Конспект урока самопознания "Жить по совести"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Лысенко Ирина Николаевна

Конспект урока самопознания " Жить по совести" для 4 класса.Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными, формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для хорошего поведения и человеческих взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 22.  4 класс.

Тема: Жить по совести.

Цели урока: ознакомление учащихся с нравственно-духовными категориями «совесть», «честность»;формирование у детей понимания, что совесть и честность важны каждому из них для хорошего поведения и человеческих взаимоотношений.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, ролевая игра.

Ресурсы: учебник, тетради.

Ход урока

1. Круг радости

  • Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю всем встать в круг .

— Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце. Как это можно сделать?

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

  • в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
  •  в Италии – горячо обниматься.
  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • в Зимбабве – трутся спинами;
  • в Македонии – здороваются локтями;
  • в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
  • у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д

2. Обратимся к учебнику.

Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.

В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.

Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит! Валерка говорил, что он серебряный.

Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.

Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.

Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?

Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.

Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.

И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.

Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.

История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.

  • Что чувствовал мальчик после кражи компаса?
  • Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?
  • Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)

  • Дети! Запомните:

«… От того, как ты отнесешься к своему проступку, найдёшь ли силы, чтобы раскаяться, или промолчишь, - и будет зависеть, как твои дела пойдут дальше, что из тебя получится.

… Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова – чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе.

Мой дорогой друг! Нашёл ли ты в себе силы, чтобы хоть раз произнести, сказать эти волшебные слова: «Простите меня. Я виноват!»

  • Какое чудесное лекарство предлагает автор?

3. Поговорим

  • Дети! Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на слове «совесть».
  • Вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).СЛАЙД 1-2
  •  Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
  • Для чего человеку нужна совесть?
  • Согласны ли вы с утверждением , что совесть не может ошибаться? Порассуждайте. (Ответы детей).
  • Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать
  • Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).
  • Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!» Покаяние приносит человеку, его душе умиротворение, покой.

- Человек , который живёт по совести , он какой ?

4. Беседа.1. А что, по-твоему, честность? 2.Как вы думаете, понятие совесть и честность связаны? Почему? 3.Как ты думаешь, для чего человеку нужна совесть?4.Всегда ли нужно поступать честно? А когда?5.На твой взгляд, легко ли быть честным человеком?6.Какого человека считают честным?

Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей)  *Сложение пословицы из слов:  “В ком стыд, в том и совесть” Как вы понимаете пословицу?*Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?

(Карточки с вопросом и ответами)

 1- физических недостатков;

 2- неблагополучных поступков;

 3- поношенной, но аккуратной одежды;

 4- невежества;

 5- своей внешности;

 6-бездушного отношения к окружающим.

Итог: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо

 решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?

 Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.

5.Разыгрывание ситуаций

Класс делится на малые группы. Учитель раздает задания на карточках. Затем предлагает их обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.

1. «Раушан взяла у Анели «Тетрис», чтобы поиграть, и не возвращает его».

  •  Как нужно поступить героям?
  •  Какие чувства они вызывают у вас?
  • А что бы вы предприняли? (Ответы детей).

2. «Алмазбек и Танирхан пошли в кино. Они задержались до вечера, играя в парке в футбол. Идут поздно вечером домой и договариваются, кто и что скажет своим родителям».

  • Порассуждайте, что скажут и как поступят герои?
  • Как бы поступили вы?
  • На ваш взгляд, как отнесутся родители к оправданиям своих детей?
  • Что вы чувствуете по отношению к героям? (Ответы детей).

3. «Аймурат не захотел идти в школу. Он пошел в компьютерный клуб. На следующий день его в школе спросили: «Почему тебя не было на уроках?». Аймурат ответил: «Я болел», – и покраснел, но учитель и ученики почувствовали, что это неправда».

  • Какие чувства у вас вызывает герой?
  • А почему он покраснел?
  • Как вы думаете, он был честен?
  • А были ли вы в такой ситуации? (Ответы детей).

 6. Обращение

“Друзья! Давайте жить по – совести”

Ученик 1

Жить по совести легко!

 Просто нужно уметь творить добро!

 Можно песни петь и танцевать.

 А можно, каждый вечер перед сном,

 Бабушке своей сказку почитать.

Ученик 2

Совесть нельзя в магазине купить.

 В лесу невозможно найти.

 С совестью просто нужно дружить,

 Верить в добро и любить!

Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова

 Дорога добра

 Спроси у жизни строгой:

 Какой идти дорогой,

 Куда по свету белому

 Отправиться с утра?

 Идти за солнцем следом,

 Хоть этот путь неведом, 2 раза

 Иди, мой друг, всегда иди

 Дорогою Добра! 7. Работа в тетрадях.

Круг «От сердца к сердцу».   «Свободный микрофон»

Ребята! Представьте себе, что кому-то из вас, единственному на Земле, стало известно о том, что через пять минут на Планете произойдет страшная катастрофа… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством! Что бы вы сказали миру? В чём бы вы хотели повиниться ?  (Ответы детей. Для учителя: не важно, если не всем детям удалось высказаться. Важно, что все они проговорили свой вариант обращения к людям – молча. Не рекомендуется оценивать слова и действия детей. Главное, интерес, мысли и слова, индивидуальное проявление личности младшего школьника. Желательно, чтобы звучала спокойная, приятная музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Конспект урока самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса

Конспект урокасамопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса  Тема  урока: «Добротой себя измерь»Цель урока: углубление  представлений учащихся о понятии «доброта...

Конспект урока по ОПК тема: " Совесть и раскаяние"

На данном уроке формируется представление о добре и зле, о совести и раскаяние, которые проявляются в человеке через его поступки....

Урок самопознания на тему "Жить по совести"

Представлено среднесрочное и краткосрочное планирование урока самопознания на тему "Жить по совести".Цель:Углублять представления учащихся об общечеловеческих ценностях праведном поведении и истине. ...

Конспект урока по светской этике "Совесть"

Разботка урока по предмету "Светска этика"....

открытый урок самопознания в 4 классе "Жить по совести"

Цель: углубление  представления учащихся о нравственных качествах человека через практику праведного поведенияЗадачи:- раскрывать значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;- ...

Конспект урока по ОРКиСЭ (ОПК) "Совесть и раскаяние"

Конспект урока по теме: "Совесть и раскаяние" по ОРКиСЭ (православная культура) для обучающихся 4 класса...