Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"
творческая работа учащихся (3 класс) на тему

Пересыпкина Марина Петровна

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир", где заняла 3 место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Боровлянская средняя общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа

«Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников»

Выполнил:

ученик 3 класса

Каргин Иван

Руководитель:

учитель начальных классов

Пересыпкина М.П.

2015 – 2016 уч. г.

Содержание

Введение

  1. Теоретическая часть. Обзор литературы.
  1. Портфель: вчера, сегодня, завтра
  2. Нормативные требования к школьному портфелю
  3. Понятие «осанка» и факторы, на неё влияющие
  1. Практическая часть. Измерение веса портфелей и оценка осанки учеников класса

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение

     Придя 1 сентября в школу, я заметил, что у многих учеников нашего класса в этом году появились новые портфели. На переменах я рассматривал их. Они были разные: по цвету, весу, оформлению. Меня заинтересовал вопрос – как выбрать портфель правильно из того многообразия, что предлагают нам сегодня магазины. Кроме того, наш учитель Марина Петровна постоянно напоминает нам про осанку, про правильную посадку во время письма, говорит нам о том, что если мы всё это будем соблюдать, то у нас будет хорошая осанка и мы будем стройными и красивыми. В нашей работе мы решили изучить влияние школьного портфеля на осанку младших школьников.

Актуальность обусловлена тем, что большинство школьников имеют нарушение осанки, что в дальнейшем ведёт за собой возникновение различных заболеваний у взрослых. Своим исследованием мы хотим показать значимость выбора «правильного» портфеля, как одного из факторов, влияющего на формирование правильной осанки.

Цель и задачи исследовательской работы

Цель – исследование влияния школьного портфеля на осанку младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить, обобщить теоретический материал о портфелях и санитарных нормах, предъявляемым к ним.
  2. Изучить факторы, влияющие на формирование осанки.
  3. Провести ряд экспериментов:

-анкетирование одноклассников по выбору школьного портфеля

-оценка осанки школьников

-измерение массы тела, веса школьного портфеля в течении учебной недели.

     4. Произвести статистическую обработку данных.

     5. Предложить свои способы решения проблемы.

Гипотеза – я предполагаю, что портфель, не соответствующий нормам САНПИНа, влияет на формирование осанки младших школьников негативным образом.

Объект исследования – младший школьник.

Предмет исследования – школьный портфель младшего школьника.

Участники исследования – учащиеся 3 класса.

Методы исследования:

-анализ литературы и интернет-ресурсов

-анкетирование

-эксперимент

-анализ

-обобщение

Практическая значимость. Мои исследования помогут в правильном выборе портфеля и сохранят здоровье младших школьников.

  1. Теоретическая часть. Обзор литературы.
  1. Портфель: вчера, сегодня, завтра

     Своё исследование мы начали с работы со словарями. Мы узнали, что слово «портфель» многозначное. Основное его значение  - род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся
крышкой и запором для ношения бумаг, книг. Существительное портфель появилось в России в начале XIX века и произносилось тогда как портфейль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего "носить листы бумаги".

     Школьная сумка с плечевыми ремнями и твёрдым корпусом, которую носят за спиной, ранец, а если у неё мягкий корпус – рюкзак. Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки (ранец – Ranzen) и походного вещевого мешка (рюкзак – Rucksack).

     Когда же появился портфель? Наверное, вместе с книжками и тетрадками? Но ведь до появления бумаги люди на чём-то писали. Конечно, портфелей сначала не было, но были вещи, их заменяющие. Например, давным-давно, тысячи лет назад  люди  писали на глиняных табличках. А  «книжки» и «тетрадки»  хранились  в громадных сундуках или здоровенных глиняных сосудах. Позже, когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно было склеивать в свитки.  Выполнил домашнее задание, свернул свиток и положил  – нет, не в портфель.  А в специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.

     А потом китайцы изобрели бумагу. Из Китая 800 лет назад она попала в Европу. В Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель.  А вот брат-близнец портфеля – ранец – пришел  к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок.

В XIX веке ранцами стали называть ученические сумки, которые школьники носили на лямках за спиной. До революции ранцы делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным.

     Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с  героями мультфильмов и неоновыми вставками.

   Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники,  тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он  немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец  выглядит, как планшетный  персональный компьютер.

     Портфель – неотъемлемый атрибут школьной жизни каждого ученика. Ему даже установлен памятник, в селе Венгеровка Белгородской области.

     Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой – способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев-компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в  «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).

  1. Нормативные требования к школьному портфелю

     Выбирая между ранцем, портфелем или сумкой, необходимо отдавать предпочтение ранцу, так как у ранца жёсткая спинка, в отличие от портфеля, а у сумки одна лямка, что не позволяет распределить нагрузку для позвоночника равномерно.

     Для школьного портфеля существуют санитарные правила и нормы (СанПиН). Согласно этим правилам ранец должен отвечать следующим требованиям:

- Ширина лямки 4 – 4,5 см.

-Ранец не должен быть шире плеч ребёнка.

-Он должен иметь жёсткую заднюю спинку.

