Главные вкладки

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
    материал ( класс) на тему

    Горбунова Елена Николаевна

           Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

    Задачи:

    1.        Определение уровня сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в  начальной школе.  

    2.        Апробация диагностических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

    3.         Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон, корректирование методов и форм работы.

    Объект мониторинга:

    1.     Универсальные учебные действия младших школьников;

    Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для  коррекции учебно - воспитательного процесса.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiticheskiy_otchyot_gorbunovoy_e.n.docx145 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал муниципального казённого образовательного учреждения

    Шалинского городского округа

    «Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» -

    «Горная средняя общеобразовательная школа»

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

    2010 -2015 годы

    «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

    Составитель: Горбунова Е.Н.

    учитель начальных  классов

    первая квалификационная  категория          

    2015г.

    Содержание.

    Введение………………………………………………………………………………………… 2

    1. Теоретическая часть.
    1. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе……………..4
    2. Использование современных образовательных технологий в

    образовательном процессе при формировании универсальных

    учебных действий……………………………………………………………………….6

    1. Практическая часть.
    1. Мониторинг универсальных учебных действий в 1,2 классах………………………11
    1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта…………………15
    2. Непрерывность профессионального развития……………………………………………15
    3. Заключение……………………………………………………………………………….…16
    4. Список литературы………………………………………………………………………....16
    5. Приложения………………………………………………………………………………...17

    Введение.

    Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Конституция РФ в статье № 43 гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных учреждениях. Таким образом, моя педагогическая деятельность основывается на следующие нормативно – правовые документы:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    • Закон Свердловской области №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» от  09.07.2013 (Закон Свердловской области от 17.12.2014 №120-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»);
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373 (с изменениями от 26.11.2010г.) и направлена на достижение обучающимися лично;
    • Образовательная  программа МКОУ «Шамарская СОШ №26»;
    • Рабочие программы учебных предметов.

    Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).

    Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

    Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

    Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

            В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют четыре блока:

    -    личностный;

    -   регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

    -  познавательный;

    -  коммуникативный.

           Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

    Задачи:

    1. Определение уровня сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в  начальной школе.  
    2. Апробация диагностических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
    3.  Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон, корректирование методов и форм работы.

    Объект мониторинга:

    1.     Универсальные учебные действия младших школьников;

    Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для  коррекции учебно - воспитательного процесса. 

    1. Теоретическая часть.
    1. Формирование универсальных учебных действий  в начальной школе.

    Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

            В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.

    Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного  развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для  обучающихся к решению жизненных задач.

    Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

    Функции УУД:

    - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

    - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

    Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

    Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

    Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

    Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

    К основным видам  универсальных учебных действий относятся  личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД

    Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
    • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
    • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

    Познавательные УД  включают  общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

    Общеучебные навыки:

    •  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
    • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
    • анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
    • синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
    • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

    Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    В 1и 2 классе процесс освоения УУД находится на начальном этапе. В рамках мониторинга у первоклассников диагностируется владение этими умениями на уровне «представлений». Это уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия.

    В 3 классе происходит осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение).

    В 4 классе - применение способа действия в контексте учебной задачи (цели).

    УУД обеспечивают способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а так же к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

    Наиболее эффективным  подходом к формированию универсальных учебных действий является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.

    1.2. Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе при формировании универсальных учебных действий.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование   универсальных   учебных   действий. Достижению данной  задачи способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе технологий проблемного обучения и обучения в диалоге, на основе различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.

    В своей педагогической деятельности мною используются следующие технологии продуктивного обучения:

    - проблемно – диалоговое обучение;

    - проектную деятельность;

    - исследовательская деятельность;

    • Проблемно-диалоговое обучение

    Методическая цель — создание условий для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенции - достигается использованием разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации. Сочетание технологии проблемного обучения с групповой формой работы на уроках дает возможность учащимся осуществлять учебный поиск наиболее эффективно.

    Решение данных задач осуществлялось мной постепенно. В первом классе дети находят решение совместно с учителем, но при этом им предоставляется возможность предполагать, высказывать свои соображения, устанавливать несоответствия, объяснять свой выбор (не согласен - объясни). На данном этапе обучения использую диалоговую форму обучения и начинаю вводить групповую форму работы.

