Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
методическая разработка ( класс) на тему

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc650.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ)

«Челябинский педагогический колледж №2»

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Методическое пособие

Челябинск, 2013

Составитель: Шарипова З.Р.

Рецензент: Тихонова М.Ю.

Развитие мыслительной деятельности младших школьников с трудностями в обучении посредством активных методов обучения/ сост. Шарипова З.Р. – Челябинск. : Челябинский педагогический колледж №2, 2013. – 63 с.

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII вида.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………….…… 4

Глава I. Использование активных методов обучения на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII  вида

  1. Активные методы обучения: понятие, классификация…………...……. 6
  2. Методические требования к уроку в специальных (коррекционных) классах VII  вида ……………………………………..…………………. 11

Глава II. Конспекты уроков по математике …………………………… 17

  1. Разработка дидактической игры «Автобусная остановка»………….... 55

Заключение ……………………………………………………………… 59

Список литературы ……………………………………………………... 61

Словарь ……….………………………………………………………….. 63

Пояснительная записка

Сегодня  система начального образования отказывается от традиционных  результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а  формулировка ФГОС указывает  на  реальные виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник  к концу начального обучения. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, в том числе и  активные методы обучения.

Как добиться активизации мыслительной деятельности младших школьников с трудностями в обучении в специальных (коррекционных) классах VII вида? Мы считаем, что необходимо систематически использовать активные методы обучения  к детям младшего школьного возраста с трудностями в обучении в специальных (коррекционных) классах VII вида, но с учетом психолого-педагогических особенностей детей данной категории, требований к уроку в специальных (коррекционных) классах VII вида.

Методическое пособие содержит пояснительную записку, в которой раскрывается актуальность использования АМО в специальных (коррекционных) классах VII вида. В пособии даны конспекты уроков по математике по программе «Школа России», научным руководитель данного комплекта является Андрей Анатольевич Плешаков. Математика. Авторы:  Моро М.И. и др. Конспекты отражают раздел: «Деление на двузначное и трехзначное число». Ценным в пособии является разработка заданий по математике с учетом специфики детей с трудностями в обучении. Представленные конспекты были апробированы в ходе прохождения преддипломной педагогической практики.

Методическое пособие адресовано студентам 4 курса 050709 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего обучения».

Глава I. Использование активных методов обучения на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII  вида

  1. Активные методы обучения: понятие, классификация

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в педагогической  литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других).

Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Обучение в системе АМО не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно.

Первоначально АМО получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, поэтому АМО, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

1. Проблемность: основная задача  учителя  состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей.

2. Адекватность:  учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.

3. Взаимообучение: стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

4. Индивидуализациия: требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

5. Исследование изучаемых проблем и явлений: реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

6. Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией:  при традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

7. Мотивация: активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Такими образом, термин АМО является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.

Методы активного обучения

Основные признаки

«Принудительная» активизация мышления и поведения

Наличие обратной связи

Диалогичность общения

Повышенная эмоциональность

Рефлексия

Классификация активных методов обучения

Неимитационные

Имитационные

Проблемные лекции

Неигровые

Игровые

Проблемные семинары

Имитационные упражнения

Разыгрывание ролей

Учебные

Тематические дискуссии

Групповой тренинг

Деловые игры

Проектировочные

Мозговая атака (штурм, эстафета)

Индивидуальный тренаж

Игровое проектирование

Исследовательские

Групповая консультация

Ситуационные методы

Игровые занятия на машинных моделях

Оргдеятельностные игры

Презентация

Педагогические игровые упражнения

Олимпиада

  1. Методические требования к уроку в специальных (коррекционных) классах VII вида

Особенности психофизического развития школьников с задержкой психического развития требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Класс VII вида должен помочь школьнику с ЗПР усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу своего дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальном классе предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно–развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.

Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др.

Основные дидактические требования к уроку в специальном (коррекционном) классе VII вида:

  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения;
  2. Урок в специальном (коррекционном) классе VII вида должен быть воспитывающим и развивающим;
  3. На каждом уроке в С (К) К VII вида должна вестись коррекционно-развивающая работа;
  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;
  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
  6. На уроке в С (К) К VII вида должны осуществляться межпредметные связи.