-Ранец не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей.

-Материал, из которого пошит ранец, должен быть прочным, лёгким, водонепроницаемым и удобным для чистки.

     Вес пустого ранца для учащихся начальных классов не должен превышать 600 г.

    Масса учебника для 1-х – 4 – х классов не должна быть больше 300 г.

    Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать для учеников начальных классов  2,5 кг.

     В тех же требованиях СанПиН рекомендуется в целях профилактики нарушения осанки обучающихся для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.

     Также мы узнали, что в нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.

     

  1. Понятие «осанка». Факторы, влияющие на осанку

     Мы исследовали значение слова «осанка» в толковом словаре и медицинской энциклопедии.

     Осанка – внешность, манера держать свою фигуру. (Толковый словарь Ожегова)

     Осанка – привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряжённым положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе. (Медицинская энциклопедия.)

     Говорят, что здоровье родом из детства. И осанка это подтверждает. Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 12 лет, в это время быстро развиваются механизмы, которые обеспечивают вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение во время письма и чтения, не по росту подобранная мебель для занятий, неудобная одежда и обувь.

     Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и портфели.  Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в 4 кг равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. Это может привести к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортить осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования по отношения к школьному портфелю.

II Практическая часть. Измерение веса портфелей и оценка осанки учеников класса.

     Нами было проведено исследование в 3 классе, классе в котором я учусь. В исследовании приняло участие 17 человек. Исследование состояло из нескольких частей.

  1. Оценка осанки учеников класса.

Ребята вставали к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались её. При нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку следует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь.

Результаты исследования.

Хорошая осанка у 10 человек, нарушение осанки выявлено у 7 человек.

  1. Анкетирование.  (Приложение 1)

Результаты анкетирования.

   Формы наших портфелей разнообразна: прямоугольная – 8 человек, овальная – 4, квадратная – 3, круглая – 1, треугольная – 1. Преобладает в основном чёрный цвет – 5 ответов, розовый – 3, фиолетовый – 2, красный, серый, голубой и коричневый – по 1 ответу. Лишь у 5 человек из числа опрашиваемых в ранце жёсткая спинка.

     Большинство учеников нашего класса покупают портфель совместно с родителями – это 5 человек, выбирают его самостоятельно 3 человека, покупает мама – 4 ответа, кто-нибудь из родственников приобретает портфель 2 ученикам.

     7 человек из опрашиваемых купили портфели российского производства, 10 человек – импортного. Совершили покупку в магазине 15 человек, на рынке – 2 человека.

     Школьные портфели выбираются в основном удобные, это отметили 12 человек. На цену обращают внимание 11 человек. Цвет является важным для 4 человек. Форма портфеля при покупке важна для 3 человек.

     При ответе на вопрос «Какого цвета портфель вам нравится?» лидировали такие цвета, как чёрный и фиолетовый – по 4 ответа и розовый – 3 ответа.

     Все, кто участвовал в анкетировании, ответили, что им не тяжело носить портфель и никаких «лишних» предметов в их портфелях не бывает.

     Пользуются портфелями 3 года – 7 человек, 2 года – 6, 1 год -4.

Меняют портфели, когда они изнашиваются, причинами являются: стал старым – 2, порвался – 4, сломался замок – 3, надоел – 1.

     Мы предложили пофантазировать моим одноклассникам и нарисовать портфель будущего. (Приложение 2)

  1. Взвешивание школьного портфеля в течение учебной недели. Результаты представлены в таблице 1.

п/п

Фамилия Имя

Вес пустого ранца, в г

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

1

Маша А.

800

4900

4500

4400

4800

4300

2

Саша Б.

550

4400

3900

3500

4400

3500

3

Вова Ж.

500

4050

3500

3000

3950

3000

4

Ваня К.

570

3650

3100

2700

3100

2700

5

Даша К.

500

3900

3350

2700

3900

2850

6

Аня К.

800

3900

3400

3100

3900

3150

7

Рома К.

700

4600

4200

3800

4700

3750

8

Никита М.

800

3300

3100

2700

3350

2800

9

Серёжа С.

880

4100

3600

2500

4150

2550

10

Паша П.

350

3500

3700

3100

3500

3150

11

Вика Т.

450

4300

3800

3200

4300

3200

12

Ваня Ф.

250

3500

3250

3000

3500

3200

13

Слава Ф.

870

4000

3500

3000

3900

3100

14

Ульяна Ц.

700

3800

3300

2900

3800

2900

15

Кирилл Ч.

700

3700

3200

3000

3700

3000

16

Вика Ч.

500

3600

3100

2700

3600

2750

17

Настя Ю.

600

3500

3000

2700

3500

2700

При рассмотрении содержимого портфелей мы заметили, у некоторых учеников в портфелях находятся лишние вещи – учебники, которые не нужны в этот день, книги, раскраски, журналы.

  1. Измерение веса учеников.

№ п/п

Фамилия Имя

Вес, кг

Масса, которую не должен превышать портфель, г

1

Маша А.

29

2900

2

Саша Б.

23

2300

3

Вова Ж.

39

3900

4

Ваня К.

