторских программ по народной культуре учеников Пигиловой Т.А., государственных образовательных программ: Данилова Д. Д. и Тыриной С. В. «Вводный курс истории и естествознания «Моё Отечество». Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_trk_2_klass.doc108 КБ
Microsoft Office document icon k-t_planirovanie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Пояснительная записка

Вне памяти, вне традиций

истории и культуры нет

личности. Память формирует

духовную крепость человека.

В.И.Белов

Программа составлена  с учетом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    На основе государственной образовательной программы Новицкой М.Ю. “Мир народной культуры”, на авторских программ по народной культуре учеников Пигиловой Т.А., государственных образовательных программ: Данилова Д. Д. и Тыриной С. В. «Вводный курс истории и естествознания «Моё Отечество». Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

 Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить кружок " Традиции русской культуры ".

       Кружок " Традиции русской культуры " посвящен изучению истории, традициям, культуре русского народа. Воспитывать учащихся на традициях русской культуры необходимо потому, что 90% учащихся региона – русские. Русская культура позволяет привить учащимся нравственные качества. На Руси всегда чтили традиции, обычаи и праздники. Потому что народ, умея трудиться, умел веселиться. Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились дружеские связи и отношения. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по– новому Праздник хранит историю времени и народа. До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Но сколько еще неизведанного в этом мире прошлого и настоящего.

Программа кружка кружок " Традиции русской культуры "разработана на основе программы “ Введение в народоведение” М.Ю Новицкой.

 Цель: создание условий для культурного самоопределения младшего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины через

 развитие творческих способностей в области прикладного искусства.

Задачи:

- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России и Самарской области;

 - создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

 - формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;

 - пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

 - развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

 - привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.

       Ценность курса заключается в том, что учащиеся получают возможность развивать память, внимание, творческое мышление, воображение, а также эстетическое и эмоциональное восприятие мира, воспитывают в себе трепетное отношение к вековой культуре своего народа.

 

      Изучение данного курса позволяет осуществлять межпредметную связь с литуратурой, русским языком, музыкой, ИЗО, историей.

       

Во время работы над курсом перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни:

«Человек и его взаимоотношение с природой» (1 год),

«Человек и семья» (2 год),

«Человек и история народа» (3 год).

Объём программы:

Программа кружка " Традиции русской культуры " рассчитана на 3 года (по 2 часа в неделю) -  всего 204 часа

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:

 осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;  умение давать оценку своим действиям;

 ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

 осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.); умение выражать собственное мнение и т. д.

Регулятивные УУД

  Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

 Коммуникативные УУД.

 В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативные УУД обеспечивают:

 социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

 умение слушать и вступать в диалог;

 участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные

осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

Формы организации занятий: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: игры (дидактические, ролевые), ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, работа в группах, праздники,  творческие задания.

Формы контроля: ежегодное анкетирование учащихся и родителей, конкурсы, участие в концертах, праздниках, выставках, сочинения, социальный опрос, диагностика,  видеозапись мероприятий.

Планируемые результаты обучения:

-возрастающая год от года степень самостоятельности учащихся в подготовке мероприятия, уровень его проведения;

 -положительная динамика участия количества детей в проведении праздников, реализации проекта;

 -положительные отзывы родителей и сверстников.

В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие

личностные результаты:

восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры;

ценностное отношение к историческому прошлому;

потребность в познании русской  истории, любознательность;

потребность в развитии своей речи, коммуникативности.

метапредметные результаты:

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);

умение задавать вопросы;

умение анализировать, сравнивать, обобщать;

умение определять проблему и проводить мини-исследования;

предметные результаты:

знание  русской  истории, традиций русского народа, малых форм русского фольклора;

умение применять полученные знания на практике, в жизни;

правильно осуществлять выбор языковых средств.

Регулятивные УУД

  Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

 Коммуникативные УУД.

 В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативные УУД обеспечивают:

 социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

 умение слушать и вступать в диалог;

 участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные

осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

Критерием результативности будут являться:

 1. Динамика мотивации к изучению учебных предметов (от негативного отношения к школе и низкой школьной мотивации до высокой мотивации).

 2. Поведенческая динамика (уровень воспитанности).

3. Познавательная активность (заинтересованность детей в коллективных мероприятиях и творческих делах).

4. Включение народных традиций в семейный быт.