    Во втором классе дети, работая в группах, выдвигают гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к  новым знаниям, самостоятельно принимают решение и представляют его классу и учителю. Важно, что реакция на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения носит рефлексивный характер. Этому этапу уделяю большое внимание, т.к. детям необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их. Наряду с учебными задачами решается и воспитательная задача, кроме того, развивается речь, логическое и критическое мышление. Дети постепенно начинают общаться между собой, причем общаться по делу и уважительно. Поэтому в третьем и четвертом классе поиск решения учебной задачи, представление решения, его анализ и оценка осуществляется детьми уже без прямого вмешательства учителя.

    В своей практике я использую методику проблемно-диалогового обучения т.к. она способствует формированию   у   школьников   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств.

    • Проектная и исследовательская деятельность.

    В новом ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит, метод проектов можно считать здоровьесберегающими технологиями.

     Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность,  активно участвовать в овладении новыми знаниями. Например, проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде». С этим проектом дети выступили перед учениками 1 класса и детьми детского сада.

    В своей практике я использую следующие виды проектов:

      - Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это обоснование  актуальности темы, выявление проблемы, объекта исследования, постановка цели и задач исследования, гипотезы, выбор  методов исследования, описание результата  и  выводы.

    Пример такого проекта: «Народы России», «Право на образование».

    - Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры: она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

    - Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта «Добро и зло», который помог раскрыться в первую очередь тем ребятам, которые трудно идут на контакт и не могут выстраивать отношения в коллективе.

    Таким образом, исследовательская деятельность дает очень многое при формировании личностных универсальных учебных действий.

    В своей практике  использую следующие современные образовательные технологии:

    - Игровая;

    - Здоровьесберегающая;

    - Технология сотрудничества;

    - ИКТ;

    - Личностно – ориетированное обучение;

    • Игровая технология.

                 Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. На уроках я использую дидактические и сюжетно - ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок - сказка, урок - путешествие, урок – экскурсия и т.д. Использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:

    - коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать отвечающего,  правильно выражать свои мысли;

     -познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности;

    - регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;

    - личностные УУД - фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру;

    • Здоровьесберегающая технология

    Формированию  личностных универсальных учебных действий способствуют здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных сложных задач современной школы. Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих уроков, поскольку используется рациональная смена различных видов деятельности учащимися: устная и письменная, индивидуальная и коллективная, применяются различные игровые приемы.

    Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

    • Технология сотрудничества

    На моих уроках, в основном, технология сотрудничества  представлена приёмом работы в парах. Работа в парах -  это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. В процессе совместной работы формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, необходимые учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

     Достоинствами этой технологии является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя.

    Также использую парно - коллективную форму работы (по другому – динамические пары или пары сменного состава) предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, он находит другого, который также закончил работу, и организует новую пару для дальнейшей работы.

    Другой вид групповой работы - единая групповая работа иначе называется звеньевой и представляет собой организацию учебной деятельности относительно постоянных малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают над одним и тем же заданием.

    Дифференцированно - групповая работа заключается в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями.

    • ИКТ

    Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

    Включение программно-аппаратного комплекса (далее ПАК) в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. Таким образом, применение мною ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК в учебной и внеурочной деятельности приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям, развивает творческие способности и создает благоприятный эмоциональный фон.

    Использую в учебном процессе нэтбуки с применением ЭОР:

     - при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК);

    -  в системе контроля и проверки;

    - при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся);

    - во время тренировки конкретных способностей учащегося – внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).

    Использование ЭОР в образовательном процессе позволяют повысить степень самостоятельности учащихся. Я использую их как в индивидуальной работе, так и групповой работе.

    Так же в своей работе  использую документ – камеру.

    Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру и даже к микроскопу.  Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Главное преимущество документ – камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.

    Документ-камеру я использую на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, проверка домашней работы,  контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.). Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки, демонстрировать художественные изделия, выполненные учащимися.

    Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы StarBoard, при демонстрации презентаций, в том числе собственных. На уроках литературного чтения и окружающего мира программа StarBoard позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

    Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я показываю фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств, даю послушать музыку и  аудиозапись текстов, обратиться к интерактивным лекциям. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют мне показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью я смогла показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению.

    Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

    • Личностно-ориентированное обучение.

    Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

    Личностно-ориентированные ситуации в моей практике связаны с методами и приемами организации познавательной деятельности. Это проблемно-поисковые, исследовательские. Методы диалогического общения (диалог, эвристическая беседа, дискуссия,  групповые формы работы), метод проектов. Формы учебных занятий разнообразны: урок-игра, урок-театр, занятия-поиски, занятия-исследования, интегрированные уроки, обобщающие семинары.