Урок в С (К) К VII вида должен быть оснащен:

  1. техническими средствами обучения;
  2. дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и т.п.);
  3. весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

  1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  2. соответствие мебели возрасту детей;
  3. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  5. соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок в С (К) К VII вида должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

  1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с задержкой психического развития;
  2. способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Специальные требования к уроку в специальном (коррекционном) классе VII вида:

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  2. Упрощение структуры ЗУ(знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  6. Опора на более развитые способности ребенка;
  7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в классе VII вида заключается в следующем:

  1. рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
  2. выбор цели и средств ее достижения;
  3. регулирование действий учеников;
  4. побуждение учащихся к деятельности на уроке;
  5. развитие интереса к уроку;
  6. чередование труда и отдыха.

В специальном (коррекционном) классе VII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, из-за малых порций новых знаний, наличия времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Этапы комбинированного урока:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

- сообщение целей и задач урока;

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- закрепление материалов;

- подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания.

Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей.

Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.

Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.

Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена, Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.

Глава II. Конспекты уроков по математике  с использованием информационно-коммуникационных технологий

Конспект № 1.

Тема: Деление на двузначное число.

Цели:

  1. познакомить с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Тихо сядет 1 ряд, тихо сядет 2 ряд и тихонечко сядет 3 ряд.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Устный счёт

К сегодня на урок пришел необычный гость. Герой из мультфильма, кто это?

Т.к. без точного счета ни одна работа не сдвинется с места, начнем урок с устного счета. Покажем Кар-карычу как нужно правильно считать.

Но сначала запишите число 8 апреля, классная работа.

Внимание на слайд, выполните действия устно и запишите только ответы.

1:1+0:428+428:1=

2098*0+1*(207 + 0:4267) + 422:1=

930 - 4*(25-0) - 732:732=

429, 629, 829

Что интересного заметили? Установите закономерность.

Какие это числа?

Почему их называют трехзначными?

Следующее задание. Внимание на слайд:

  1. Назови самое большее двузначное число.
  2. Найди произведение чисел 2 и 4.
  3. Сколько ушей у трёх мышей?
  4. На лугу было 36 лошадей, а коров 27. Сколько коров и лошадей было на лугу?
  5. Сколько лап у двух щенят?

Молодцы! Думаю, что кар карыч понял, как нужно правильно считать и ему понравилась ваша работа.

99

8

6

63

8

Работа над новым материалом

Ребята, Кар карычу поручили купить яблоки. Ему дали 492 рубля, а кг яблок стоят 82 руб. Сколько кг яблок сможет купить Кар карыч в магазине?

Как мы узнаем, сколько кг?

Что нужно сделать? Что на что нужно разделить?

Вы умеете трехзначные числа делить на двузначные? Вот и Кар карыч не знает как это делается.

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Какова тема сегодняшнего урока?

Итак, нам надо 492 разделить на 82.

Найдем первое неполное делимое. Делимым является всё число. Значит, в ответе будет 1 цифра. Разделю 492 не на 82, а на 80, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 49 на 8, получу 6. Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить, подходит ли цифра 6. Умножу 82 на 6, получится 492, значит, цифра 6 подходит. Теперь её можно записать в частном.

Откройте учебник, рассмотрите, как выполнено деление.

Попытайтесь объяснить.

384:96=4

Физминутка

Кар карыч устал, думаю вы тоже. Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте все, пожалуйста. Слушайте внимательно, выполняйте движения строго по инструкции.

Столько раз, друзья, присели,

Сколько дней у нас в неделе!

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько у Трёхглазки глаз.

Столько сделаем наклонов,

Сколько пальцев на руках.

А притопнем столько раз,

Сколько девочек у нас;

А прихлопнем столько раз,

Сколько мальчиков у нас!.

Работа над новым материалом. Закрепление.

Откройте учебник на стр. 46 № 216.

Выполним у доски по цепочки. По алгоритму:

Выделяю первое неполное делимое …

Определяю количество цифр  в частном …

Разделю .. на …

Получу …

Это пробная цифра …

Умножаю эту цифру на делитель…

Записываю ответ …

Делаю проверку …

294:42=7

140:35=4

230:46=5

162:54=3

Следующие 2 примера  выполнить самостоятельно на оценку. Первые 5 учеников, решивших эти примеры, подходят ко мне.

252:63=4           504:84=6

Посмотрите на последние 2 примера. Что вы заметили? (они сложные)

Что мы выполним первым действием? Что потом? Затем? (деление, умножение, сложение) И только потом записываем ответ.

365:73+252*84=21173

390:65+224*32=7174

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Итог урока

Кар карычу очень понравилось у нас в гостях, также понравилось, как вы работаете. Давайте еще раз повторим:

Чему учились сегодня на уроке?

Как мы трехзначное число делим на двузначное?