5. Распространение педагогического опыта.

Учебный план первого года обучения

Название раздела, темы

Всего

часов

Из них

Формы контроля

Теория

практика

1

 Народный календарь осени

20

5

15

-Входная диагностика

-Конкурс игр

-Выставка работ

-Викторина

-Конкурс  рисунков

-Мини-концерт

2

Народный календарь зимы

16

3

13

Промежуточная диагностика

-Конкурс игр

-Выставка работ

-Викторина

-Конкурс  рисунков

-Мини-концерт

3

 Народный календарь весны

22

4,5

17,5

-Мини-концерт

-Выставка работ

-Фестиваль игр

-Викторина

-Конкурс рисунков

-Праздник

4

 Народный календарь лета

10

3

7

Конкурс рисунков

Конкурс игр

Концерт

Праздник

Итоговая диагностика

ИТОГО

68

15,5

52,5

Содержание программы, структуированное по темам

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Народный календарь осени

Народный календарь.

Понятия: календарь, великороссы.

Народный календарь: название месяцев осени по народному календарю, основные занятия крестьян, сезонные обряды, традиции, праздники осени, устное народное творчество: осенние обрядовые песни, заклички; зависимость труда крестьян от солнца. Пословицы об осени.

Творческая работа: нарисовать основу народного календаря.

Сентябрь – хмурень.

Понятия: жнец, сноп.

Название сентября по народному календарю, день Саввы – скирдника, Дожинки.

Пословицы о сентябре (интеллектуальное упражнение). Загадки об осени.

Творческая работа: разучивание игр.

Октябрь – листопадник.

Название октября по народному календарю, изменения в природе - октябрь.

Пословицы и приметы об октябре.

Творческая работа: нарисовать осенний лист.

Тит – последний гриб.

Понятия: листопад, Тит.

Творческая работа: изготовление гриба.

Осень – время уборки урожая.

Отгадывание загадок об овощах.

Творческая работа: разучивание игры «Осень».

Капусткины посиделки.

Понятия: посиделки.

Рассказ учителя: уборка урожая, капусткины посиделки.

Повторение игры «Осень».

Творческая работа: разучивание русской народной песни.

Осень – время прощания птиц с родиной.

Понятия: перелетные птицы, осёдлые.

Рассказ учителя о перелетных и оседлых птицах. Кроссворд. Игра «Воробей».

Чтение шорской легенды «Почему у глухаря глаза красные».

Распределение птиц в два столбика: перелетные и зимующие.

Творческая работа: изготовление птицы.

Проведение праздника «Осенины». (см. приложение № 2)

Ноябрь – ворота зимы. Синичкин день.

Понятия: птицы-зимники, Синичкин день.

Название ноября по народному календарю, Синичкин праздник, как помочь птицам зимой.

Пословицы о ноябре (выявление смысла и содержания). Потешка «Тень, тень, потетень».

Изготовление кормушки. Игра «Синичка - синичка».

Творческая работа: разучивание хоровода.

Кузьминки – первый зимний праздник.

Творческая работа: игра на шумовых инструментах.

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Народный календарь осени».

                                   

2. Народный календарь зимы

Зима – время охоты.

Понятия: шорцы, марал.

Рассказ педагога: «На кого охотились зимой».

Разгадывание загадок о зверях.

Слушание детьми стихотворения «Марал».

Обсуждение по прочитанному стихотворению.

Творческая работа: изготовление животного из бумаги.

Декабрь – студень. Санные ярмарки.

Понятия: введение, студень, ярмарка.

Народное название декабря, праздник Введение, санные ярмарки.

Загадки о зиме. Разучивание колядки «Сею, вею, посеваю».

Творческая работа: разучивание песни «Ярмарка».

Праздник сибирских рыбаков.

Понятия: юровая неделя.

Рассказ педагога о юровой недели, название шорских рек.

Рассматривание иллюстраций, изображающих рыб. Кроссворд «Юровая неделя»

Изготовить рыбу из солёного теста.

Творческая работа: изготовление «воздушного аквариума».

Промежуточная диагностика.

Творческая работа: игротека.

Традиции декабря: колядки, святки.

Понятия: колядки, студень, коляда, святки.

Рассказ педагога о традициях декабря, колядки.

Рассматривание иллюстраций «Колядовщики».

Разучивание колядок.

Пение колядки «Сею, вею, посеваю».

