Дефекты прикуса и их исправление
консультация ( класс) на тему

Першина Светлана Викторовна

В статье рассказывается о вредных привычках у детей, приводящих к нарушению прикуса. Даны рекомендации по исправлению прикуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_prikusdokument_microsoft_office_word.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дефекты прикуса и их исправление

            Профилактические осмотры выявляют у современных детей различные зубочелюстные аномалии, ими страдают от 60-ти до 80-ти % детей. В этом же диапазоне колеблется и частота детских речевых нарушений.

На  профилактических осмотрах выявляются различные «пристрастия» малышей: сосать пустышку, тянуть что-то в рот, закусывать губки или щёчки, дышать через приоткрытый рот, высовывать язычок, облизывать рот и так далее. Невинные, казалось бы, шалости! Именно эти привычки приводят как зубочелюстным аномалиям, так и к дефектам звукопроизношения. В норме у трехлетнего ребёнка должен сформироваться правильный молочный прикус: ровные челюстные дуги, верхние и нижние зубки «смотрят» друг на друга, а верхние резцы на 1/3 перекрывают нижние при смыкании челюстей. При наличии вредных привычек ничего этого не происходит, потому что прикус либо открытый (передний или боковой), либо перекрёстный, либо прогения (нижняя челюсть выдаётся вперёд), либо прогнатия (верхние зубы нависают над нижней губой).  В  возрасте (трёх лет) в речи малыша должны появиться все основные звуки, а словарный запас достичь тысячи слов, но при вышеперечисленных нарушениях прикуса добиться этого невозможно ни теоретически, ни практически, стало быть, у ребёнка будет задержка речевого развития.

Запрограммированные  привычки

Взрослые часто неосознанно или осознанно программируют кроху на ту или иную вредную привычку. Доказано: в семье, где курение под запретом, малыш  прекрасно обходится без пустышки. Если же кто-то из родителей курит, у малютки есть все шансы родиться не только с никотиновой зависимостью, но и с неврозом. Тогда без соски он не сможет не только спать, но и бодрствовать. Впоследствии пустышка «исчезнет», но ребёнок непременно найдёт ей замену: палец, карандаш, ручку, уголок одеяла…

Если во рту малыша длительное время находился посторонний предмет (бутылочка с соской, пустышка, палец и т.д.), к 3-4-м годам у него формируется аномальный прикус. Постоянное давление пальца либо бутылочки на нижнюю челюсть замедляет её роста, челюстная дуга искривляется, нижние центральные зубы наклоняются внутрь ротовой полости. Они могут «сбиваться в кучу», наезжая друг на друга. Верхняя же челюсть начинает выдаваться вперёд, центральные верхние резцы нависают над нижней губой, возникает прогнатия. Одновременно деформируется свод твёрдого нёба, верхние зубы занимают неправильное положение. Впоследствии подобная «диспозиция» передаётся и постоянным зубам, на фоне всего этого  нередко развивается парадонтит.

К таким же последствиям приводит и привычка малыша прикусывать нижнюю губку. К пяти годам и в том, и в другом случае у ребенка формируется ярко выраженная прогнатияверхняя челюсть выдаётся вперёд, а нижняя «уходит назад». Произношение звуков при этом приобретает губно-зубной характер: «фапка» (шапка), «фуп» (суп), «вайка» (зайка), «вук» (жук), «вапата» (лапата) и т.д.

Если прикусывается верхняя губка, или по какой-то причине малыш выдвигает вперёд нижнюю челюсть (это действие у него иногда приобретает характер «ритуала»), возникает прогения. Нижняя челюсть занимает главенствующую позицию: нижние передние зубы перекрывают  верхние, а нижняя губа подминает под себя верхнюю. Подобный дефект прикуса очень часто бывает наследственным. У малыша с прогенией нередко нарушено носовое дыхание, он предпочитает дышать ртом. В этом случае необходимо провериться у отоларинголога, возможно у него аденоиды. Если не принять своевременных мер по устранению всех этих негативных обстоятельств, звуки у ребёнка  появятся поздно, голос приобретёт стойкий гнусавый (носовой) оттенок.

Открытый прикус

Столь распространенная привычка малыша сосать пустышку и в год, и в два года, а иной раз и в три, провоцирует так называемый передний открытый прикус: между верхними и нижними зубами образуется щель (по центру, или немного сбоку), в которую просовывается язык. В этом положении язык будет находиться как во время приёма пищи, так и при разговоре. И то и другое выглядит не совсем эстетично.

Открытый прикус часто возникает при раннем кариесе передних резцов. В этом случае уже у двух-трёхлетних малышей  вместо передних зубов – одни гнилые «пенёчки». Причина раннего кариеса – привычка ребёнка засыпать с бутылочкой, в которой налит либо сок, либо подслащённый чай. Именно сладкие напитки и провоцируют ранний кариес.

Нетрудно предугадать, как у ребёнка с открытым прикусом будут обстоять дела со звукопроизношением:  при произнесении свистящих [С], [З], [Ц] и шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] малыш станет неизменно шепелявить, согласные [Т], [Д], [Н], [Л] будут произноситься  также  межзубно,  звуки [Л] и [Р]  он не сможет  произносить вовсе.