Сколько цифр в частном получается?

Домашнее задание

Стр. 46 № 217, № 219

Конспект №2.

Тема: Деление на двузначное число.

Цели:

  1. рассмотреть случаи деления на двузначное число с остатком; закреплять умения решать задачи;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Тихо сядет 1 ряд, тихо сядет 2 ряд и тихонечко сядет 3 ряд.

Устный счёт

Начнем урок с математической разминки. Вам необходимо выбрать правильный ответ. Выполняем на листочках на оценку.

1. Сколько общих букв у слов КЕНГУРУ и МАТЕМАТИКА?

(А) 1 (В) 2 (С) 3 (D) 4 (Е) 5

2. На календаре 2007 год. Сумма цифр этого числа равна 9. Через сколько лет повторится такая же сумма цифр?

(А) 1 год (В) 2 года (С) 7 лет (D) 9 лет (Е) 12 лет

3. Ваня старше Пети на 3 года и 1 день. Ваня родился 1 января 1997 года. Когда родился Петя?

(А) 2 января 2000 года (В) 2 января 1994 года

(С) 31 декабря 1993 года (D) 31 декабря 2000 года

(Е) 31 декабря 1999 года

4. Вася поет слово КЕНГУРУ. Он тянет каждый гласный звук 5 секунд, а на каждый согласный тратит ровно 1 секунду. Сколько времени он поет это слово?

(А) 7 сек (B) 17 сек (С) 19 сек (D) 29 сек (E) 35 сек

5. Что не равно 5?

(A) Лучшая оценка в школе.

(B) Число носов у двух собак и трех котов.

(C) Номер задачи, которую ты сейчас решаешь.

(D) Число букв в слове ПЯТЬ.

(E) Половина числа 10.

Молодцы! Сдаем листочки.

  1. В
  2. D
  3. A
  4. C
  5. D

Работа над новым материалом

А теперь, ребята, представьте, что мы космонавты. Мы пробыли в полёте 150ч. Скажите, сколько это суток и часов?

Сколько часов в сутках?

1 сут. = 24ч

Как мы узнаем, сколько суток пробыли в космосе?

150:24= 6(ост 6)

Вспоминаем, как мы делим трехзначное число на двузначное?

Какой ответ получился?

6 суток и 6 часов мы пробыли в полёте.

Что мы делали? Что на что делили? (трехзначное на двузначное с остатком)

Как вы думаете, какова тема урока?

Деление на двузначное число с остатком.

Деление с остатком трехзначных чисел на двузначные выполняется так же, как и деление без остатков.

Посмотрите на доску. Рассмотрите записи, которые вам даны и объясните решение.

326:62=5(ост 14)

526:74=7(8)

793:83=9(46)

Физминутка

Давайте немного отдохнем, встаньте все, пожалуйста. Я называю числа, когда вы слышите двузначное число – тянемся к потолку, трехзначное – 2 раза присели.

Работа над пройденным материалом

Откройте учебник на стр 47 №221. Выполняем у доски с объяснением.

156:48=3(ост 12)

278:62=4 (ост 30)

Последние 2 примера предлагаю выполнить самостоятельно на оценку. Первые 5 учеников подходят на проверку.

346:56=6 (ост 10)

445:73=6 (ост 7)

Молодцы!

Давайте решим задачу № 223 на с 47.

Прочитайте задачу.

Какова площадь первого поля? (56 га)

Какова площадь второго поля? (60 га)

Что сказано про первое поле? (высеяли на 432кг меньше, чем на втором)

Прочитайте вопрос задачи.

Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Составим краткую запись.

1й уч. – 56 га    ? на 432 кг м.

2й уч. – 60 га     ?

  1. 60-56=4(га)- приходится на 432 кг
  2. 432 : 4= 108(кг) – на 1 га
  3. 108 *56=6048 (кг)- на1м участке
  4. 108*60=6480(кг) – на 2м участке

Ответ: 6 048 кг засеяли на 1м участке, 6 480 кг – на 2м участке.

Молодцы, ребята.

Итог урока

Чему учились на уроке?

Как мы делим трехзначное число на двузначное?

Домашнее задание

Стр 47 №222, 226

Конспект № 3.

Тема: Деление на двузначное число.

Цели:

  1. познакомить с приемом деления на двузначное число, когда в частном получается многозначное число, совершенствовать умения решать задачи;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Устный счёт

Начнем урок с устного счёта.

Перед вами таблица. Как вы выполните это задание?

m

250

340

k

4

120

2


0

90

m*k

600

1000

720

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Следующее задание, выполняем устно.