    1. Практическая часть.
    1. Мониторинг универсальных учебных действий в 1,2 классах.

    В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД».

    В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в апреле.

    В начале года мониторингу формирования развития УУД предшествовало диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводилось на 3 - 4 неделе сентября. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни. 

    Была использована рабочая тетрадь «Школьный старт» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.

    Результаты диагностики «Школьный старт» на начало 2013-2014 уч.г.

    1. Базовый уровень инструментальной готовности и личной готовности.
    2. Базовый уровень инструментальной готовности и низкий уровень личной готовности.
    3. Низкий уровень инструментальной готовности и высокой личной готовности.

     Для учеников, вошедших в группу с базовым уровнем  инструментальной  и личностной готовности, необходимо поддерживать высокий уровень познавательной активности через личностно - ориентированные задания в урочной деятельности, участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах.

     Для учеников, вошедших в группу с  базовым уровнем инструментальной готовности и низким уровнем личностной готовности, важна поддержка, побуждение к действиям, создание  ситуации успеха для этих детей, средний темп обучения на уроке.    

    Для детей с низким уровнем личностной готовности нужно развитие эмоционально-волевой  сферы.

    Для мониторинга УУД использовался «Методический инструментарий оценки достижений планируемых результатов обучающихся начальных классов», который проводится с определённой  периодичностью: сентябрь и апрель. (Приложение 1)

    Мониторинг личностных УУД в 1 классе.

    Личностные универсальные действия самоопределения оценивались по методике «Беседа о школе»  (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). У 55% учащихся наблюдалась положительная динамика в формировании личностных универсальных действий  самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.

    Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе на конец учебного года.

    У 60% учащихся регулятивные УУД сформированы на высоком уровне, у других 20% находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития, у 10% сформированы на низком уровне. (Методика «Изучение саморегуляции» по У.В.Ульенковой).

    При исследовании уровня развития познавательных УУД 55% учащихся выявлен высокий уровень развития логических универсальных действий, у 35%- средний уровень, у 10 % низкий уровень (Методика «Кодирование», 11-й субтест Д. Векслера).

    Уровень развития коммуникативных УУД с помощью методики «Рукавички» Г.А. Цукерман, предназначенной для выявления уровня развития коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Получены следующие результаты: у 70% обследованных первоклассников выявлен высокий уровень развития коммуникативных действий, у 20% выявлен средний уровень, у 10% - низкий.

    По истечению исследования УУД были определены следующие пути решения проблем: во время уроков и во внеурочной деятельности использовать   задания и упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки, коммуникативных навыков, снижению тревожности, развитию мыслительных операций. А также были сформированы рекомендации для родителей:

    - поддерживать самостоятельность ребенка при приготовлении  творческих работ, в том числе с использованием компьютера. Помогать ребенку, но не выполняйте задания  за него;

    - развивать ребенка  в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, кружках;

    - больше общаться  с  ребенком: читать  книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ним;   поддерживать  его интерес   к познанию и исследованию.

    При оценке предметных УУД использовались  текущее, тематическое, промежуточное оценивание. (Приложение 2) 

    В конце учебного года проводились итоговые комплексные работы. Процент обучающихся успешно справившихся с итоговой комплексной работой составил 60%.

    Так как в 1 классе безотметочная система обучения, то в течение года мною ведётся мониторинг индивидуальных достижений обучающихся. Чтобы создать полную картину  успеваемости ученика и его достижений, я разработала лист индивидуальных достижений. В данный лист  вношу предметные и метапредметные УУД. С достижениями обучающихся регулярно знакомлю родителей. (Приложение 3)

            На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий период.

    Мониторинг УУД во 2 классе в сравнении с 1 классом.

    Мониторинг личностных УУД.

     Для мониторинга личностных УУД использовалась «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» по Н.Г.Лускановой и задание на усвоение нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже.

    Мониторинг метапредметных УУД.

    -  регулятивные «Проба на внимание» П.Я.Гальперин;

    - познавательные Методика «Выделение существенных признаков» С.Я.Рубинштейн;

    - коммуникативные Методика «Дорога к дому» модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель».

    При оценке предметных УУД использовались  текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание.

