Конспект урока по ОРКиСЭ (ОПК) "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ольга Петровна Заикина

Конспект урока по теме: "Совесть и раскаяние" по ОРКиСЭ (православная культура) для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_i_raskayanie.docx36.74 КБ
Файл prilozhenie.docx20.63 КБ
Файл sovest_i_raskayanie.pptx717.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Совесть и раскаяние

Цель: дать представление ученикам о совести и роли раскаяния в духовной жизни человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», «раскаяние» в православной культуре;

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

развивать логическое мышление, память, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит поступать по совести

Ключевые понятия: добро, зло, совесть, раскаяние

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты        

УУД:

Предметные:

Формирование убеждения, что человек имеет возможность  справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмыслить тот факт, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души.

Метапредметные:

Познавательные -  осмысление детьми через частично-поисковый метод значения и связи слов «грех», «совесть», «раскаяние» в  русской православной культуре, а также важнейших дел совести и этапов действий раскаяния;

Личностные:  формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью; усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленном плану, способствовать развитию навыков самоконтроля; сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение,  работа в парах. 

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник "Основы православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.

Ход урока

Проверка готовности к уроку.

I Мотивационный этап

Сегодня на уроке мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет нам всегда оставаться нравственными людьми.  

II Этап актуализации знаний

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (о душе).

-Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (Любовь, свобода, творчество, разум).

- Вы каждый день заботитесь о своем теле умываетесь, чистите зубы, тепло одеваетесь. А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)

- Дома Вам нужно было подобрать пословицы о душе.

Кто готов зачитать?

Ребята, я тоже приготовила для вас пословицы, посмотрите внимательно на экран и подумайте, какое слово пропущено?

1 слайд

От человека утаишь, от ………. не утаишь.

Без рук, без ног – калека, без … – полчеловека

Когда ……..спокойна, тогда и человек счастлив.

Нечистая …… спать не дает.

Вы правильно определили в пословицах пропущено слово «СОВЕСТЬ» (крепится на доске).

Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние"( крепится на доске)

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

2 слайд

Тема: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

3 слайд

III Открытие нового знания

Сегодня на уроке мы узнаем о том, что такое совесть и что такое раскаяние с какими понятиями и умением они неразрывно связаны.

Для того, чтобы узнать с каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяние, прослушайте притчу.

Работа над притчей «Бабочка»

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А если он сохранит ей жизнь? (это добро) 

- Так с каким умением человека неразрывно связано совесть и раскаяние?

С умением различать добро и зло. (на доску крепятся слова «ДОБРО», «ЗЛО»

Православная культура даёт следующие понятия добро и зла

4 слайд

Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует Бога.

Зло – это те недобрые поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей.

Давайте поработаем с этими двумя понятиями.

Работа с понятиями «добро» и «зло»

-Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки со словами, ваша задача работая в парах разобрать эти слова в две кучки, в первую все слова, которые относятся к добру, а во вторую те слова, которые относятся к злу.

ПРОВЕРКА. Одна группа зачитывает слова – ДОБРО, вторая – ЗЛО.

ДОБРО

взаимовыручка

помощь

любовь

мужество

милосердие

честность

доброта

справедливость

ЗЛО

обман

ложь

убийство

воровство

жестокость

предательство

трусость

грубость

зависть

жадность

- У слова «зло» в православии есть синоним - ГРЕХ.  

ГРЕХ в православии  это не только плохое дело, но и чувство и даже плохие мысли. Это то, что в первую очередь происходит в самом человеке, а затем уже проявляется во внешнем его поведении. Это рана, которую человек наносит собственной душе.

- За совершенное зло человек отвечает по-разному. Выберете те понятия зла, за  которые человек отвечает перед законом в лице государства.

(Дети выбирают:    воровство,  жестокость,  убийство.

-  Закон  не всякий грех считает преступлением и не судит за него. А православие всякое преступление считает грехом.

- У вас осталось еще немало понятий в столбике зла, например, зависть не дает покоя  человеку, кто его будет судить, ведь это тоже  грех? (Люди, полицейский …)

- А он сам себя будет судить? Что укажет человеку на его неправильные поступки? (совесть)

Вывод: Человеку на его грех указывает его собственная совесть.        

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

1) Работа с понятием «СОВЕСТЬ».

Что такое совесть, как вы понимаете?

5 слайд

Давайте найдём более точное определение понятию совесть на с. 53 в рубрике

«Это интересно»                                                                                                      

-Какие же важнейшие дела выполняет совесть по поручению Творца? Давайте прочитаем чуть выше в начале страницы.

  • Перед выбором подсказывает, как должен поступить человек.
  • После ошибки срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

Послушайте одну притчу:

Притча о камнях

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговец  вместо товара положил в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
    И вот спустя сорок  долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стоял дряхлый старик.
— Здравствуй, — сказал он, — это я много лет назад обманул тебя тогда, и  пришёл сейчас попросить прощения. Человек ответил:— Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

- Что заставило торговца спустя столько лет прийти к человеку? ( Муки совести) и он решил …..