720:9=80

5400:6=900

490:7=70

8000:10=800

828:36=

Можем мы решить устно последний пример?

Почему? Число 828, какое оно?

А число 36, какое?

Значит, какое число на какое мы будем делить? (трехзначное на двузначное)

Какова тема урока? (деление на двузначное число)

Совершенно верно. Мы продолжаем учиться делить на двузначное число. Сегодня познакомимся с приемом деления на двузначное число, когда в частном получается многозначное число.

Работа над новым материалом

Надо разделить 828 на 36.

Нахожу первое неполное делимое. В ответе будет 2 цифры. Закрою ладонью последние цифры, 8 разделю на 3, получится 2. Проверяю умножением, записываю. Нахожу второе неполное делимое. Определяю вторую цифру частного. Ответ 23.

Откройте стр 48 №229. Выполняем у доски с комментарием.

Молодцы!

Физминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашкою дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь

Закрепление пройденного материала

Давайте решим задачу №231.

О чем говорится?

Какова масса слона? Что еще сказано про слона?

Какова масса лошади?

Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Составим краткую запись

Сначала выразим все значения в кг.

5т=5000кг

4т 500кг=4500кг

  1. 5000-4500=500(кг)- масса лошади
  2. 5000:500= 10

 Запишем ответ.

Ответ: в 10 раз.

Молодцы!

Итог урока

Над чем работали сегодня на уроке?

Что закрепляли?

Домашнее задание

Стр. 48 № 230

Конспект № 4.

Тема: Деление на двузначное число.

Цели:

  1. продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление пяти- и шестизначных чисел на двузначное; закреплять умение решать задачи;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Устный счёт

Начнем урок с устного счёта.

  1. «Цепочка».

420                +55               *90

          - 75                  :8

  1. Посмотрите на доску. Даны примеры. Необходимо вставить пропущенные цифры.

29736    56

280        531

  173

  168

      56

      56

        0

   136576    64

   128          2134

       85

       64

       217

       192

         256

         256

            0

Молодцы!

Скажите, на какие числа мы делили?

Значит, какова тема урока?

Совершенно верно. Мы продолжаем учиться делить на двузначное число. Сегодня мы рассмотрим деление пяти- и шестизначных чисел на двузначное.

345

400

50

Повторение пройденного материала

Ребята, давайте вспомним алгоритм, по которому мы делим число на двузначное.

Посмотрите на слайд. Прочитайте. что вы здесь заметили? (нарушен порядок).

Вам необходимо восстановить последовательность.

  1. Нахожу первое неполное делимое.
  2. Определяю количество цифр в частном.
  3. Определяю первую цифру частного.
  4. Нахожу второе неполное делимое.
  5. Определяю вторую цифру частного.
  6. Нахожу третье неполное делимое.
  7. Определяю третью цифру частного.
  8. Называю ответ.

Молодцы! Вспомнили, а теперь по этому алгоритму попытаемся прорешать примеры.

Работа над новым материалом

Откройте учебник на стр. 49 №237.

Решаем у доски с объяснением.

48 984:52=942

91 375:43=2125

Последние 2 примера предлагаю выполнить самостоятельно.

243 144:72=3377

351 456:84=4184

Физминутка

Давайте немного отдохнем, встаньте, пожалуйста.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашкою дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь

Работа над пройденным материалом

Давайте решим задачу №239.

Прочитайте задачу.

О чем говорится в задаче?

Сколько т пшеницы продали фермеры?

Сколько т ржи?

А сколько т гречихи?

Прочитайте главный вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

Составим краткую запись.

П. – 1364 т

Р. - ? на 276 т м

Г. - ? в 8 р. м

1) 1364 – 276=1088(т)- ржи

2) 1088:8=136(т) – гречихи

Ответ: 136 т гречихи продали фермеры.

Выполним №240. Прочитайте задание.

1428:42=2856:84

34=34

9408 – 936=8208 +736

8472=8944

4507*18=81126

81126=81126

9512:29=328

328=328

Молодцы!

Итог урока

Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Что закрепляли?

Домашнее задание

Стр 49 №238

Конспект № 5.

Тема: Деление на двузначное число.

Цели:

  1. познакомить учащихся с приемом деления на двузначное число в случае, когда цифра частного находится в результате нескольких проб;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Устный счёт

Начнем урок с математической разминки.

