открытый урок самопознания в 4 классе "Жить по совести"
методическая разработка (4 класс) на тему

Стрижак Ирина Александровна

Цель: углубление  представления учащихся о нравственных качествах человека через практику праведного поведения

Задачи:

- раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;

- развивать стремление жить в ладу с совестью;

- воспитывать  стремление говорить правду, поступать честно

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhit_po_sovesti_otkr_urok.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

План  урока самопознания

Школа: Новоколутонская средняя школа

Дата:

Урок  №:  21

Тема:  Жить по совести

Ценность:  праведное поведение

Качества:  говорить правду, поступать честно

Педагог: Стрижак ИА

Класс:          4    количество учащихся          10

Цель: углубление  представления учащихся о нравственных качествах человека через практику праведного поведения

Задачи:

- раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;

- развивать стремление жить в ладу с совестью;

- воспитывать  стремление говорить правду, поступать честно

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову.  Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится ярче и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.  Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Релаксацион-ная музыка

  1. Проверка домашнего задания.

  Удалось ли выполнить намеченное?

  1. Рассказывание истории.

А. Гайдар «Совесть»

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)

- Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно,  она боялась получить двойку)

- Что делала девочка в роще? (пряталась)

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

А вы тоже думаете, что мальчик прогульщик?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

- Почему Нина заплакала?

Ребята!  Мне хотелось бы обратить  ваше внимание на слове «совесть».

Вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).  

 Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми.  Когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.

Для чего человеку нужна совесть?

Согласны ли вы с утверждением, что совесть не может ошибаться? Порассуждайте. (Ответы детей).

Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать.

Как вы думаете, какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).

  1. Цитата урока

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.

К. Гельвеций

Как вы понимаете эти слова?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

 Человек, который живёт по совести, он какой?

На доске выполнить схему, (распределить слова, даны на доске)

  http://festival.1september.ru/articles/521628/img1.gif

Как вы считаете, какому человеку  легче живется? Почему? (ответы детей)  

Как вы думаете, какие слова идут в жизни рядом со словом совесть? (честность, стыд, правда)

Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни?

(Карточки с вопросом и ответами)

 1- физических недостатков;

 2- неблагополучных поступков;

 3- поношенной, но аккуратной одежды;

 4- невежества;

 5- своей внешности;

 6-бездушного отношения к окружающим.

Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?

 Совесть - это работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.

Разыгрывание ситуаций

Класс делится на малые группы. Учитель раздает задания на карточках. Затем предлагает их обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.

1. «Раушан взяла у Анели «Тетрис», чтобы поиграть, и не возвращает его».

  •  Как нужно поступить героям?
  •  Какие чувства они вызывают у вас?
  • А что бы вы предприняли? (Ответы детей).

2. «Алмазбек и Танирхан пошли в кино. Они задержались до вечера, играя в парке в футбол. Идут поздно вечером домой и договариваются, кто и что скажет своим родителям».

  • Порассуждайте, что скажут и как поступят герои?
  • Как бы поступили вы?
  • На ваш взгляд, как отнесутся родители к оправданиям своих детей?
  • Что вы чувствуете по отношению к героям? (Ответы детей).

3. «Аймурат не захотел идти в школу. Он пошел в компьютерный клуб. На следующий день его в школе спросили: «Почему тебя не было на уроках?». Аймурат ответил: «Я болел», – и покраснел, но учитель и ученики почувствовали, что это неправда».

  • Какие чувства у вас вызывает герой?
  • А почему он покраснел?
  • Как вы думаете, он был честен?
  • А были ли вы в подобных  ситуации? (Ответы детей).

Давайте сделаем вывод.

 - Где живёт совесть? (в душе человека, в его сердце)

 - Что означают выражения «жить по совести», «потерять совесть»,

 «совесть спит»?

 

  1. Подарок учителя. Мультфильм «Лунтик. Совесть.»

мультфильм

  1. Групповое пение.

Песня «Верность, отвага и честь» 1 куплет и припев

Песня, что хором поётся,

Не подведёт никого.

/Солнце сквозь тучи пробьётся,-3р./

Если мы верим в него.

Припев/2р./:

Верность, отвага и честь

В сердце у каждого есть,

Значит, никто и нигде

Друга не бросит в беде.

Фонограмма песни

  1. Домашнее задание.

Прочитать рассказ А.Кунанбаева

  1. Заключительная минута урока.

Вспомните, что хорошего было на нашем уроке и подумайте об этом. Подарите свою доброту всем окружающим. И запомните:

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда - то совершил.

Дарю ребятам сердечко с этим стихотворением.

Спасибо, урок окончен. Хорошего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок самопознания для 1 класса "Наше здоровье"

Форма проведения: ток-шоу "Поговорим о здоровом питании. Питание макаронами" Цель:  формирование ЗОЖ через правильное питаниеЗадачи: 1. Выяснить какова роль макарон в питании человека, позна...

Открытый урок по теме "Совесть"

Конспект урока и презентация  "Основы светской этики"...

Конспект урока самопознания "Жить по совести"

Конспект урока самопознания " Жить по совести" для 4 класса.Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными, формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для ...

Урок самопознания на тему "Жить по совести"

Представлено среднесрочное и краткосрочное планирование урока самопознания на тему "Жить по совести".Цель:Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине. ...

Открытый урок ОПК по теме: "Совесть и раскаяние" 4 класс

Технологическая карта урока "Совесть и раскаяние" Модуль "Основы православной культуры"...

Торжественное открытие декады самопознания 2-12.02.2016 В КГУ " Каменская средняя школа"

По данной разработке прошло торжественное открытие декады самопознания в КГУ " Каменская средняя школа: 2 февраля 2016 годаДанный материал содержит вступительное слово ведущих о проекте, автобиографию...

Открытый урок самопознания " Доброта- солнце, согревающее человека"

Данный урок разработан для детей начальных классов.Целью которого является: формирование у учащихся представления о добре и зле, Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу в умении выражать ...