    Качество обученности во 2 классе

    2014 – 2015 уч.год

    Русский язык

    Математика

    Литературное чтение (техника чтения)

    Окружающий мир

    55%

    60%

    80%

    92%

     Процент обучающихся успешно справившихся с итоговой комплексной работой составил 72%.

            Полученные данные свидетельствуют том,  что работа, направленная на формирование УУД, дает положительные результаты.

             Результаты   контрольной диагностики показали, что у 72 % обучающихся  УУД сформированы на высоком и среднем уровне. Данная группа учащихся не испытывает трудностей в усвоении материала: учащиеся могут планировать свою деятельность и контролировать свои действия, совершать действия по образцу, сохраняя заданную цель. Имеют адекватную самооценку, умеренный уровень тревожности, легко устанавливают контакты с окружающими.

            28 % учащихся испытывают трудности в усвоении учебного материала. У учащихся  занижена самооценка, высокий уровень беспокойства, наблюдаются трудности в установлении контактов, что может оказывать неблагоприятное воздействие на усвоение учебного материала.

    Используя результаты диагностики, работаю с учителями – предметниками. В организации учебного процесса и осуществлении индивидуального подхода предлагаю учитывать уровень развития УУД обучающихся, обращать  особое внимание на учащихся с низким уровнем развитием УУД, во время уроков и во внеурочной деятельности использовать   задания и упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки, коммуникативных навыков, снижению тревожности, развитию мыслительных операций. Аналогичным образом строится работа с родителями.        

    1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

      Принимаю активное участие в методической работе, в педагогических чтениях, в профессиональных конкурсах на уровне школы, муниципалитета, округа:

    1. Открытый урок обучения грамоте в 1 классе «Звуки [в],[в,]. Буквы В,в» для муниципального методического объединения учителей начальных классов (2013г.).
    2. Открытый изобразительного искусства в 1 классе «Мир нашего аквариума. Рыбы» для муниципального методического объединения учителей начальных классов (2014г.).
    3. Открытый урок обучения грамоте в 1 классе «Звуки [р],[р,]. Буквы Р,р» для воспитателей детского сада. Преемственность обучения детского сада и школы (2013г.).
    4. Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2015г.).
    5. Муниципальный профессиональный конкурс «Учитель года» - III место (2015г.).
    6. Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший нетрадиционный урок в начальной школе» среди учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО (2014г.).
    7. Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший конспект урока с использованием ИКТ» среди учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО (2013г.).
    8. Областной  конкурс педагогического мастерства «Профи - 2014», представлена технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Звери».
    9. Муниципальные педагогические чтения «Совершенствование системы воспитательной работы» (2013 г.).
    10. Муниципальные педагогические чтения «Опыт, проблемы, перспективы реализации ФГОС» (2014 г.).
    11. Региональные педагогические чтения «Технологии актуализации мотивационного материала образовательной среды в образовательной организации». Был представлен опыт работы на тему «Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного  комплекса». г. Ачит, 2014г. Материал размещён в региональном информационном сборнике.
    12. Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (презентация) по проведению обучающих занятий с детьми по тематике «Дорожная безопасность» в 2012- 2013 учебном году. Был представлен «Сборник методических рекомендаций для проведения занятий по профилактике ПДД в начальной школе» – I место.
    13. Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (презентация) по проведению обучающих занятий с детьми по тематике «Дорожная безопасность» в 2013- 2014 учебном году. Был представлены «Методические разработки по правилам дорожного движения с мультемидийным приложением для учащихся 1- 8 классов» – I место; Работа была отправлена на региональный конкурс.

    1.  Непрерывность профессионального развития.

    - 2010г. ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (72ч.) ;

    - 2012г. ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО» (72 ч.);

    - 2012г. ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж» Семинар «Технологии эффективного воспитания во внеурочной деятельности» (6 ч.).

    Имею следующие поощрения: Почётная грамота главы Шалинского городского округа «За успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, предъявление результатов педагогической деятельности в региональных и муниципальных конкурсах и в связи с профессиональным праздником Днём Учителя» (2015г.). Благодарственные письма Управления образованием Шалинского городского округа «За высокие результаты муниципального тура олимпиад в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала (2010г., 2011г.), за участие в муниципальном конкурсе «Лучший урок с использованием средств ИКТ» среди учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО (2013г.). Грамоты Управления образованием как  победителю муниципального этапа конкурса методической продукции по ПДД в номинации «Разработка обучающего занятия по ПДД для учащихся начальной школы» (2013г.),  как лучшему учителю в муниципальном рейтинге среди учителей начальных классов района с педагогическим стажем от 21 года и старше (2014г.). 