Внимание на слайд. Весёлый устный счёт:

  1. Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей. Пригласил двух медвежат, трех зайчат и пять бельчат. Посчитай поскорей, сколько у ежа друзей?
  2. 4 Алёнки, 4 Наташки под солнцем весенним играли в пятнашки. Так сколько, ребята, ответьте скорей, под солнцем весенним играло детей?
  3. В зоопарке я бывала. Обезьянок я видала. 3 сидели на песке, 2 качались на доске. А ещё 3 спинки грели. Сосчитать вы их успели?
  4. На солнышке три свинки лежали. Грели спинки. А с ними 5 ягнят копытцами стучат. Играют, отдыхают и не подозревают, что ребятишки в классе их всех пересчитают!
  5. Очень дружно мы живем, в школьном хоре все поем: Маша, Коля, Эллочка, Света, Таня, Галочка, два Серёжи и Марат. Сколько всего в хоре ребят?
  6. В поле бабочки летали, лепестки цветов считали. На одном цветке их пять сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков, если 6 всего цветков?
  7. Пять котят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех? Скажите мне.
  8. Дарит бабушка Лисица трем внучатам рукавицы: это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуке. Берегите, не теряйте, сколько всех, пересчитайте!
  9. Всего на ферме живут 266 овец. В одной овчарне 38 овец. Сколько было таких помещений?

Ребята, можем ли мы эту задачу решить устно?

Как мы узнаем, сколько было таких помещений? (нужно 266 разделить на 38)

Число 266, какое оно? (трехзначное)

А число 38? (двузначное)

На какое число мы делим?

Значит, какова тема урока?

Совершенно верно.

Работа над новым материалом

Мы сегодня продолжаем тему деление на двузначное число. Познакомимся с новым приемом решение таких примеров, когда пробная цифра сразу не подходит. Внимание на доску, я сейчас объясню, а потом вы по цепочке у доски будете решать подобные примеры.

266:38

Разделим 266 на 38. Найдем количество цифр в частном.

Как найдем цифру частного? (нужно 26 разделить на 3, получится 8)

Проверьте. (38 умножим на 8, получится 304)

Подходит ли цифра 8? (нет, получилось больше, чем 266).

Значит, в частном должно быть меньше, чем 8, берем 7. Проверяем.

38 умножим на 7, получится 266; цифра 7 подходит.

Какой ответ? (7).

Физминутка

Давайте немного отдохнем, встаньте все, пожалуйста.

Когда вы слышите однозначное число - руки вверх, когда слышите двузначное – присядьте, трехзначное – наклоны вперед:

45, 789, 2, 66, 213, 8….

Закрепление нового материала

Таким же образом, с объяснением, решаем задание № 243.

216:36=6

910:26=35

296:37=8

168:28=6

329:47=7

174:29=6

Последние 2 примера предлагаю выполнить самостоятельно:

184:23=8

162:27=6

Молодцы!

Открываю задачу №244 на стр 50.

Прочитайте задачу.

В хозяйстве заготовили для коров 17 066 ц сена из расчета 23 ц на корову и 10 176 ц сена для телят, по 12 ц на каждого теленка. Сколько всего коров и телят в хозяйстве?

О чем говорится в задаче?

Сколько всего ц сена заготовили для коров? На одну корову сколько?

А сколько ц сена заготовили для телят? Сколько на одного теленка?

Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Составим краткую запись:

      на 1 жив.          кол-во жив.           всего ц

К.     23 ц                    ? ж.                      17 066 ц

Т.     12 ц                    ? ж.                       10 176 ц

1) 17 066: 23= 742(ж.) – коров

2) 10 176: 12= 848(ж.) – телят

3) 742+848= 1590(ж.)

Записываем ответ.

Ответ: 1590 животных всего.

Итог урока

Что нового узнали на уроке? (на уроке мы рассмотрели новый прием деления на двузначное число).

Что повторяли? (повторяли решение задач).

Домашнее задание

Стр. 50 №245, №248.

Конспект № 6.

Тема: Деление на двузначное число.

Цели:

  1. закреплять умение выполнять деление на двузначное число, совершенствовать умения решать задачи;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада вновь видеть вас.

Устный счет

Начнем с математической разминки.

  1. Головоломка

    ?        ?        ?

    +       =

     - 32 = 18

74 -      =

  1. Примеры на деление и умножение.

8*8=

81:9=

56:8=

6*7=

4*9=

564*1=

999:999=

1872:24=

Можем ли мы устно решить последний пример?

Посмотрите на последний пример. На какое число мы делим?

Как вы думаете, какова тема урока?

Совершенно верно.

Работа над новым материалом

Мы сегодня продолжаем учиться делить на двузначное число.