Объяснение учащимися смысла пословиц о святках.

Что такое Святки, святочные дни?

Разучивание колядки «Коляда - маледа».

Творческая работа: разучивание колядок.

Месяц январь – зимы государь.

Творческая работа: разучивание игр. (см. приложение: музыкальные и подвижные игры)

Рождество.

Понятия: сечень, Рождество.

Народное название января, церковный праздник Рождество, обряды, обычаи.

Пословицы о январе. Изготовление рождественской открытки.

Творческая работа: изготовление открытки к празднику.

Зимние посиделки.

Понятия: зимние посиделки.

Рассказ педагога: Афанасий – ломонос, январские морозы, труд людей в холодное время года, зимние посиделки. Приметы о январе.

Разучивание русской народной песни «Где был Иванушка».

Слушание детьми аудиозаписи «Русские посиделки».

Конкурс на лучшую загадку о зиме.

Творческая работа: разучивание частушек.

Февраль – снежень.

Понятия: февраль – снежень, Агафья – коровница.

Стихотворение о феврале. Название февраля по народному календарю, работа крестьянина в

феврале, Агафья – коровница.

Чтение и обсуждение сказки Софрона Тотыша «Добрый медведь».

Инсценировка сказки.

Творческая работа: нарисовать иллюстрацию к сказке.

Починки – обычай февраля.

Понятия: починки.

Рассказ педагога о подготовке крестьянина к весне, починки. Иллюстрации с изображением

старинных орудий труда.

Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».

Нарисовать орудие труда, с которым работали на огороде, даче.

Творческая работа: игра на шумовых инструментах.

Сретенье – встреча весны.

Пословицы и приметы о сретенье. Чтение предания о сретенье. Обсуждение.

Игра «Льдинка».

Творческая работа: рисуем иллюстрацию к преданию.

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Народный календарь зимы».

3. Народный календарь весны

Март – протальник.

Понятия: протальник, жаворонки.

Стихотворения о марте. Название марта по народному календарю, весенние обряды и обычаи.

Пословицы о марте.

Чтение и обсуждение сказки «Как весна зиму поборола». Разучивание весенней песни «Ой, весна, приди к нам».

Творческая работа: разучивание закличек.

Масленица – встреча весны.

Понятия: масленица, традиции, обряды.

Рассказ преподавателя о Масленице: традиции, обычаи, обряды, дни Масленичной недели.

Иллюстрации «Масленичная неделя». Разучивание песни «Блины».

Творческая работа: изготовление куклы-Масленицы из ниток.

Март – время возвращения птиц.

Понятия: закличка.

Весенние изменения в природе, о возвращении птиц, закличка. Пословицы и поговорки о весне.

Рассматривание иллюстраций, изображающих птиц.

Прослушивание аудиозаписи с закличками. Разучивание заклички.

Творческая работа: разучивание игр.

Апрель – снегогон.

Понятия: снегогон, соха, пашня.

Название апреля по народному календарю, весенние заботы крестьян.

Объяснение детьми смысла пословиц, поговорок, примет.

Разгадывание загадок о весне, ребус.

Составление рассказа о весне (коллективно).

Творческая работа: изготовление цветка.

Проведение праздника «Масленица». (см. приложение № 2)

Пасха.

Понятия: пасха, крашенки, писанки.

Рассказ педагога: Пасха, обряды, обычаи, приметы. Просмотр видеоматериала о Пасхе «Песнохорки».

Разукрашивание яиц. Выставка детских работ.

Творческая работа: украшение пасхального яйца мозаикой.

Май – травень.

Понятия: травень, скот, скотина.

Название мая по народному календарю, день Георгия Победоносца, первый выгон скота.

Рассматривание иконы «Георгия Победоносца», беседа.

Разучивание игры «Мак маковистый».

Творческая работа: разучивание игр.

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Народный календарь весны».

4. Народный календарь лета

Июнь – хлеборост. Зеленые Святки.

Понятия: хлеборост, зеленые святки.

Название июня по народному календарю, праздник Зеленые Святки.

Просмотр видеокассеты «Зеленые Святки». Обсуждение.

Разучивание игры «Веночек» или «Березка».

Творческая работа: разучивание хоровода.

Июль страдник. Праздник Ивана купала.

Понятия: купальница, Иван – Купала.

Название июля по народному календарю, Аграфена – купальница, праздник Иван – Купала.