2) Работа с понятием «РАСКАЯНИЕ ».

Православие даёт человеку, так называемое лекарство от мук совести это лекарство и называется РАСКАЯНИЕ.

6 слайд

Давайте посмотрим внимательно на картину художника Н. Ге «Совесть. Иуда», написанную им в 1891 году

– Кого мы видим в центре картины? (Иуду, закутанного в одеяние, подобное савану.)

– Кто такой Иуда? (Ученик Христа, предавший его первосвященниками продавший за 30 серебреников.)

– Кого мы видим справа на картине? (Удаляющуюся процессию людей, уводящую Христа.)

– Почему Иуда не решается идти за ними следом? (Слишком огромен груз предательства на его душе, велико осознание подлости и ничтожности своего поступка.)

– Кто знает раскаялся ли Иуда? (Да)

В библии написано: “Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.” (Мф 27: 3-5).

Давайте на с.54 учебника найдём, что такое раскаяние только 1 абзац. (Чтение учеником вслух.)

7 слайд

Раскаяние –  осознание  неправильности, ошибочности, своего  поступка.

Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения.

– Приходилось ли вам испытывать муки совести и раскаиваться в совершённом поступке? Приведите примеры

Является ли человек, запятнавший себя навеки обреченным на муки совести? К счастью, нет!

     - Какой есть путь?

     - Путь этот состоит в том, чтобы раскаяться в своих поступках и спешить делать добро.

IV Первичное закрепление

Давайте попробуем исправить плохие поступки, при совершении которых, нравственного человека очень мучает совесть.

8 слайд

Украл – верни

Солгал – скажи правду

Сказал злое слово –  скажи доброе слово

Ударил - пожалей

Обидел – извинись

V Контроль усвоения новых знаний.

Ребята, как вы считаете, мы с Вами ответили на поставленные вопросы?

Давайте повторим, с какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

СОВЕСТЬ

РАСКАЯНИЕ

С каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяния?

ЗЛО

ДОБРО

9 слайд

Домашнее задание

Читать с. 51 – 57, нарисовать рисунок на тему «ДОБРО и ЗЛО»

VI Рефлексия

– А вы, ребята, с какой совестью уйдёте с урока?

– У вас на партах лежат два сердца: одно белое, другое – наполовину чёрное.

– Что символизирует белый цвет? (Чистоту, добродетель, радость.)

– Почему половина второго сердца чёрная? (Человек совершил что-то, не соответствующее нормам морали.)

– Почему только половина сердца окрашена в тёмный цвет? (Потому что у любого человека есть шанс исправиться и стать лучше.)

– Поднимите белые сердца те, кто работал сегодня на уроке «на совесть», т.е. добросовестно.

– Есть ли среди вас те, у кого «совесть неспокойна», т.е. кого в течение урока мучали сомнения, и он не всегда был уверен в своей правоте, поднимите сердца с тёмной половиной.

Закончить наш урок, мне бы хотелось небольшим стихотворением.

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Нельзя, ребята, нам  идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже совсем не человек!

Спасибо за работу. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

взаимовыручка

обман

помощь

ложь

любовь

убийство

мужество

воровство

честь

жестокость

милосердие

предательство

честность

жадность

доброта

грубость

справедливость

зависть

СОВЕСТЬ

РАСКАЯНИЕ

это переворот своих стремлений, исправление своей ошибки

это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует бога

это те безнравственные поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей

это внутреннее ощущение человеком добра и зла

        

ДОБРО

ЗЛО


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От человека утаишь, от … не утаишь Без рук, без ног – калека, без … – полчеловека Когда …спокойна , тогда и человек счастлив Нечистая …… спать не дает

Слайд 2

Тема: Совесть и раскаяние

Слайд 3

Совесть? Раскаяние? С какими понятиями и умением тесно связаны совесть и раскаяние?

Слайд 4

Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует бога Зло – это те безнравственные поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей.

Слайд 5

Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла

Слайд 6

Н. Ге «Совесть. Иуда» 1891 г.

Слайд 7

Раскаяние – это переворот своих стремлений, исправление своей ошибки Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения

Слайд 8

УКРАЛ – СОЛГАЛ – СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО – УДАРИЛ – ОБИДЕЛ –

Слайд 9

С какими понятиями и умением тесно связаны совесть и раскаяние? Совесть ? Раскаяние ?

Слайд 10

Домашнее задание Читать с. 51 – 57, нарисовать рисунок на тему «ДОБРО и ЗЛО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

Конспект урока по ОПК тема: " Совесть и раскаяние"

На данном уроке формируется представление о добре и зле, о совести и раскаяние, которые проявляются в человеке через его поступки....

Открытый урок ОПК по теме: "Совесть и раскаяние" 4 класс

Технологическая карта урока "Совесть и раскаяние" Модуль "Основы православной культуры"...

Конспект урока по ОРКиСЭ Модуль Светская этика Тема "Совесть"

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль «Основы светской этики»Тема: «Совесть» 1.ФИО: Иванова Галина Викторовна2. Место работы: ГБОУ Гимназия ...

урок ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"...