Давайте повторим алгоритм решения таких примеров. Внимание на слайд. Восстановите порядок.

  1. Нахожу первое неполное делимое.
  2. Определяю количество цифр в частном.
  3. Определяю первую цифру частного.
  4. Нахожу второе неполное делимое.
  5. Определяю вторую цифру частного.
  6. Называю ответ.

Молодцы! Вспомнили, а теперь по этому алгоритму решим пример

1872:24=78

Стр. 51 №250. Решаем примеры у доски с объяснением, пользуясь этим алгоритмом.

8820:28=315

2520:35=72

32428:67=484

20944:56=374

Посмотрите на последние 2 примера. Что вы можете сказать о них? (сложные)

Что выполняем первым действием? (выполняем то, что в скобках, затем умножение и сложение)

(9*387+387)+65*2=(3487+387)+130=4004

10000 – (954*11 - 954)= 10000 – (10494 - 954)=460

Физминутка

Давайте немного отдохнем, встаньте, пожалуйста.

Я называю числа, когда вы слышите двузначное число – тянемся к потолку, трехзначное – 2 раза присели.

Работа над пройденным материалом

Откройте стр. 51 задача № 252.

Прочитайте задачу.

О чем говорится в задаче?

Какова масса угля в железнодорожном вагоне?

Что сказано про самосвал?

Как вы понимаете выражение ТРИ ДЕСЯТЫЕ ЧАСТИ этого груза?

Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Составим краткую запись

В вагоне – 60 т

За 1 рейс – 3/10

6 вагонов по 60 т

Рейсов - ?

  1. 60:10*3=18(т) – за 1 рейс
  2. 6*60=360(т) – в 6 вагонах
  3. 360:18=20(р.)

Записываем ответ.

Ответ: 20 рейсов.

Итог урока

Ребята, над чем  мы работали на уроке?

Мы продолжали учиться делить многозначные числа на двузначные, повторили решение задач.

Домашнее задание

Стр. 51 №249, 253

Конспект № 7.

Тема: Решение задач. Закрепление пройденного.

Цели:

  1. закреплять умения решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям; совершенствовать вычислительные навыки;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада вновь видеть вас.

Устный счёт

Начнем с математической разминки. Пройдет эта разминка в виде теста. Даны листочки, подпишите их.

1-й субтест (установление отношений аналогии).

Даны три слова. Между первыми двумя существует определенная связь. Нужно найти к третьему слову такое, которое было бы так же с ним связано, как первое со вторым. Это слово надо подчеркнуть.

ПИЛА: ПИЛИТЬ = ПЕРИМЕТР:

а) искать б) прибавлять в) вычислять г) отнимать

ПИЛА: ПИЛИТЬ = ДЕЙСТВИЯ:

а) запомнить б) выполнить в) перемножить г) разделить

ПИЛА: ПИЛИТЬ = ОБЪЕМ:

а) наполнять б) вычислять в) переливать г) измерять

ПИЛА: ПИЛИТЬ = ОТРЕЗОК:

а) выделять б) измерять в) отличать г) делить д) представлять

ПИЛА: ПИЛИТЬ = ЗАДАЧА:

а) писать б) решать в) думать г) составлять д) выполнять

2-й субтест (логическое обобщение).

Даны четыре или пять слов, три объединены одним признаком, четвертое и пятое к ним не подходит. Их нужно подчеркнуть.

а) рубль б) пуд в) длина г) метр

а) сложение б) остаток в) делитель г) делимое д) частное

а) множитель б) делимое в) частное г) слагаемое д) величина

а) свойство б) сложение в) площадь г) вычитание д) умножение

3-й субтест (логическая классификация). Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.

30 + х > 40       45 – 5 =40        60 + х = 90

80 – х               38 – 8 < 50        х – 8 = 10

Молодцы! Сдаем листочки.

Работа над пройденным материалом

Ребята, решите примеры и тогда вы узнаете тему сегодняшнего урока:

9*7=   (а)        100:100=    (к)

36:6=    (ч)      3*4=          (з)

6*7=     (д)      72:9=       (ж)

12

63

42

63

6

63

Какое слово получилось? ЗАДАЧА

Значит, какова тема урока?

Совершенно верно, решение задач.

Откройте тетради, запишите число 17 апреля, Классная работа, и пропишите число 17 до конца строки через клеточку.

Откройте учебник на стр. 52 задача №258.

Прочитайте задачу.

О чем говорится в задаче?

Сколько кусков ткани купили для клуба? Для чего?