Обычаи, традиции, обряды.

Чтение русской народной сказки «Иван-Купала».

Пение р.н. песни «Во поле береза стояла…».

Творческая работа: разучивание игр.

Август – месяц жатвы.

Понятия: медовый спас, яблочный спас, ореховый спас.

Название августа по народному календарю, три спаса: медовый, яблочный, ореховый, обычаи, традиции. Праздник лошадей.

Загадки о лете. Составление пословиц из данных слов.

Разучивание р.н. песни «Во кузнице».

Творческая работа: разучивание жнивных песен.

Итоговая диагностика.

Творческая работа: разучивание игр.

Летние игры и забавы детей.

Учебно-методические средства обучения

(дидактическое сопровождение)

Литература для преподавателя

1 . Афанасьев, А.Н. Народ - художник: миф, фольклор, литература [Текст] / А.Н. Афанасьев. -М., 1986г. – 218с.

2. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. – М, 1989. – 255с.

3. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими школьниками: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Владос, 2001. – 224 с.

4. Бондаренко, Э.О. Праздники христианской Руси [Текст] / Э.О. Бондаренко. – Калининград, 1995. - 416 с.

5. Былеева, Л.В. Русские народные игры [Текст] / Л.В. Былеева. – М.: Советская Россия, 1988. – 88 с.

6. Бумажные фантазии: оригами, плетение из бумаги [Текст] / М.П. Згурская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 190 с.: ил

7. Борисов (Ильин), И.В. Родовые гербы России [Текст] /И.В. Борисов (Ильин). - М.: Виктория, Янтарный сказ, 1997. - 158 с.

8. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 272с.

9. Громыко, М.М. Мир русской деревни [Текст] / М.М. Громыко - М., 1991. – 120 с.

10. Грушко, Ю. А. Словарь фамилий [Текст] / Ю. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – Нижний Новгород, 1997. – 285 с.

11. Грушко, Ю. А. Фамилии…/ Ю.А. Грушко, Ю.М. Медведев. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1988. – 215 с.

12. Кравцов, Н.Н., Русское устное народное творчество [Текст] / Н.Н Кравцов, С.Т Лазутин. - М., Высшая школа, 1987г. – 89 с.

13. Конспекты уроков по народной культуре: 1 кл.: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

14. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах 19в. -20в., [Текст] /Г.С. Маслова. - М., 1984г. 150 с.

15. Пигилова, Т.А. Народная культура [Текст] / Т.А. Пигилова. – М.: Русский дом, 1995. – 41 с.

16. Пронин, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я. Пронин. - Л., ЛГУ, 1986. – 129 с.

17. Рыбаков, Б.Я. Язычество Древней Руси [Текст] / Б.Я. Рыбаков. - М., Наука, 1988. – 89 с.

18. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина, Предисл. В П. Аникина; Сост.Ф.М Селиванов; Б.П. Кирдан, В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 1988. – 431 с.

19. Русские обычаи и обряды. / Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005.- 320 с.

20. Князева, О.Л. Приобщение к истокам народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. /О.Л. Князева, М.Д. Маханаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 304 с.

21. Стрижев, А.Н. Календарь русской природы [Текст] / А.Н Стрижев. – М., Колос, 1993. -320с.

22. Новицкая, М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Кн. Для учителя. 1-2 кл. [Текст] – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.

23. Никонов, В.А. География фамилий [Текст] /В.А. Никонов. М., Наука, 1988. – 90 с.

24. Память из рода в род [Текст]. М., Советская Россия,1990. – 204 с.

25. Савелов, Л.М. Родословные записи [Текст] / Л.М. Савелов. - М.: 1909. – 146 с.

26. Тумина, Л.Е. Кружок «Сочини сказку» [Текст]/Л.Е. Тумина. – М.: Перспектива, 1995. – 373с.

27. Шорыгина, Т.А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы [Текст] /Т.А.Шорыгина. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64 с.

Литература для учащихся

1. Богуславская, И.П. Русская глиняная игрушка [Текст] / И.П.Богуславская. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975. – 43 с.

2. Кутняя, Н.И. Катюша. Из истории русского народного костюма [Текст] / Н.И. Кутняя, В.Ф.Кутний. - Омск, 1994. – 15 с.

3. Латышина, Д.И. Родная история: Живая Русь. – Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён / учеб. пособие по чтению для 2(3) класса [Текст] / Д.И. Латышина. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 104 с.