Что делать, если дефект прикуса у ребенка и налицо, и на лице, а звуки оставляют желать лучшего? Прибавьте к этому затрудненное носовое дыхание, постоянно полуоткрытый рот. В первую очередь, надо посетить кабинет врача-ортодонта. Возможно, он посоветует для исправления прикуса и нормализации носового дыхания так называемые вестибулярные пластинки. Вестибулярные пластинки применяются строго по показанию и по назначению врача. Для исправления прикуса (прогнатия, прогения) применяются пластинки с козырьком. У ребенка передний открытый прикус и межзубное произношение звуков? Тогда используется пластинка с проволочной заслонкой для языка. Её девиз: «Язык не пройдёт!» Если у малыша есть дефекты звукопроизношения, или нарушен темп речи (заикание, полтерн, брадилалия, тахилалия), есть смысл использовать пластинку с бусинкой. Помните знаменитого греческого оратора Демосфена и его камешки во рту!? По этому же принципу действует и эта пластинка. Для нормализации функции дыхания (привычное ротовое дыхание) поможет так называемая стандартная вестибулярная пластинка. Она располагается в преддверии рта - перед зубами ребёнка. Врождённый смыкательный рефлекс удерживает её в нужном положении, и при этом  дышит малыш только носом!

Как исправить  прогнатию?

Что конкретно делать, если у малыша прогнатия: абсолютно не «волевой» подбородок, нижняя челюсть «отползла» назад, а верхние зубки, как у кролика, выдаются вперёд? Упражнения для губ и нижней челюсти – миогимнастика, проводится параллельно с дыхательной гимнастикой и ношением вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вниз). Естественно, во время миогимнастики пластинки во рту малыша быть не должно. Проделываются упражнения 2-3 раза в день сначала 5 минут, затем - 10-15 минут, сидя перед зеркалом. Не берите для работы с ребенком сразу весь комплекс. Начните с одного-двух упражнений. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие. И хорошо бы перед началом домашних самостоятельных занятий побывать у  логопеда.

1. Упражнение «Улыбка». Губы естественно улыбаются, зубы сжаты «заборчиком»,т.е. верхние зубы «стоят» на над соответствующими нижними. Передние зубы хорошо видны. Удерживать такое положение не менее 10 секунд (от занятия к занятию время удлиняется).

2. Упражнение «Трубочка». Зубы плотно сжаты. Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее 10 секунд (продолжительность постепенно увеличивается).

 

3. Чередовать упражнения «Улыбка» - «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз. Зубы всё время сжаты! Не торопитесь! Фиксируйте то и другое положение губ.

 

4. Упражнение «Рыбка». Зубы крепко сжаты, губы вытянуты вперёд (см. упр. «Трубочка»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

 

5. Упражнение «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытянуть вперед «рупором», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы (нижняя челюсть по-прежнему выдвинута вперёд!). Сделать не менее 10 повторов.

 

6. Упражнение «Досада». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее10-15 раз. Зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд.

7. Упражнение «Литавры». Губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд. Проделать не менее 10раз.

8. Упражнение «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, как это делает лошадка. Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Проделать не менее 10 раз.

9. Упражнение «Засов». Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.

 

10. Упражнение «Прятки».

а) «Спрятать» верхнюю губку, прикусив её нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается);

б) «Спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами.  Нижняя челюсть при этом максимально выдвинута вперёд. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается).

11. Упражнение «Рубанок». «Поскрести» нижними центральными резцами по верхней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперёд и энергично «работает».

Как устранить прогению?

Исправить прогению (нижняя челюсть неестественно выдаётся вперёд) бывает непросто. Но регулярное ношение вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вверх) и выполнение артикуляционных упражнений (миогимнастики) помогают справиться и с этой аномалией прикуса.

Ребёнку надо представить, что его зубки и губки, это «упрямые двери», которые так и норовят «перекоситься».

1. Артикуляционное упражнение «Выравниваем двери»

а) рот приоткрыть, затем, медленно перемещая нижнюю челюсть назад, установить края нижних центральных зубов на края верхних, удержать это положение 5-10 секунд;

б) рот открыть, затем, перемещая нижнюю челюсть назад, плотно сжать губы, слегка прикусив их зубами, удержать 5-10 секунд.

Что приходится делать, если одна створка двери мешает закрываться другой? Правильно, брать рубанок и убирать всё «лишнее»!

2. Упражнение «Рубанок»: «Поскрести» верхними центральными зубами по нижней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть отодвигается назад и активно «помогает» в этой работе.

3. Упражнение «Кролик»: а) покусать верхними передними зубами нижнюю губку не менее 10-15 раз. Затем захватить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы при выполнении этого упражнения хорошо видны.

б) постараться дотянуться верхними резцами до верхней части подбородка и тоже слегка покусать его. Зафиксировать это низкое положение верхней челюсти на подбородке и удержать его в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы хорошо видны.

А теперь поиграет с губками и зубками в «прятки».

4. Упражнение «Прятки»: «спрятать» нижнюю губку за верхние передние зубы и верхнюю губку, прикусив её. При этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком, а вот верхние зубы не видны. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время от занятия к занятию увеличивается. 

С помощью артикуляционных упражнений и пластинок ребёнок приобретает полезные навыки, помогающие справиться с произношением трудных звуков, у него формируется правильный прикус. Но надо быть готовым к тому, что ношение пластин и постановка звуков растянется на несколько лет. От родителей и от ребёнка это потребует огромного терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Памятка по исправлению ошибок

Памятка по исправлению ошибок...

Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития умственно отсталого ребенка.

 Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в...

Если у ребёнка нарушен прикус

Материал для родителей о причинах  неправильного прикуса. Профилактика неправильного прикуса у детей....

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...