В первом куске, сколько было метров ткани?

А во втором куске?

Что сказано про второй кусок ткани?

Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Составим краткую запись:

    На 1 штору           кол-во штор      всего м

1-й к.                            ?                          27 м

2-й к.                       ? на 3 ш. б.              36 м

  1. 36 – 27=9 (м) – на 3 шторы
  2. 9:3= 3 (м) – на 1 штору
  3. 27:3=9 (ш.) – из 1-го куска
  4. 36:3=12 (ш.) – из 2-го куска

Ответ: 9 штор из 1-го куска, 12 штор из 2-го куска.

Физминутка

Давайте немного отдохнем, встаньте, пожалуйста. Я показываю движения, а вы повторяйте за мной.

Меня укусил гиппопотам,

От страха я на дерево залез.

И вот я здесь, а ноги мои там,

Меня укусил гиппопотам.

Я ему кричу: «отдай ногу»,

А он мне отвечает: «Не могу!».

И вот я здесь, а ноги мои там,

Меня укусил гиппопотам.

Работа над пройденным материалом

Продолжаем работать. Стр. 52 №261. Решите примеры с объяснением. Решаем у доски:

663:13=51

855:19=45

5205:15=347

4608:18=256

Молодцы!

Итог урока

Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Мы повторяли решение задач, выполняли деление на двузначное число.

Домашнее задание

Стр. 52 № 259, № 262.

Конспект № 8.

Тема: Деление на двузначное число

Цели:

  1. рассмотреть прием деления для случаев, когда делитель – двузначное число второго десятка; совершенствовать умения решать задачи;
  2. развивать математическую речь, умения ставить перед собой вопросы, намечать пути их решения; активизировать мыслительную деятельность;
  3. воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование: презентация, учебник «Математика» Моро 4 класс часть 2.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь

Устный счёт

Начнем с математической разминки. Пройдет разминка в виде тест. Внимание на экран:

Нужно выбрать правильный ответ:

  1. Как можно представить в виде произведения двух множителей число 48?

 а) 7 и  6          б) 7 и 7        в) 6 и  8       г) 7 и   8

  1. Какое число делится на 7?

 а) 24    б) 28       в) 32

  1. Какое число нужно вставить, чтобы равенство было верным?  54:   = 6          

а) 9       б) 6       в) 7

  1. Частное каких чисел равно 9?

 а) 18 и 9     б) 3 и 3       в) 27 и 3

  1. Найди пары чисел, произведение которых равно 10?

 а) 6 и 3    б) 5 и 2      в) 7 и 4      г) 9 и 2     д) 3 и 4

  1. На сколько надо разделить 56, чтобы получилось 8?

 а) на 6     б) на 7     в) на 8

  1. В коробке было 7 красных карандашей, а синих – в 2 раза больше, чем красных. Сколько синих карандашей было в коробке?

 а) 9 карандашей      б) 16 карандашей     в) 14 карандашей

  1. 15 л яблочного сока разлили в 5 банок поровну. Сколько нужно таких банок, чтобы разлить 30 л сока

 а) 20 банок     б) 5 банок      в) 10 банок

Хорошо, молодцы!

Работа над темой урока

Решите задачу:

Рабочие магазина упаковывали крупу. Они разложили 636 пакетов крупы в коробки, по 12 пакетов в каждую. Сколько коробок понадобилось рабочим магазина?

Как мы узнаем, сколько коробок понадобилось рабочим магазина?

Нужно 636 разделить на 12.

На какое число делим?

Значит, какова тема урока?

Совершенно верно, продолжаем учиться делить на двузначное число.

Число 12 относится к числу, какого десятка?

К трудным для вычислений относятся случаи деления, когда делителем являются числа второго десятка (11, 12, 13, …, 19), потому что при решении получается много проб. Подбору цифр частного при делении на число второго десятка помогает таблица. Внимание на таблицу.

Итак, какой пример у нас получился?

Нужно 636 разделить на 12.

636:12=

Решаем по таблице.

636:12=53

Таким же образом, пользуясь таблицей, прорешаем примеры на стр 53 № 266.

876:12=73

768:16=48

3791:17=223

6688:19=352

18998:14=1357

14505:15=967

Посмотрите на последние 2 примера. Какие они? (сложные)

Что мы выполняем первым действием? Что затем?

90 000 – 705*83= 90 000 – 58515=  31485

80 100 – 603*79= 80 100 – 47637= 32463

Физминутка

Давайте немного отдохнем, встаньте, пожалуйста. Я показываю движения, а вы повторяйте за мной.

