Главные вкладки

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
    статья на тему

    Запащикова Эльмира Нурлаевна

    Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zapashchikova_en_statya.docx23.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Э.Н.Запащикова,

    учитель начальных классов,

    МОУ «Каслинская СОШ №27»

    Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения.

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    В своей педагогической деятельности я применяю системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

    – применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог; 

    –создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

    На уроках русского языка продолжаю работу по формированию познавательных универсальных учебных действий при чтении текстов. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста.

    В ходе обучения чтению учащиеся овладевают различными видами и типами чтения, которые способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий:

    –ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

    –изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

    – поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.

    В процессе своей работы создаю педагогические условия для формирования познавательных универсальных учебных действий:

    1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, осуществляю «эмоциональную поддержку».

    2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности использую уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что...») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.

    3. Поддерживаю любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.

    4. Речевые разминки на наших уроках решают следующие конкретные задачи:

    а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

    б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

    в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.).

    В уроки русского языка я включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

    Мною организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого являлось самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

    В ходе уроков русского языка (тема  «Язык и речь»; «Второстепенные члены предложения. Определение») формируются познавательные универсальные учебные действия. Это заключается в обучении учащихся ставить познавательную цель урока, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

    В процессе урока также происходило формирование регулятивных универсальных учебных действий. Это проявлялось саморегуляцией учащихся, они проявляли способность к волевому усилию.

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе урока у всех детей происходило по-разному. Одни испытывали потребность в общении с учителем, выкрикивая ответы с места, просились поработать у доски. Другие учащиеся внимательно слушали и вступали в диалог после того, как учитель задавал вопрос или приглашал поработать у доски.

    Формирование личностных универсальных учебных действий также как и коммуникативных, у всех детей происходило не одинаково. Некоторые учащиеся не стремились получить знания, на уроке работали без особого интереса.

    В конце урока проходило оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Процесс оценивания учащимся очень нравился, они старались объективно оценить себя и своих товарищей.

    Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:

    – носят надпредметный и метапредметный характер;

    – лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания;

    – обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;

    –обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

    Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умение учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.

    Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

    Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

    В частности на наших уроках русского языка  стараюсь эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

    Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

    Список литературы:

    1.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2010. – 447с.

    2.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя. 5-е издание. – М.: Просвещение, 2014.

    3.Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. – 2010. – № 10 – С. 15-22.

    4.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников / М.С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

    Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

    Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

    статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

    В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

    Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

    Неотъемлемой частью  ядра нового стандарта являются  универсальные  учебные  действия  (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

         Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебно...

    Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

    В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в ...