    1. Заключение.

    Активное, деятельностное развитие обучающихся становится ключевым направлением современного образовательного процесса.   Выпускник начальной школы должен освоить не только предметные знания, важно развивать личностные качества. Это значит уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, проявлять социальную активность, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их, критически мыслить и  контактировать с людьми.

     На мой взгляд, недостаточно сформированы личностные УУД. В связи с этим целью своей  деятельности  на следующий межаттестационный период ставлю совершенствование системы работы по духовно – нравтвеннму воспитанию младших школьников в урочной и неурочной деятельности.

    6. Литература.

    1.  Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2010.
    2.  Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования/М. Просвещение, 2009.
    1. АсмоловА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/М.:Просвещение, 2008.

    3.  Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2009.

    4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат – М.: Академия, 2008.

    1.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //  Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр  дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.  
    2. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http://kanaevamv.sehost.ru/page1
    3.  Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко и др. Народное образование 2012. -№4 160 с.

            Приложение 1

    Методический инструментарий оценки

    достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

    Показатель

    Класс

    Методика

    Сроки проведения

    1. Личностные

    Мотивация, внутренняя позиция

    1

    «Беседа о школе»  (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

    сентябрь, апрель

    Нравственно – этическая позиция

    Задания на норму справедливого распределения по Ж.Пиаже.

    апрель

    Мотивация

    2

    Анкета для оценки уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой.

    сентябрь, апрель

    Нравственно – этическая позиция

    Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже.

    апрель

    Внутренняя позиция

    3

    «Какой Я?» (Модифицированная методика О.С.Багдановой)

    сентябрь, апрель

    Нравственно – этическая позиция

    «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.Карабановой)

    апрель

    Внутренняя позиция

    4

    Методика самооценки «Лесенка» В.Г.Щур

    сентябрь, апрель

    Нравственно – этическая позиция

    Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» адаптированная Н.В.Куляшовой

    апрель

    Мотивация

    Анкета для оценки уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой.

    апрель

    1. Метапредметные.

    - регулятивные УУД

    1

    Методика «Изучения саморегуляции» по У.В.Ульенковой

    сентябрь, апрель

    2

    «Проба на внимание (буквы)» П.Я.Гальперин

    сентябрь

    3

    «Проба на внимание (текст)» П.Я.Гальперин

    сентябрь

    4

    Анкетирование учащихся. Составитель Н.Ю.Яшина

    апрель

    - познавательные УУД

    1

    «Кодирование» (11-й субтест Д Векслера в версии А.Ю,Панасюка)

    сентябрь, апрель

    2

    «Выделение существенных признаков» (С.Я.Рубинштейн)

    сентябрь

    3

    Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

    сентябрь

    4

    Исследование  способности к умозаключению. Методика «Простые аналогии»

    сентябрь.

    - коммуникативные УУД

    1

    Методика «Рукавички», Г.А.Цукерман

    сентябрь, апрель

    2

    Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)

    сентябрь, апрель

    3

    Методика «Кто прав?», Г.А.Цукерман

    сентябрь, апрель

    4

    «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже )

    сентябрь, апрель

    1. Предметные.

    Оценка достижения обучающимися планируемых результатов.

    1 - 4

    Стартовое, текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание.

    Итоговые комплексные работы.

    в течение года

    апрель

    Приложение 2

    Тематический контроль по математике, тест  «Числа от 1 до 5»

    Дата проведения:  08.10.13 (В.Н.Рудницкая Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012)

    № п/п

    Ф.И. ученика

    Вариант

    Соотношение числа и цифры

    Выбор способа решения

    Понятие столько же

    Выстроить ряд чисел по возрастающей, убывающей

    На сколько больше, меньше

    Состав числа

    Выбор знака +,-

    Понятие «следует за»

    Сравнение чисел

    Баллы

    Уровень

    1.

    Благова Алёна

    II

    -+

    ++

    ++

    -

    +

    +

    +-

    +

    +

    10

    ВС

    2.

    Власова Ульяна

    II

    ++

    ++

    ++

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    12

    В

    3.

    Горбунов Вал.

    I

    ++

    ++

    ++

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    9

    С

    4.

    Голышев Дм.