4. Суслова, А. В. О русских именах [Текст] / А.В. Суслова, А.В Суперанская. Лениздат, 1985.– 125 с.

5. Словарь русских личных имён [Текст]. М., Русский Язык. 1980.

6. Рождество. Загадки, скороговорки, игры, забавы [Текст]. - М.: Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества (фонд Ролана Быкова), 1993. – 31 с.

7. Русский фольклор [Текст] / Сост. и примеч. В.П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1995. – 367 с.

8. Русские волшебные сказки Сибири [Текст] / Сост. Р.П. Матвеева. - Новосибирск: Наука, 1981. – 331 с.

9. Унбегаун, Б.О. Русские фамилии [Текст] / Б.О Унбегаун. - М., Прогресс, 1995. – 190 с.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)    

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Воспитательные результаты

Приобретение школьником  социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

Занятия детских объединений художественного творчества

 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü

 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü

Художественные акции и проекты

школьников в окружающем школу социуме



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№,

дата

Тема занятия

Кол-во

часов аудиторные

Кол-во часов

внеаудиторные активные

Всего часов

УУД

Форма организации занятий

Формы контроля

Личност-

ные УУД

Регулятивные УУД

Познава-тельные УУД

Коммуни-кативные УУД

I Народный календарь осени

5

15

20

1-2

 Народный календарь. Творческая работа: нарисовать основу народного календаря.

0,5

1,5

2

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Определять цель выполнения заданий

Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Использовать знаково-символичные средства при выполнении задания.

Участвовать в диалоге Отвечать на вопросы учителя, Слушать и понимать речь других.

Беседа, обсуждение

Входная диагностика

3-4

 Сентябрь – хмурень. Творческая работа: разучивание игр.

0,5

1,5

2

Умение выражать собственное мнение

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций

Участвовать в диалоге Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Игра

Конкурс игр

5-6

Октябрь – листопадник.

Творческая работа: нарисовать осенний лист.

0,5

1,5

2

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Самооценка

 Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Слушать и понимать речь

Аукцион работ

Выставка работ

7-8

Тит – последний гриб.

Творческая работа – аппликация «Гриб»

0,5

1,5

2

Самооценка

Адекватное реагирование на трудности.

Определять цель и план выполнения заданий под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию

Слушать и понимать речь

Выставка

Выставка работ

9-10

Осень – время уборки урожая.

Творческая работа: разучивание игры «Осень».

0,5

1,5

2

Умение выражать собственное мнение

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в диалоге.

 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Соблюдать нормы речевого этикета.

Ролевая игра

Конкурс  рисунков

11-12

 Капусткины посиделки.

Творческая работа: разучивание русской народной песни.

0,5

1,5

2

Ценить и принимать следующие ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Умение строить собственное поведение в соответствии с требовани-ями конкретной ситуации

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Спектакль

Мини-концерт

13-14

Осень – время прощания птиц с родиной.

Творческая работа: изготовление птицы.

0,5

1,5

2

Умение выражать собственное мнение

Определять цель выполнения заданий под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Драматизация

Выставка работ

15-16

Ноябрь – ворота зимы. Синичкин день.

Изготовление кормушки. Игра «Синичка - синичка».

Творческая работа: разучивание хоровода.

0,5

1,5

2

Адекватное реагирование на трудности.

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в диалоге.

 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Соблюдать нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Акция

Выставка работ

17-18

 Кузьминки – первый зимний праздник.

Творческая работа: игра на шумовых инструментах.

0,5

1,5

2

Ценить и принимать базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Построение логической цепи рассуждений

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Ролевая игра, концерт

Мини-концерт

19-20

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Народный календарь осени».

0,5

1,5

2

Умение выражать собственное мнение

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Участвовать в диалоге. Отвечать на вопросы учителя.  Слушать и понимать речь других.

Викторина

Викторина

II Народный календарь зимы

3

13

16

21-22

Зима- время охоты.

Творческая работа: изготовление животного из бумаги.

0,5

1,5

2

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Посиделки

Выставка работ

23-24

Декабрь – студень. Санные ярмарки.

Творческая работа: разучивание песни «Ярмарка».

0,5

1,5

2

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Слушать и понимать речь других.

Мини-концерт

25-26

 Праздник сибирских рыбаков. Творческая работа: изготовление «воздушного аквариума».