40

4000

5

Даша К.

29

2900

6

Аня К.

34

3100

7

Рома К.

27

2700

8

Никита М.

23

2300

9

Серёжа С.

40

4000

10

Паша П.

38

3800

11

Вика Т.

26

2600

12

Ваня Ф.

29

2900

13

Слава Ф.

37

3700

14

Ульяна Ц.

24

2400

15

Кирилл Ч.

25

2500

16

Вика Ч.

35

3500

17

Настя Ю.

36

3600

     

  1. Анализ полученной информации.

Полученные данные обобщены в таблице 3.

№ п/п

Фамилия Имя

Вес портфеля в течение недели

Допустимый вес портфеля

Осанка

1

Маша А.

4300 - 4900

2900

Нарушена

2

Саша Б.

3500 - 4400

2300

Нарушена

3

Вова Ж.

3000 - 4050

3900

Не нарушена

4

Ваня К.

2700 - 3650

4000

Не нарушена

5

Даша К.

2700 - 3900

2900

Нарушена

6

Аня К.

3100 - 3900

3100

Не нарушена

7

Рома К.

3750 - 4700

2700

Нарушена

8

Никита М.

2700 - 3350

2300

Нарушена

9

Серёжа С.

2500 - 4050

4000

Не нарушена

10

Паша П.

3100 - 3700

3800

Не нарушена

11

Вика Т.

3200 - 4300

2600

Нарушена

12

Ваня Ф.

3000 - 3500

2900

Не нарушена

13

Слава Ф.

3000 - 4000

3700

Не нарушена

14

Ульяна Ц.

2900 - 3800

2400

Не нарушена

15

Кирилл Ч.

3000 - 3700

2500

Нарушена

16

Вика Ч.

2700 - 3600

3500

Не нарушена

17

Настя Ю.

2700 - 3500

3600

Не нарушена

Таким образом, можно заметить некую закономерность между весом школьного портфеля и осанкой учеников.

Выводы

     В ходе исследования поставленные цель и задачи были достигнуты. Проведя данное исследование, мы  обнаружили, что у ребят со слишком тяжелым ранцем появились проблемы с опорно-двигательной системой.  Это подтверждает  нашу гипотезу о том, что тяжелый ранец вредит здоровью. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Поэтому считаю необходимым  разработать рекомендации для учащихся, родителей и работников школы.  ( Приложение 3)

Для меня данная работа представила большой интерес - я узнал      много нового о своём портфеле: из истории портфеля и о его требованиях. Она может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год.

   

 Список литературы

  1. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
  2. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье» - Начальная школа. – 2008. - № 3
  3. Сухаревская Е. Проекты и исследования.    //  Начальная школа  № 5, 2008г
  4. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М - «Русский язык»,  1990г.;
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг

 Интернет – ресурсы

  1. Правда о школьных портфелях. // Сайт «Здоровье».

Приложение 1

Анкета

  1. Какого цвета, какой формы твой школьный портфель? Жёсткая ли у него спинка?
  2. Кто выбирает для вас портфель?

А) Я сам (сама)

Б) Мама

В) Папа

Г) С родителями вместе

Д) Родственники (кто из родственников можете дописать здесь)__________________________________________________________.

3. Где покупаете?

А) В магазине

Б) На рынке

4. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?

А) Российский

Б) Импортный

5. По каким критериям (признакам) выбираете? (Можете отметить несколько признаков сразу)

А) Цвет

Б) Форма

В) Цена

Г) Удобство

6.  Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите

__________________________________________________________________

  1. Тяжело ли тебе носить школьный портфель?

А) да

Б) нет

8.  Как долго пользуетесь одним портфелем?

__________________________________________________________________

9. По какой причине меняете портфель?

_________________________________________________________________

10. Носишь ли ты в портфеле предметы, которые не относятся к учёбе?

11. Каким ты видишь портфель будущего?

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендации ученикам

1.  Не носите лишнего в ранцах.

2.  Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

  1. Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.
  2. Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.
  3. Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.

Рекомендации родителям

1.  Не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300гр.

2.     У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.

3.     Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

     4. У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка, которая влияет на эмоциональный статус ребенка, развивает комплекс «неудачника».

     5. Контролируйте содержимое ранцев вашего ребёнка.

Рекомендации учителям и работникам школ

  1. Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
  2. При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
  3. Организовать хранение сменной обуви, принадлежностей для уроков технологии, ИЗО в помещении школы;
  4. Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

Положение о школьном этапе предметных олимпиад младших школьников

Положение о школьном этапе предметных олимпиад младших школьников....

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Рекомендации для сохранения осанки младших школьников (для родителей)

Полезные советы для родителей по сохранению и прививанию навыка правильной осанки младшим школьникам и организации рабочего места дома....

Доклад на тему "Влияние специальных физических упражнений на корекцию осанки младших школьников"

Доклад подготовлен для учителей начальных классов для коррекции осанки младших школьников, так как проблема, связанная с формированием правильной осанки, особенно в детском возрасте, актуальна во всем...

«Выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников»

Цель исследования - выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников. Задачи исследования: 1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников 2) Выявить ...