    II

    --

    --

    -+

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    1

    Н

    5.

    Голышева Вал.

    I

    +-

    -+

    -+

    -

    +

    -

    -

    +

    +

    6

    С

    6.

    Горбунов Мих.

    I

    ++

    +-

    ++

    -

    -

    -

    +-

    +

    +

    8

    С

    7.

    Коньков Арк.

    II

    --

    --

    -+

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    1

    Н

    8.

    Конькова Дарья

    I

    ++

    ++

    ++

    -

    -

    -

    +-

    +

    +

    9

    С

    9.

    Летунова Алёна

    I

    ++

    --

    -+

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    5

    НС

    10.

    Нифонтова Ек.

    I

    ++

    +-

    ++

    +-

    +

    +

    +

    +

    +

    11

    В

    11.

    Осолихина Юл.

    II

    ++

    ++

    ++

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    12

    В

    12.

    Созыкина Мар.

    II

    +-

    +-

    ++

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    4

    Н

    13.

    Тельминова В.

    I

    ++

    +-

    ++

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    8

    ВС

    14.

    Шибанова Нат.

    II

    -+

    -+

    ++

    -

    +

    +

    +

    -

    +

    8

    ВС

    Вывод: Работу выполняли 14 обучающихся показали следующие результаты:

    Затруднения вызвали задания следующего характера:

    • Выстроить ряд чисел по возрастающей и убывающей;
    • Понятия «больше на», «меньше на»;
    • Состав чисел.

    Приложение 3

    Лист индивидуальных достижений

    1 класс 2013 – 2014 уч.год

    Осолихина Юлианна

    № п/п

    Уровень усвоения

    Характеристика

    ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

    1.

    Русский язык

    Высокий

    Каллиграфия сформирована. Допускает 1-2негрубых недочёта.

    Грамотно пишет под диктовку и списывает текст без ошибок. Знает правила орфографии и применяет их.

    2.

    Литературное чтение

    Средний

    Высокий

    Развитие речи: допускает неточности в речевом оформлении ответов;

    Работа с книгой:  самостоятельно ориентируется в детской книге из доступного круга чтения, легко вычленяет на обложке и прочитывает название книги, определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).

    Хорошо запоминает стихи и выразительно их рассказывает, пересказывает текст.

    Техника чтения: 63 слова в минуту.

    3.

    Математика

    Высокий

    Устные вычислительные навыки: демонстрирует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производит вычисления правильно и достаточно быстро.

    Письменные вычислительные навыки:

    письменные вычисления выполняет  безошибочно.

    Решение задач: может самостоятельно и безошибочно решить задачу (решает, объясняет ход решения и точно формулирует ответ на вопрос задачи).

    Геометрический материал: ориентируется в геометрических понятиях: называет геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), чертит, используя линейку, карандаш, находит периметр.

    4.

    Окружающий мир

    Средний

    Ответы строит правильно, но не всегда логически законченные рассказы, допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, частично испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

    5.

    Личностные

    (исследование по модефицированной методике Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина

    «Беседа о школе»)

    Высокий

    школьно-учебная ориентация и позитивное отношение к школе сформированы

    Принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения. умеет организовать ребят, повести за собой.

    6.

    Коммуникативные

    (по методике Г.А.Цукермана «Рукавички»)

    Высокий

    рукавички украшены одинаковыми узорами; дети активно обсуждали вариант узора; пришли к согласию способа раскрашивания; следят за реализацией принятого замысла.

    7.

    Регулятивные

    (по методике У.В.Ульяновой «Изучение саморегуляции»)

    Высокий

    Принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекается, в одинаковом темпе.  По ходу работы не допускает ошибок. Старается, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно.

    КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ

    8.

    Конкурс чтецов «Славная Осень!»

    Конкурс «Кормушка для птиц»

    Школьный

    Муниципальный

    1 место

    Участие

    9.

    «Моя малая родина»;

    «Мой класс и моя школа»;

    «Мои домашние питомцы;

    «Как живёт семья»;

    «Весёлая азбука!»

    «Мои любимые сказки».

    Проект внутри класса

    Участие


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

    В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе....

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

    Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

    Данный документ содержит программу формированиея УУД.Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам  начального обще...

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

    Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования -  ответ на новый социальный запрос, основанный  на знаниях и высоком инновационном потенциале.  Новые...

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это до...

    Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников

    С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гиб...

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС

    Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....