0,5

1,5

2

Определять цель и план выполнения заданий под руководством учителя.

Использовать знаково-символичные средства при выполнении задания.

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Ролевая игра

Выставка работ

27-28

Промежуточная диагностика.

Творческая работа: игротека.

2

2

Умение выражать собственное мнение

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Игротека

Промежуточная диагностика

29-30

 Традиции декабря: колядки, святки.

Творческая работа: разучивание колядок.

0,5

1,5

2

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Слушать и понимать речь других.

Чаепитие

31-32

Рождество. Творческая работа: изготовление открытки к празднику.

2

2

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Выставка работ

33-34

Починки – обычай февраля.

Творческая работа: игра на шумовых инструментах.

0,5

1,5

2

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Драматизация

Мини-концерт

35-36

Сретенье – встреча весны.

Игра «Льдинка».

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Народный календарь зимы».

0,5

1,5

2

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Викторина

III Народный календарь весны

4,5

17,5

22

37-38

 Март – протальник.

Творческая работа: разучивание закличек.

1

1

2

Умение выражать собственное мнение

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Участвовать в диалоге.

 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Мини-концерт

39-40

 Масленица – встреча весны. Творческая работа: изготовление куклы-Масленицы из ниток.

0,5

1,5

2

Умение давать оценку своим действиям;

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Умение делать обобщения, выводы

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Слушать и понимать речь других.

Хронограф

Выставка работ

41-42

Март – время возвращения птиц.

Творческая работа: разучивание игр.

2

2

Умение выражать собственное мнение

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Прогулка

Фестиваль игр

43-44

Апрель – снегогон.

Творческая работа: изготовление цветка.

0,5

1,5

2

Умение давать оценку своим действиям;

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Выставка

Выставка работ

45-46

Подготовка к празднику Масленица

1

1

2

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Умение делать обобщения, выводы

Участвовать в диалоге.

 Отвечать на вопросы учителя.  Слушать и понимать речь других.

Драматизация

Викторина

47-48

 Разучивание весенних закличек

2

2

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Умение делать обобщения, выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Хоровод

Мини-концерт

49-50

 Обряд сжигания чучела, его история

2

2

Построение логической цепи рассуждений

Участвовать в диалоге.

 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Инсценирование

Конкурс рисунков

51

 Праздник Масленица

1

1

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Праздник

Праздник

52-54

Пасха. Творческая работа: украшение пасхального яйца мозаикой.

0,5

2,5

3

Умение давать оценку своим действиям;

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Использовать знаково-символичные средства при выполнении задания.

Участвовать в коллектив-ном обсуждении

Выставка

Выставка работ

55-56

Май – травень. Творческая работа: разучивание игр.

2

2

Умение выражать собственное мнение

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Умение делать обобщения, выводы

Участвовать в диалоге.

 Отвечать на вопросы учителя.  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Калейдоскоп игр

Фестиваль игр

57-58

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Народный календарь весны».

1

1

2

Умение давать оценку своим действиям;

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Викторина

Викторина

IV Народный календарь лета

3

7

10

59-60

 Июль – страдник. Праздник Ивана Купала.

Творческая работа: разучивание игр.

1

1

2

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Игра

Конкурс рисунков

61-62

Август – месяц жатвы.

Творческая работа: разучивание жнивных песен.

1

1

2

Ценить и принимать базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Умение делать обобщения, выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

 Слушать и понимать речь других.

Посиделки

Конкурс игр

63-65

Летние игры и забавы детей.

3

3

Умение давать оценку своим действиям;

Умение находить информацию

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  

 Слушать и понимать речь других.

Марафон игр

Концерт

66

Праздник русской берёзки

1

1

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Умение строить собственное поведение в соответствии с требован. конкретной ситуации

Умение делать обобщения, выводы

Участвовать в жизненных ситуациях.

 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Праздник

Праздник

67-68

Итоговое тестирование по разделу «Календарь лета»

1

1

2

Умение давать оценку своим действиям;

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию

Слушать и понимать речь других.

Конкурс рисунков

Итоговая диагностика

ИТОГО:

15,5

52,5

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Подвижные игры»  составлена на основе "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ,  лицеев,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" (1-3 класс)

Программа разработана на основе авторской программы  А.В. Бородиной  «Основы православной культуры»: программы культуроло­гического курса для общеобразовательных школ: начальная ...