Чтоб головка не болела

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим -

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо - влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол,

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминки.

Работа над пройденным материалом

Продолжаем работать. Откройте стр. 53 задача №268.

Прочитайте задачу.

О чем говорится в задаче?

Сколько было голубых елей?

На каждые 8 голубых елей приходилось сколько кленов? А сколько лип?

Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Составим краткую запись.

  1. 360:8=45(раз) – по 8 елей
  2. 18*45=810(д.) – кленов
  3. 16*45=720(д.) – лип
  4. 360+810+720=1890(д.)

Ответ: 1890 деревьев всего.

Итог урока

Над чем работали сегодня на уроке?

Что повторяли?

продолжали знакомиться с новыми приемами деления на двузначные числа

повторяли решение задач

Домашнее задание

Стр. 53 № 272

  1. Разработка дидактической игры «Автобусная остановка»

Цель дидактической игры:

  1. образовательная: обобщить знания младших школьников по теме «Деление на двузначное число», используя различные виды математических заданий;
  2. развивающая: продолжить работу над формированием мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование;
  3. воспитывающая: научить учащихся работать в малых группах.

Класс был разделен на 3 группы по 5 человек

Численный состав: 15 человек

Время проведения дидактической игры: 20-25 минут

Оборудование: презентация

Ход дидактической игры:

Даются задания (оптимально 4), 4 остановки. Участники разбиваются на группы. Группы распределяются по автобусным остановкам:

  1. математическая головоломка;
  2. загадки математического содержания;
  3.  задачи-шутки;
  4. найдите ошибку в цепочке.

На каждой остановке (на слайде) даны задания:

  1. Математическая головоломка

    ?        ?        ?

    +       =

     - 32 = 18

  1. -      =

  1. Загадки математического содержания:
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
  • Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
  • Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
  • Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
  • Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)
  • Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
  • В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)
  • Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
  • В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
  • 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
  • Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево.)
  • Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)
  • Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
  • Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
  1. Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными:
  • Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
  • Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)
  • На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)
  • Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
  • Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)
  • У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
  • Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
  • Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
  • Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)
  • На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
  • Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)
  1. Найдите ошибку в цепочке

После проведения дидактической игры был проведен анализ, который показал, что познавательный интерес к уроку математики у учащихся 4г класса повысился, также ученики продемонстрировали определенные виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Заключение

Активные методы обучения действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Эффективность активных методов обучения. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при использовании активных методов обучения: ролевых игр, игровых ситуации, и т.д., 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Вторая причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Третье, кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяют так же эффективно в процессе урока осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков:

  1. способность принимать решения и умение решать проблемы,

коммуникативные умения и качества;

  1. умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи;
  2. умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей;
  3. лидерские умения и качества;
  4. умение работать в команде и др.

Не секрет, что в первую очередь от учителя зависит – каким будет начальное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. – т.3. - С.5-329.
  2. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2005. - 168 с.
  3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский.- М.: Академия, 2010. - 192 с.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2011. – 384с.
  5. Ильясов, И.И. Общее представление об учении как деятельности [Текст] / И.И. Ильясов // Теории учения. Часть 1 / под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М.: РИЦ «Помощь», 2000. – С.95-97.
  6. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е. Каратаева // Директор школы. – 2011. - №9. - С.75-80.
  7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
  8. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 2001. – 96с.
  9. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2010. – 96с.
  10. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Изд. АПН СССР, 2000. – 144c.
  11. Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования / Р.С. Немов. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999. – 496с.
  12. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 512 с.
  13. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
  14. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - С.217-233.
  15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 705 с.
  16. Рыжов, В.Н. Дидактика [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В.Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 318 с.
  17. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2000. – 192с.
  18. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика [Текст] / Л.М. Фридман. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 64с.
  19. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Текст]: Научное издание / А.В. Хуторский. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 239 с.
  20. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М., 2000. – 351 с.

Словарь

Активные методы обучения – это методы обучения, которые побуждают учеников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Мыслительная деятельность – это 1) социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза; 2) процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий; 3) познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком; 4) обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и идей; 5) опосредствованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.; 6) особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.

Синтез – это обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Сравнение – это мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных.

Обобщение – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Классификация – это разделение с последующим объединением явлений и предметов в определенные группы или классы.

Систематизация - расположение определенных групп или классов в соответствии порядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе.      Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения на уроке литературного чтения

       В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и ест...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

                 Использование АМО в организации образовательного и воспитательного процессов обеспечивает устойчивый положительный р...